О философских идеях высшей общности (предельных значениях)

  • Владимир Иванович КРАСИКОВ Всероссийский государственный университет юстиции https://orcid.org/0000-0002-8850-5550
Ключевые слова: предельные значения, высшая общность, имагинативная генерализация, онтологическая работа философа, многоаспектный перспективизм

Аннотация

Автор статьи ставит вопрос о специфике идей высшей степени общности, их статусе и механизмах их формирования и полагает, что интеллекту наряду с описательной и схематизирующей генерализацией присуща также имагинативная генерализация, или работа творческого воображения, контролируемая требованиями связности и логичности. С историко-антропологической точки зрения предельные значения представляют собой умопостигаемый предел генерализации значимостей какого-либо из «сегментов» человеческого существования. Их функции – организация умопостижения, индикация смыслов и ценностей. Процессы усмотрения предельного значения в группе всеобщих, его полагание в качестве «координат» предлагаемого учения, аргументация в его пользу и демонстрация мировоззренческих следствий – все это и составляет суть онтологической работы философа. Философы постулируют основоположения своих учений, или предельные значения, используя их затем уже в качестве своих главных аргументов. Подобные высшие идеи имеют своим источником происхождения как объективный социальный, так и субъективный психологический контекст. Автор больше интересуется вторым аспектом, выявляя субъективные механизмы деятельности сознания по выбору некоторых общих понятий на роль предельных значений. Вместе с тем он утверждает антропологическую обусловленность многообразия философских учений как выражения многочисленных субъективных образов одного реально наличного мира. Подобная многосценарность поддерживает оптимум отбора нужных перспектив для развития человечества в самых разных областях его соприкосновения с действительностью. Полагания предельных значений в истории философии вовсе не являются волюнтаристскими актами, а имеют корреляции как с реальными условиями человеческого существования, так и с требованиями историко-философской традиции рационального обоснования устанавливаемых основоположений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Владимир Иванович КРАСИКОВ, Всероссийский государственный университет юстиции

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник центра научных исследований

Литература

Карпов К.В. Основные аспекты средневековой трансцендентальной философии // Вопр. философии. 2016. № 11. С. 204–214.

Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 3. Критика чистого разума. М.: ЧОРО, 1994. 740 с.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: ДИК, 1999. 332 с.

Бальтазар Н., Дебольский Н.Г., Яковенко Б.В. Метафизика на рубеже эпох. Левенская школа. Томас Хилл Грин. Джосайя Ройс. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. 135 с.

Гартман Н. К основоположению онтологии / пер. на рус. яз. Ю.В. Медведева. СПб., 2003. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5683 (дата обращения: 01.11.2019).

Уайтхед А.Н. Гл. 1. Значимость // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 337–353.

Малкина С.М. Проблема критики метафизики и постметафизическое мышление: дис. … д-ра филос. наук. Саратов, 2017. 376 с.

Тентимишова А.К. Концепт и концептосфера в исследованиях ученых-лингвистов // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 17. С. 226–230. URL: http://e-koncept.ru/2016/46223.htm (дата обращения: 01.11.2019).

Пилатова В.Н., Вишаренко С.В. Предельное понятие и его экспликативный потенциал (на примере рассказов Э. Манро) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2016. № 11(65): в 3 ч. Ч. 3. C. 153–155.

Александров О.А., Андреева О.А. Универсальные концепты в когнитивной системе человека // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2010. № 3(7). С. 26–29.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 543 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. 480 с.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Яз. славян. культуры, 2001. 288 с.

Мышкин О.С. Философская альтернатива: от понятий к концептам // Вестн. ПНИПУ. Сер.: Культура. История. Философия. Право. 2018. № 1. С. 36–44. DOI: 10.15593/perm.kipf/2018.1.05

Красиков В.И. Предельные значения в философии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 215 с.

Голосовкер Я.Э. Имагинативный абсолют // Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 114–165.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 720 с.

Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. С. 152–247.

Лезгина М.Л. Проблема становления категории «идея»: от антиков до Канта // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Гуманит. и обществ. науки. 2018. Т. 9, № 4. С. 39–48. DOI: 10.18721/JHSS.9405

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994. 452 с.

Sontag F. Experience, Truth, and the Program of Philosophy // Am. Philos. Q. 1982. Vol. 19, № 2. P. 131–139.

Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994. 528 с.

Саенко А.В. Специфика понятий языка философии по Ж. Делезу, Ф. Гваттари и М.К. Мамардашвили // Филос. мысль. 2018. № 9. С. 1–10. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.9.27237 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27237 (дата обращения: 01.11.2019).

Рутковская М.В. Понятие «Дао» в китайской философии // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 33. С. 73–76. URL: http://e-koncept.ru/2016/56704.htm (дата обращения: 01.11.2019).

Опубликован
2020-06-17
Как цитировать
КРАСИКОВ, В. (2020). О философских идеях высшей общности (предельных значениях). Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки», (3), 60-67. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V020