Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки» http://journals.narfu.ru/index.php/gum <p>Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и&nbsp;социальные науки» (до&nbsp;1&nbsp;января 2012 года&nbsp;— «Вестник Поморского университета. Серия » Гуманитарные и&nbsp;социальные науки «». Научный рецензируемый журнал, входит в&nbsp;Перечень&nbsp;ВАК. Периодичность&nbsp;— 6 раз&nbsp;в&nbsp;год. В&nbsp;издании публикуются основные научные результаты по&nbsp;следующим отраслям наук: <strong>07.00.00</strong>&nbsp;— исторические науки и&nbsp;археология, <strong>09.00.00</strong>&nbsp;— философские науки, <strong>10.00.00</strong>&nbsp;— филологические науки (группы специальностей: <strong>10.02.00</strong>&nbsp;— языкознание).</p> ru-RU vestnik_gum@narfu.ru (Орел Елена Валентиновна) o.boldireva@narfu.ru (Болдырева Ольга Евгеньевна) Пн, 02 мар 2020 07:08:51 +0000 OJS 3.1.1.2 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 «МОЖНО РАСХОДИТЬСЯ – КАРТИНА ИСПОРТИЛАСЬ». КИНОДОСУГ В ЛЕНИНГРАДЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/204 <p><span class="fontstyle0">Настоящее исследование посвящено проблеме восстановления и развития системы кинопроката в Ленинграде в первые послевоенные годы. Целью статьи является изучение кинодосуга как наиболее популярной формы проведения свободного времени советскими гражданами. Рассматриваются сюжеты, связанные с доступностью и комфортностью просмотра кинофильмов, деятельностью органов управления кинопрокатом, отношением ленинградцев к посещению кинотеатров. Специальных работ по истории досуга советских людей, и в частности организации кинообслуживания, совсем немного. Существуют диссертации, посвященные проблемам кинопроизводства и кинопроката в СССР, но они были защищены в последние годы. В современной историографии формируются новые исследовательские подходы и концепции исследований по истории кинопроката. Выходят отдельные публикации по вопросам не только кинопроизводства и кинопроката, но также и взаимоотношений системы кинообслуживания со зрителем. Источниковую базу статьи составляют делопроизводственная документация, статистические сведения, воспоминания сотрудников системы кинопроката и посетителей кинотеатров. В основе работы – материалы двух архивов Санкт-Петербурга: Центрального государственного архива и Центрального государственного архива литературы и искусства. Делопроизводственная документация является наиболее информативным видом письменных источников, потому что содержит комплексную информацию о функционировании системы кинопроката и кинообслуживания населения на различных уровнях, начиная со взаимоотношения органов государственной власти с киноорганизациями и заканчивая работой контор кинопроката и отдельных кинотеатров со зрителями. Основной пласт данного вида источников представляет собой документацию Ленинградского городского Совета народных депутатов, Главного управления кинофикации и кинопроката Государственного комитета Совета министров РСФСР по кинематографии, Ленинградской областной кон</span> <span class="fontstyle0">торы «Ленкинопрокат» и Управления кинофикации исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов. Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что впервые предпринимается попытка изучения проблем организации массового досуга по окончании Великой Отечественной войны, эффективности кинопроката Ленинграда, его роли в жизни горожан.</span> <br> </p> Виталий Николаевич ГРЕЧКИН, Владимир Леонидович ПЯНКЕВИЧ (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/204 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 «МАЛЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/205 <p><span class="fontstyle0">В статье дается комплексный анализ так называемых малых произведений одного из крупнейших руководителей Александрийской школы Климента Александрийского. Особое внимание уделено характеристике таких работ александрийского учителя, как «Извлечения из Теодота», «Избранные места из пророческих книг», «Кто из богатых спасется?», «Ипотипосы», «О Пасхе», «Церковное правило, или Против иудействующих», «Увещание к терпению, или К недавно крещенным». Автор настоящего исследования стремится проследить в указанных трудах тенденцию к сохранению Климентом Александрийским начатых ранее попыток утверждения христианской религии, наиболее отчетливо обнаруживших себя в крупной литературно-философской трилогии александрийского дидаскала, основой которой стали «Строматы». Посредством характеристики «малых» произведений Климента автор приходит к выводу о том, что его интеллектуализм имел ортодоксальный христианский оттенок, а отдельные попытки обратиться к античному наследию представляли собой желание совместить «языческое прошлое» и «христианское настоящее». В статье проводится идея о том, что «малые» произведения Климента также отражают стремление александрийского мыслителя отойти от христианской ортодоксальности. Наиболее отчетливо это проявилось в работе Климента «Кто из богатых спасется?», где важнейшая христианская догма о необходимости отказа от материальных благ дополняется тезисом о том, что негативными для человеческой души оказываются не материальные вещи, а их неправедное использование и чрезмерное желание личности обладать ими. Отдельное внимание автор уделяет вопросу «интеллектуальных взаимоотношений» между Климентом и «псевдогностиками». Так, в «Извлечениях из Теодота» александрийский мыслитель дискутирует с «псевдогностиками» по вопросам истинности веры, происхождения мира и Бога.