Конфигурирование как процедура внутрикультурного трансфера знаний (на примере динамики концепта ЧЕЛОВЕК в русской языковой картине мира)

Ключевые слова: внутрикультурный трансфер знаний, русская языковая картина мира, процедуры трансферизации знаний, концепт ЧЕЛОВЕК, обыденная сфера познания, диахроническая лингвистика

Аннотация

Результатом развития технологий и непрерывной глобализации становится трансфер знаний: знания о мире передаются между носителями разных лингвокультур, а также из поколения в поколение в рамках одной лингвокультуры. В ходе реализации различных процедур трансферизации знания подвергаются структурным и качественным изменениям. Номенклатура возможных процедур трансферизации, а также суть ряда процедур варьируют для разных типов трансфера. Конфигурирование – одна из базовых процедур трансферизации знаний. Ее реализацию можно наблюдать в структурном изменении единиц трансфера знаний, которыми могут служить, например, произведения искусства, терминология, заимствованные слова и т. д. Если в качестве такой единицы рассматривается концепт, то конфигурирование прослеживается в динамике макроструктуры, категориальной структуры и полевого описания концепта. Таким образом, анализ языковых единиц, репрезентирующих концепт, дает возможность выявить изменения, происходящие в сознании носителей лингвокультуры с течением времени. Настоящая работа ставит перед собой цель рассмотреть конфигурирование в качестве одной из основных процедур внутрикультурного трансфера знаний в русской картине мира применительно к обыденной сфере познания. Материалом исследования послужили репрезентанты концепта ЧЕЛОВЕК в публицистических текстах на русском языке. В основу исследования легла комплексная методика, включающая описательный, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы, статистический анализ, а также концептуальный анализ. Проведенное исследование позволило выявить реализацию процедуры конфигурирования в ходе трансфера знаний в обыденной сфере познания, а также подтвердить нетождественность ее для обыденной и научной сфер познания благодаря сопоставлению результатов, полученных в настоящем исследовании, и данных других ученых. Результаты исследования вносят вклад в решение проблемы лингвокультурного трансфера знаний и могут найти применение при решении многих лингвокогнитивных задач.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

О. Ф. Циберная, Челябинский государственный университет

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка

Литература

Демьянков В.З. О когниции, культуре и цивилизации в трансфере знаний // Вопр. когнитив. лингвистики. 2016. № 4(49). С. 5–9.

Новикова Э.Ю. Международный туристический дискурс как лингвокультурный трансфер: моногр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. 332 с.

Циберная О.Ф. Трансфер знаний в китайской языковой картине мира (на примере концепта «человек») // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2019. Т. 16, № 2. С. 69–73. DOI: 10.14529/ling190210

Циберная О.Ф. Пути и процедуры внутрикультурного трансфера знаний в русской языковой картине мира // Проф. проект: идеи, технологии, результаты. 2019. № 1(34). С. 73–77.

Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984. C. 67–109.

Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008. 704 с.

Постовалова В.И. Пути и принципы трансферизации знания в гуманитарных науках // Лингвистика и семиотика культурных трансферов: методы, принципы, технологии: коллект. моногр. / отв. ред. В.В. Фещенко. М.: Культур. революция, 2016. С. 36–60.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

Фурс Л.А. Взаимодействие когнитивного и метакогнитивного уровней в формировании комплексного знания // Вопр. когнитив. лингвистики. 2018. № 2(55). С. 74–78. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-2-74-78

Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 286 с.

Опубликован
2021-04-23
Как цитировать
Циберная, О. (2021). Конфигурирование как процедура внутрикультурного трансфера знаний (на примере динамики концепта ЧЕЛОВЕК в русской языковой картине мира). Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(2), 92-98. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V091