«НЕВА – ГЛАВНЫЙ ПРОСПЕКТ ПЕТЕРБУРГА»: СОВРЕМЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОЖАН (часть 2)

  • Наталия Евгеньевна МАЗАЛОВА Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-7586-4506
Ключевые слова: Нева, современная городская мифология, мифологема, миф творения, эсхатологический миф

Аннотация

Статья посвящена анализу мифолегемы Нева, ее роли и месту в современной петербургской мифологии. Автор раскрывает значимость Невы как символа Петербурга, поскольку Нева является важным элементом современной городской мифологии. В качестве метода полевых исследований используется метод социальной антропологии и этнологии – экспериментальный, направленный на проверку выдвинутой гипотезы. При изучении мифологемы Нева применяется системный метод, направленный на выявление связей сложной системы – петербургской мифологии. В соответствии с принципами антропоцентризма Нева, как и вода, река в мифологии, олицетворяет женское начало, ее также рассматривают как артерию, главный элемент живого организма – города. Нева имеет мифологическое значение центра. Автор делает вывод о том, что мифологема Нева соотносится с такими важнейшими концептами культуры, как вода и река, и включает многие их характеристики. Кроме того, Нева наделена значением границы. На примере Невы показана специфика петербургской мифологии: дуализм природы и культуры. В работе отмечается, что именно петербургской мифологии свойственна следующая особенность: когда объект природы начинает восприниматься как культурный (Нева – главный проспект), а культурный объект воспринимается как природный (Невский проспект – приток Невы). Автор доказывает, что именно мифологема Нева репрезентирует два основных петербургских мифа – миф творения и эсхатологический. Неву можно рассматривать как один из символов, формирующих петербургскую идентичность.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Наталия Евгеньевна МАЗАЛОВА, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Литература

Топоров В.н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. 820 c.

Полевые материалы Н.Е. Мазаловой // Арх. Музея антропологии и этнографии Рос. акад. наук (АМАЭ РАН). Ф. 7. Оп. 1. № 2357.

Корюшка и колюшка или ловля рыбы в блокадном Ленинграде. URL: https://ymedvedev.livejournal.com/15307.html (дата обращения: 15.05.2018).

Никольская Л. По теченью плывет волна. URL: http://www.stihi.ru/2015/05/12/1329 (дата обращения: 20.05.2019).

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Вып. 664. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII. Тарту, 1984. С. 30–45.

Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т. 1. А-К. М.: Большая рос. энцикл., 1998.

Магницкая С. Стихи. URL: http://svet-slova.ru (дата обращения: 23.03.2019).

Толстая Т. Река Оккервиль. URL: https://www.litmir.me/br/?b=27623&p=1 (дата обращения: 24.02.2019).

Сны. URL: kovcheg-sfera.ru (дата обращения: 04.02.2018).

Мережковский Д.С. Антихрист. Петр и Алексей. М., 1905. 609 с.

Синдаловский н.А. Дьявольское безумие террора: Петербургские страницы истории русского терроризма глазами городского фольклора // Нева. 2011. № 7. С. 193–211.

Мазалова н.Е. «Ты в центре Петербурга – в центре мира»: представления петербуржцев о центре города // Антропология Петербурга: сб. ст. к 85-летию со дня рождения Н.В. Юхневой. СПб.: МАЭ РАН, 2017. Ч. 1. С. 377–401.

Цыпкин Л. Лето в Бадене. Роман. М.: Новое лит. обозрение, 2003. 224 с.

Попов В. Безумное плавание. СПб.: Метропресс, 2015. 256 с.

Опубликован
2020-02-21
Как цитировать
МАЗАЛОВА, Н. (2020). «НЕВА – ГЛАВНЫЙ ПРОСПЕКТ ПЕТЕРБУРГА»: СОВРЕМЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОЖАН (часть 2). Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки», (1), 88. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2020.1.88