</span> </p> Ирина Валерьевна ЗАЙЦЕВА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/205 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ВО II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/206 <p><span class="fontstyle0">В данной статье исследуется участие православных священнослужителей в законотворческой деятельности II Государственной думы Российской империи (1907 год). На материалах либеральной и консервативной периодической печати рассматривается реакция общества на участие священнослужителей в выборах и на их деятельность в Думе. Приводятся примеры использования репрессий во время выборов в Государственную думу в отношении священников – кандидатов от оппозиционных партий. Автор показывает распределение священников по фракциям, их возраст, уровень образования и положение в церковной иерархии. Анализирует выступления депутатов-священнослужителей в Государственной думе по наиболее значимым вопросам (отмена смертной казни и военно-полевых судов, отношение к политическому террору и политическим заключенным, аграрный вопрос). В работе представлены расхождения в политических взглядах среди депутатов-священнослужителей (на примере отношения к различным институтам наказания за совершение преступлений). Рассмотрены меры, принятые Синодом в отношении отдельных депутатов-священников и связанные с их деятельностью в Государственной думе и неявкой на заседание Думы, посвященное заговору против Николая II. Кроме того, определены наиболее активные депутатысвященники: Ф.В. Тихвинский, епископ Евлогий и епископ Платон. Автор делает вывод о том, что участие священников в выборах в Государственную думу и работе самой Думы являлось для власти способом оказания давления на избирателей и депутатский корпус за счет морального авторитета церкви. Попытки наложить прещения на левых депутатов из числа священнослужителей воспринимались как покушение на независимость и свободу мнения членов Государственной думы.</span> </p> Ольга Васильевна КАЛЮЖНАЯ (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/206 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ПОВСЕДНЕВНАЯ МИФОЛОГИЯ: ФЕНОМЕН ЖЕРТВЫ В НАРРАТИВАХ О СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/212 <p><span class="fontstyle0">В статье рассматриваются нарративные интервью жителей Липецкой области, посвященные семейной памяти, на предмет наличия в них мифологизированных фрагментов, элементов повседневной мифологии. Даются определения понятия «повседневность» как базовой формы существования социального и понятия «семейная память» как пространства, охватывающего все сферы повседневности (труд, быт и досуг). Цель статьи заключается в обнаружении в рассказах респондентов историй, связанных с феноменом жертвы, и определении значимости таких историй для семейной памяти. Пространство семейной памяти понимается как объективируемое в нарративах, которые обладают определенной структурой, содержат конструктивные и деструктивные элементы и могут быть классифицированы в зависимости от представленности в рассказах ключевых феноменов. Одним из таких феноменов выступает жертва. Жертву автор считает одним из важнейших компонентов системы социальной мифологии и относит к «мифоконтентным феноменам», обозначающим проявления социальной мифологии в жизни общества, факты общественной жизни, содержащие мифологическое наполнение. Присутствие фигуры жертвы в семейных историях свидетельствует об экспликации повседневной мифологии во все основные сферы повседневности. Явное или латентное упоминание о жертве в семейных историях рассматривается как своеобразный аттрактор и генератор мифологических структур, как специфический фрагмент нарратива. Наличие феномена жертвы в нарративах</span> <span class="fontstyle0">о семейной памяти дает возможность для выстраивания типологии рассказов об истории семьи: соответствующие нарративы могут принадлежать к типу «рассказ, содержащий мифологизированные фрагменты». Кроме того, в работе делается вывод о тесной связи индивидуально-семейных историй с более широким контекстом – коллективной и национальной памятью.