https://journals.narfu.ru/index.php/gum/issue/feedВестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки»2023-11-22T11:49:09+03:00Орел Елена Валентиновнаvestnik_gum@narfu.ruOpen Journal Systems<p>Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» (до 1 января 2012 года — «Вестник Поморского университета. Серия » Гуманитарные и социальные науки «». Научный рецензируемый журнал, входит в Перечень ВАК. Периодичность — 6 раз в год. В издании публикуются основные научные результаты по следующим отраслям наук: </p> <p><strong>5.6. Исторические науки<br /></strong> <strong> 5.6.1.</strong> Отечественная история<br /> <strong>5.6.2</strong>. Всеобщая история<br /> <strong>5.6.5.</strong> Историография, источниковедение, методы исторического исследования<br /> <strong> 5.6.6.</strong> История науки и техники (исторические науки)<br /> <strong>5.6.7.</strong> История международных отношений и внешней политики</p> <p><strong>5.7. Философия<br /></strong> <strong>5.7.1</strong>. Онтология и теория познания<br /> <strong>5.7.7.</strong> Социальная и политическая философия<br /> <strong>5.7.8.</strong> Философская антропология, философия культуры<br /> <strong> 5.7.9</strong>. Философия религии и религиоведение</p> <p><strong>5.9. Филология<br /></strong> <strong>5.9.5.</strong> Русский язык. Языки народов России <br /> <strong>5.9.6.</strong> Языки народов зарубежных стран (немецкий, английский, испанский, французский) (<span style="font-weight: inherit; font-style: inherit;">вместо 10.02.04 и 10.02.05</span>)<br /> <strong>5.9.8.</strong> Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (<span style="font-weight: inherit; font-style: inherit;">вместо 10.02.19 и 10.02.20</span>)</p>https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1436Катастрофическое сознание: краткий обзор проблемы2023-05-24T11:16:18+03:00Николай Сергеевич НовиковNikolai.novikov.87@mail.ru<p style="text-indent: 1cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%;" align="justify"><span class="fontstyle0">В статье представлена актуальная для современного взгляда на мир сфера философской рефлексии, касающаяся специфики взаимодействия сознания и реальности, а также особенностей соответствия мышления его содержательной стороне. Предпринята попытка исторического взгляда на идеи, касающиеся спорных проблем сознания, начиная с воззрений Конфуция и Сократа и заканчивая рассуждениями современных авторов относительно определенных аспектов сознания, приводящих к катастрофическим результатам всю последующую человеческую деятельность. В контексте данной проблемы продемонстрированы различные подходы к взаимодействию человека и общества с окружающим миром, а также исторически возникшие воззрения на варианты гармонизации (идея Космоса как упорядоченной системы миропорядка в Древней Греции и законы Неба в китайской предфилософии). Показаны истоки понимания тех аспектов отношения людей к собственности, в которых можно обнаружить основу катастрофического сознания, характерного для Новейшего времени. Рассматривается формирование и функционирование «имен» в системе бытия, что представлено в теоретических положениях, разработанных А.Ф. Лосевым. Кроме того, анализируются идеи, касающиеся возможностей установления гармонии межчеловеческих отношений в системе социального бытия, в психологии поведения толп и индивидов, их экзистенциальных взглядов, приводящих к действиям, имеющим катастрофические установки. Особое место отводится сравнению теоретических положений Д.С. Соммэра и школы М.К. Мамардашвили. Подробно рассмотрена статья В.П. Визгина о катастрофическом мышлении и основных формах его проявления. В настоящей работе использованы методы компаративистики, исторический анализ, метод междисциплинарного синтеза в соединении с приемами абстрагирования и аналогии.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Николай Сергеевич Новиков (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1371Герменевтика труда2023-03-16T23:34:06+03:00Алексей Игоревич Иваненкоiwanenkoalexy@hotmail.com<p><span class="fontstyle0">Статья посвящена проблеме определения труда, которая приобретает особую актуальность в условиях постиндустриального общества и выделения таких практик, как активный отдых, домашний труд, услуги, волонтерство и пр. Классическая трактовка понятия такова: труд – это производительная деятельность по преобразованию природы. Однако в наши дни особый акцент ставится не на преобразовании, а на сохранении природы. В статье рассматриваются парадоксы охотника и крестьянина, при которых одна и та же деятельность в зависимости от угла зрения может оцениваться как труд, игра, отдых и эксплуатация. Автором предложено следующее определение: труд – это социально востребованная деятельность человека. Особое внимание уделяется рассмотрению непроизводительного труда, в рамках которого различаются служба и услуги. Если первая ориентирована на удовлетворение потребностей общества как целого (Отечества), то вторые - потребностей частных лиц. Отсюда к службе могут быть отнесены такие роды деятельности, как учительство, врачебное и военное дело, госслужба и транспорт. Труду противопоставляются различные виды отдыха, как пассивного (сон и релаксация), так и активного (еда, общение, прогулки, некоторые виды игр). Автор обращает внимание, что оппозиция труда и игры не носит абсолютного характера, т. к. профессиональный спорт и актерская игра переходят в раздел труда, о чем, например, свидетельствуют государственные награды СССР (такие как Герой Социалистического Труда), которыми награждались как актрисы балета Галина Уланова и Майя Плисецкая, так и футболист Лев Яшин. Вместе с тем, теряя социальную значимость, труд может превращаться в отдых, выступая в роли хобби.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Алексей Игоревич Иваненко (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1372Антиантропологизм в современной западной философии2023-04-17T12:52:11+03:00Эллен Мартинellenmrtn@googlemail.com<p> <span class="fontstyle0">Актуальность исследования обусловлена тем, что оно позволяет более глубоко понять специфику современного европейского дискурса о человеке, который характеризуется отказом от целостности человеческого субъекта, его денатурализацией, критикой антропоцентризма и тенденцией онтологического уравнивания индивида и материальных объектов. Истоки и причины антиантропологизма связаны с кризисом европейского гуманизма и попытками преодолеть этот кризис через иное представление о человеке. Через призму философских взглядов М. Хайдеггера, А. Кожева, Ж. Батая, Л. Альтюссера, М. Фуко, а также других философов показаны основные этапы развития антиантропологизма в европейской философской мысли: антифундаменталистский, антигуманистический, структуралистский и теоретический антигуманизм, онтологическая антропология. Одной из задач данной работы является ретроспективный анализ сюжетов в дискурсе о человеке в ХХ–ХХI веках. Рассматривается антифундаментализм в философии М. Хайдеггера, который растворяет антропологию в онтологии. Показано, что в структурной антропологии К. Леви-Стросса проблема бессознательных процессов прокладывает путь к антиантропологии. Уделяется внимание вопросу о влиянии на философскую антропологию философии М. Фуко, которого интересует не сам человеческий субъект, а дискурсивные структуры. Французский мыслитель замещает антропологию эпистемологией. В статье раскрывается суть онтологического поворота, рассматриваются главные идеи онтологической антропологии и концепция мультинатурализма. Ставится акцент на том, что онтологическая антропология не только поднимает этические вопросы, но и ориентирована на переформатирование традиционного понимания мира и социума. Автор подчеркивает несостоятельность антиантропологических направлений, нацеленных на поиск пространства гармоничного сосуществования за пределами человечества, постулирующих идею отказа от традиционного понимания человека. В перспективе такой кардинальной перемены неизбежно встает вопрос о новой аксиологической модели ценностных ориентаций, который невозможно разрешить без обращения к дискурсу о человеке.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Эллен Мартин (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1451Феноменология братства и побратимства: от парадипломатии к цифровым двойникам городов2023-05-23T11:42:53+03:00Артем Владимирович Макулинa.makulin@narfu.ruНикита Расулович Казиевnikitakaziev@gmail.com<p> <span class="fontstyle0">Статья посвящена рассмотрению природы феномена побратимских отношений через призму семантического анализа понятия «братство», сопоставления антагонистических взглядов на данный феномен: с одной стороны, как на глубинное основание сотрудничества, с другой - как на идеологему и «социальную мнимость». Результаты исследования доказывают возможность побратимства в эпоху всеобщей смартизации за счет технологий цифровых двойников и анализа больших данных. В статье также отмечается, что трансцендентальные цели феномена братства являются непреходящими, позволяют преодолевать цивилизационные вызовы, грозящие фрагментировать культурно-генетические основания России. Усиление интереса к проблеме братства сигнализирует о нарастании противоречий между ожиданиями от рыночно-либеральных деклараций и преобразований, с одной стороны, и реальным положением России на международной арене </span><span class="fontstyle0">– </span><span class="fontstyle0">с другой. Авторами осуществлена попытка преодоления взгляда на феномен братства как идеологему, «социальную мнимость», политический штамп. Проблема общественного идеала на примере братства решается за счет выявления в последнем трансцендентальных основ, необходимых для воспроизводства культурных конкурентоспособных стратегий России в глобализирующемся мире. Вероятностный результат развития побратимства рассматривается как важнейший элемент парадипломатии, вносящей существенную лепту во внешнюю дипломатическую повестку России, в совершенствование механизмов ее мягкой силы. Цель статьи состоит прежде всего в социально-философском исследовании фундаментальных оснований феноменов братства и побратимства. Методология исследования выстроена на основе идей и принципов историзма, всесторонности, комплексности. В конце работы намечены возможные пути развития института побратимства в условиях международной напряженности и санкционной политики западных стран.