</span> </p> Андрей Геннадиевич ИВАНОВ (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/212 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 «НЕВА – ГЛАВНЫЙ ПРОСПЕКТ ПЕТЕРБУРГА»: СОВРЕМЕННЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОЖАН (часть 2) http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/213 <p><span class="fontstyle0">Статья посвящена анализу мифолегемы Нева, ее роли и месту в современной петербургской мифологии. Автор раскрывает значимость Невы как символа Петербурга, поскольку Нева является важным элементом современной городской мифологии. В качестве метода полевых исследований используется метод социальной антропологии и этнологии – экспериментальный, направленный на проверку выдвинутой гипотезы. При изучении мифологемы Нева применяется системный метод, направленный на выявление связей сложной системы – петербургской мифологии. В соответствии с принципами антропоцентризма Нева, как и вода, река в мифологии, олицетворяет женское начало, ее также рассматривают как артерию, главный элемент живого организма – города. Нева имеет мифологическое значение центра. Автор делает вывод о том, что мифологема Нева соотносится с такими важнейшими концептами культуры, как вода и река, и включает многие их характеристики. Кроме того, Нева наделена значением границы. На примере Невы показана специфика петербургской мифологии: дуализм природы и культуры. В работе отмечается, что именно петербургской мифологии свойственна следующая особенность: когда объект природы начинает восприниматься как культурный (Нева – главный проспект), а культурный объект воспринимается как природный (Невский проспект – приток Невы). Автор доказывает, что именно мифологема Нева репрезентирует два основных петербургских мифа – миф творения и эсхатологический. Неву можно рассматривать как один из символов, формирующих петербургскую идентичность.</span> </p> Наталия Евгеньевна МАЗАЛОВА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/213 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 «ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА» ДИОДОРА: ОПЫТ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИФА http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/214 <p><span class="fontstyle0">Интерпретация классического текста в работе основана на феноменологическом подходе с учетом наиболее значимых сторон явления. Рассматриваются два аспекта проблемы: можно ли считать текст Диодора мифологическим и допустимо ли его использовать как источник по мифологии античности. Автор делает акцент на рационализации исторического процесса у античного мыслителя и десакрализации мифологических образов. Диодор задействует традиционные сюжеты и образы прагматически, выбирает наиболее эффектные и достоверные, активно использует логическое объяснение. Повествования о богах превращаются в конфликты локального характера и получают зачастую этическую оценку. Онтологическая необходимость в истории заменяется актами волеизъявления. Концепция цикличности времени в мифе заменена линейной трактовкой истории, с переходом мифологического времени в историческое. Диодор отказывается от сопричастности и магического подхода к описанию мира, характерному для мифологических повествований, превращая мифологический текст в аллегорический рассказ. История приобретает смысл через героизацию отдельных личностей, с сохранением мифологической гиперболизации и акцентом на индивидуальной доблести персонажей. Тем самым миф превращается в инструмент дидактики для следующих поколений. Идея фатума сохраняется на уровне пересказа мифологических сюжетов, ставших у Диодора недостоверными историями либо поучительными притчами. Традиционными остаются только базовые для мифа вопросы этиологического характера, отличающие античного автора от философов-современников, но трактуемые в рациональном ключе. Концепция Диодора имеет отчетливый персоналистский компонент<br>и строится на доказательствах эмпирического характера. Античный мыслитель уже не существует внутри мифа, но и не осуществляет его теоретический анализ. Его «Историческую библиотеку» стоит понимать как индикатор состояния культуры в эпоху поздней античности.</span> </p> Светлана Владимировна РЯЗАНОВА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/214 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ФОНД САКРАЛЬНОЙ ОКЕАНОГРАФИИ НАРОДОВ МОРЯ (часть 1) http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/215 <p><span class="fontstyle0">В статье на основе сравнительно-религиоведческого анализа реконструирован образно-символический фонд (тезаурус) сакральной океанографии (океанологии) народов моря (скандинавы эпохи викингов, народы Океании, русские поморы и др.) – хранителей и экзегетов сокровенного морского знания («священное мореведение»), воплощенного в морском мифе и ритуале. Сакральную океанографию – раздел сакральной географии – необходимо рассматривать как традиционную священную науку об образах и символах, знаменующих метагеографическую (метафизическую) реальность морского инобытия. Сакральная океанография, оперирующая инструментарием интеллектуальной интуиции (Р. Генон), исследует сакраментальный провиденциональный смысл и символику всех явлений, событий и локусов, связанных не только с проявлением священного на море и в его приморских окрестностях («иерофания»), но и с теургической деятельностью (священнодействие) и иеротопическим творчеством человека по созданию сакральных вещей и мест, структурирующих священное пространство морской культуры. Сравнительно-религиоведческий анализ религиозно-мифологических ансамблей традиционной морской культуры народов мира позволяет реконструировать ее образно-символический фонд. Это своего рода мифопоэтический «словарь-тезаурус» или универсальная маринистская «сумма теологии» народов моря. В сакральном пространстве морской культуры каждый новый корабль являет собой реинкарнацию старого корабля, что закреплено в ритуале передачи «новику» сакральных атрибутов и ценностей первопредка (имя корабля, корабельная икона и др.), восходящих в конечном счете к архетипу первого корабля как плывущей по волнам примордиального хаоса тернарной модели универсума и сакрального судостроительного модуля. Традиционная технология строительства, точнее, «вязания», «шитья», «плетения», судна была предельно сакрализована и вписана</span>&nbsp;&nbsp;<span class="fontstyle0">в космогонический ритм, масштаб и символику ритуалов строительного цикла, включавшего комплекс обрядовых операций и процедур, которые моделировали пространственно-временные, атрибутивные, акциональные и персонажные аспекты священного акта рождения первого корабля. Новорожденный корабль получал священное имя своего первопредка и тем самым обретал бессмертие, претворяясь в вечной череде своих исторических соименников.</span> </p> Николай Михайлович ТЕРЕБИХИН (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/215 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 РАССКАЗ «НЕБО» С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГЕМ/КОНСТАНТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/207 <p><span class="fontstyle0">Статья посвящена проблеме изучения семантики языковых единиц в художественной речи, в частности функционированию концепта-аксиологемы в художественном тексте. Цель исследования – рассмотреть концептосферу рассказа С.Н. Сергеева-Ценского «Небо» (1908), связанную с православно-христианской аксиологией, выявить интертекстуальные связи с библейским текстом. Объектом изучения являются следующие концепты-аксиологемы: </span><span class="fontstyle2">Ребенок</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">небо</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">несопротивление злу</span><span class="fontstyle0">/</span><span class="fontstyle2">Сопротивление злу</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">Человеческое достоинство</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">Умиление</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">Очищение</span><span class="fontstyle0">, </span><span class="fontstyle2">Богочеловек</span><span class="fontstyle0">/</span><span class="fontstyle2">Человекобог </span><span class="fontstyle0">и др. Это важные для русской православной картины мира концепты и значимые концепты языковой картины мира С.Н. Сергеева-Ценского. Непосредственным предметом изучения выступают средства экспликации семантики данных единиц. Актуальность статьи определяется связью с ведущими направлениями современной гуманитарной науки, включающими исследования культурно-ценностной парадигмы. В работе применена комплексная методика, способствующая установлению языковой репрезентации значения концепта на основе сочетания различных методов и приемов анализа: метода концептуального анализа, метода компонентного анализа художественного текста, метода сплошной выборки. Результатом исследования стала реконструкция концептосферы рассказа «Небо». Выявлены семантический объем концептов-аксиологем и способы организации их семантики в речи С.Н. Сергеева-Ценского, а также ассоциативно-семантические связи концептов. Определены пути формирования значения аксиологем в указанном художественном тексте: расширение семантического объема слова, бинарные оппозиции, ассоциативные связи с разными понятиями, сравнительные конструкции. Сделаны частные выводы о чертах поэтики С.Н. Сергеева-Ценского – концептуализации значений отдельных языковых единиц и усилении ценностной составляющей в структуре рассматриваемых концептов в</span> <span class="fontstyle0">светском художественном тексте. Языковой материал может быть использован в специальных курсах по лингвокультурологии, по проблемам изучения языковой картины мира писателя, в курсе филологического анализа текста.</span> <br> </p> Маргарита Игоревна КУЗЬМИНА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/207 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ПРЕДВЫБОРНЫЕ МЕНАСИВЫ КАК ОСОБЫЙ ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП ВЫСКАЗЫВАНИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ УГРОЗЫ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/208 <p><span class="fontstyle0">Цель данной статьи заключается в изучении языковых средств поверхностной манифестации предвыборных высказываний со значением угрозы (менасивных высказываний), а также в построении их эксплицитной формулы и оценке их прагматического воздействия на избирателей. Настоящая работа проводится на материале менасивных высказываний, реализованных кандидатами на пост Президента РФ в 2018 году в их предвыборных программах. Основываясь на перформативной гипотезе, авторы смогли построить эксплицитную (основную) формулу менасивных высказываний и выявить ее разновидности. В ходе исследования установлено, что высказывания со значением угрозы могут содержать указание на менасивное воздействие, направленное на избирателей или представителей оппозиции. В связи с этим основная формула предвыборных менасивов может быть представлена двумя функционально-семантическими моделями: эксплицитно</span><span class="fontstyle2">-</span><span class="fontstyle0">экспонентными и проспективно-консеквентными менасивами. Авторы приходят к выводу, что основные формы менасивных высказываний, реализованные в программных материалах кандидатов на пост Президента РФ в 2018 году, являются пригодными для того, чтобы оказывать достаточно интенсивное прагма-эмоциональное воздействие на массового адресата, т. к. содержат эксплицитное указание на менасивное воздействие. Небольшое количество эксплицитных высказываний со значением угрозы, реализованных в российском предвыборном дискурсе, свидетельствует о том, что политики избегают частого использования таких форм высказываний-угроз, чтобы не запугать избирателей возможными менасивными последствиями. В ситуации предвыборной дискурсии политики отдают предпочтение проспективно-консеквентным высказываниям-угрозам, возможное менасивное воздействие которых адресовано представителям оппозиции. Результаты исследования могут быть использованы для прогнозирования прагматического воздействия менасивных высказываний политиков на избирателей.</span> </p> Алексей Аркадьевич РОМАНОВ, Ольга Владимировна НОВОСЕЛОВА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/208 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ДУХОВНОЕ ПИСЬМО-ВОСПОМИНАНИЕ КАК ЖАНРОВОЕ ЯВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/209 <p><span class="fontstyle0">В статье на материале эпистолярного наследия митрополита Вениамина (Федченкова) рассматривается функционирование в церковно-религиозном стиле духовного письма-воспоминания и определяется его лингвистический статус. Анализируя эпистолы, объединенные в произведение «Письма о монашестве», автор обращает внимание на специфику идейного содержания и тематической сферы, авторства и адресации изучаемого типа текста, выявляет его интенциональные и лингвостилистические особенности. Отмечает, что важнейшими отличительными чертами жанра выступают реализация духовно-религиозных интенций, утверждение идей христианства и выдвижение православной тематики. Показывает, что в исследуемых текстах используются такие религиозно маркированные языковые единицы, как теонимы, агиоантропонимы, иконимы, экклезионимы, наименования христианских таинств, православных праздников, предметов облачения духовенства, богословских наук и дисциплин. Кроме того, в работе демонстрируется следующее: церковно-религиозный характер духовных писем-воспоминаний проявляется в использовании языковых единиц, обозначающих христианские тексты, единиц, относящихся к корпусу православной лексики духовно-нравственного содержания, и религиозных формульных единиц. При рассмотрении вопроса о языковом воплощении жанра автор фокусирует внимание на фигуративно-тропеической организации духовного письма-воспоминания, указывая, что особенности функционирования эпитетов, метафор, аллюзий, сравнений, перечисления, повтора, риторического вопроса, вопросно-ответного хода, риторического восклицания связаны с их церковно-религиозным наполнением (средства выразительности являются религионимами или включают религионимы). В статье затрагивается тема православной интертекстуальности: источниками интертекстем, бытующих в исследуемых письмах, выступают Ветхий и Новый Заветы, святоотеческие труды, молитвы. Делается вывод о том, что духовное письмо-воспоминание – это гибридный эпистолярный жанр церковно-религиозного стиля,</span> т. е. текст, создаваемый церковным писателем и ориентированный на конкретного (персонифицированного) адресата-христианина, содержащий элементы диалогизации и при этом имеющий ретроспективную организацию повествования.</p> Анджелла Николаевна СМОЛИНА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/209 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ВЕРБАЛЬНАЯ ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ СВОЙСТВ КОНФЛИКТА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/210 <p><span class="fontstyle0">Исследование посвящено когнитивному моделированию референтных свойств конфликта в той части его модели, которая зафиксирована на страницах англоязычного издания «The Financial Times» 2018 года. Автор представляет схему когнитивного моделирования концепта ECONOMIC CONFLICT в соответствии с основной тенденцией его изучения, которая в работах отечественных и зарубежных исследователей базируется на концептуальном анализе. Теоретическая ценность статьи состоит в возможности заполнить некоторые лакуны, связанные с модельным изучением медиатекстов экономической направленности. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по деловому английскому языку, спецкурсов по когнитивной лингвистике. Предлагаемая процедура когнитивного моделирования исходит из рассмотрения конфликта в лексикографических источниках и фрагментах медиатекста. Отмечается, что вербальная основа референтных свойств конфликта создается использованием тематически близкой лексики, которая может быть соотнесена со структурой концепта ECONOMIC CONFLICT, представленной в виде иерархии когнитивных признаков, локализованных в его ядре, а также ближней и дальней периферии. Получены выводы о низкой частотности употребления лексемы «conflict» для обозначения конфликтных явлений. Определено, что конфликт может быть репрезентирован различными лексическими средствами и вербальная актуализация его референтных свойств происходит на уровне как прямых, так и переносных номинаций. Установлено частное проявление экономического конфликта в медиатекстах, которое сужается до торговых войн. Статья адресована лингвистам, интересующимся проблемами когнитивного и модельного исследования языка.</span> </p> Олеся Александровна ТРЕМАСКИНА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/210 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ЛЕКСЕМА ТАНЕЦ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ПОЛЕ ПРАЗДНИК В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/211 <p><span class="fontstyle0">Цель настоящего исследования заключается в выявлении сходств и различий в функционировании лексемы </span><span class="fontstyle2">танец </span><span class="fontstyle0">в концептуальном поле </span><span class="fontstyle2">праздник </span><span class="fontstyle0">в русской и китайской лингвокультурах. Актуальность работы диктуется необходимостью сопоставительного изучения и описания ключевых концептов культуры двух активно сотрудничающих стран – Российской Федерации и Китая. Сопоставительное рассмотрение концептов в русской и китайской лингвокультурах представлено в ряде трудов как российских, так и китайских ученых. Однако концептуальное поле </span><span class="fontstyle2">праздник </span><span class="fontstyle0">и вербализующие его единицы до настоящего времени не изучались. Проведенное авторами исследование является междисциплинарным. Это обусловлено спецификой анализируемого объекта – концепта культуры </span><span class="fontstyle2">праздник</span><span class="fontstyle0">, который представляет собой единицу лингвокультурного сознания носителей двух этносов. Для реконструкции и анализа лексемы </span><span class="fontstyle2">танец </span><span class="fontstyle0">необходимо использование соответствующих предмету изучения методов: лингвистических, психолингвистических, лингвокультурологических и лингвокогнитивных. В статье отмечено, что лексема </span><span class="fontstyle2">танец </span><span class="fontstyle0">во многих случаях оказывается одним из вербализаторов концептуального поля </span><span class="fontstyle2">праздник</span><span class="fontstyle0">. Указанная лексема может отображать внутренний мир человека, показывать его отношение к действительности, становиться средством социальной (китайская языковая картина мира) и этической (русская языковая картина мира) критики. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в межкультурной коммуникации двух стран, а также в соответствующих университетских курсах и спецкурсах.</span> </p> Нина Леонидовна ЧУЛКИНА, Хайтун ПЭЙ (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/211 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000 ФРАЗЕМОСЕМИОЗИС КАК КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/216 <p><span class="fontstyle0">В рецензии дается высокая оценка инновационным идеям Н.Ф. Алефиренко в его авторской трактовке когнитивно-прагматической теории фраземосемиозиса. Выдвигая ряд причин, автор объясняет актуальность и насущную необходимость создания теории когнитивной фразеологии. Аргументирует дифференциацию таких дискуссионных явлений, как понятие и дискурсивно-модусный концепт. Выявляет значение интерпретации коннотации как социально-культурного компонента для когнитивной теории фраземосемиозиса с целью проникнуть в глубинные механизмы косвенно-производной вербализации когнитивных категорий.</span></p> Татьяна Николаевна ФЕДУЛЕНКОВА (Автор) ##submission.copyrightStatement## http://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/216 Пт, 21 фев 2020 00:00:00 +0000