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Артем Владимирович Макулин, Никита Расулович Казиев (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1447Homo Digitals как продукт цифровизации2023-07-03T16:00:10+03:00Андрей Леонидович Крайновkrainoval@sgau.ru<p> <span class="fontstyle0">Цифровизация, охватившая все сферы жизнедеятельности человека, целенаправленно создает Homo Digitals – человека цифрового. Его бытие будет одновременно и неразрывно протекать в обычном и цифровом мирах с помощью технологий дополненной и виртуальной реальности. Homo Digitals может иметь имплантированный чип в головном мозге для постоянной связи с цифровой средой своего обитания, более того, он может существовать полностью в оцифрованном виде в цифровой вселенной. Главная проблема, которая требует философского анализа, – это целесообразность создания Homo Digitals. Основной вопрос, на который следует ответить: «Когда нужно остановиться?» Безусловно, цифровизация является благом для развития общества, а многие ее процессы прочно укоренились в социальной практике. Нужно ли менять статус данного процесса с инструментального (вспомогательного) на онтологический (сущностный)? Эксперименты по оцифровке человеческого сознания, созданию метавселенной, проекты «Нейронет» и «Университет 4.0», а также «Индустрия 4.0» активно способствуют переводу цифровых технологий из статуса помощника человека в статус его эссенциальной составляющей. На этапе разработки цифровой модели общества еще трудно предсказать все ее негативные стороны, тем не менее, основываясь на существующих рисках в сфере цифровизации, можно предположить, что данная инновация изначально представляет угрозу для человечества. К наиболее вероятным рискам, с которыми столкнется Homo Digitals, можно отнести утрату личного деперсонализацию, высокую подверженность суггестии, утрату личного пространства и экономической независимости. В связи с этим следует критично отнестись к тотальной цифровизации и вовремя остановить ее рост.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Андрей Леонидович Крайнов (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1294Прогресс во всемирной истории. Так был ли мальчик?2023-01-19T08:35:49+03:00Константин Александрович Шпекаkshpeka@mail.ru<p> <span class="fontstyle0">Статья посвящена рассмотрению содержания понятия прогресса в связи с появлением негативного отношения к нему в научной печати. Анализ осуществлен при сопоставлении данного понятия с концепциями эволюции, практики, познания, развития, личности. Автор воспроизводит традиционный критерий прогресса – свободу, но рассматривает его в двух аспектах: научно-техническом и моральном, основывая свои рассуждения на идее бесконечности исторического процесса в связи с непрерывностью практической преобразовательной деятельности человека. Наглядно доказывается наличие во всемирной истории поступательного развития в данных аспектах, обращается внимание на отчетливые изменения техногенной среды, а также моральных норм в различных, исторически обусловленных культурах. При этом автор вскрывает диалектический характер морального прогресса, обосновывая тем самым принципиальную невозможность абсолютной моральности в истории. Вместе с тем упомянутое положение трактуется в качестве основания для опредмечивания труда не только в материальной природе, но и в сфере морали. Борьба добра со злом – бесконечное осуществление трудовой деятельности, направленное на преодоление эгоцентрических стремлений. В статье выявлены причины негативного отношения к прогрессу, которые автор видит, во-первых, в теоретическом разрыве научно-технического и морального прогресса вопреки их диалектическому рассмотрению, а во-вторых, в неоправданном применении к понятию прогресса телеологического принципа, который находится в оппозиции к явлениям научно-технического прогресса и диалектическому единству добра и зла. В результате делается вывод о прогрессивности всемирной истории и ее имманентной незавершенности, а следовательно, незавершенности прогресса. Это является основанием неосуществимости абсолютной свободы в истории.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Константин Александрович Шпека (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1305Семантический потенциал немецких девербативов сквозь призму таксиса2023-02-13T13:42:06+03:00Ирина Викторовна Архиповаirarch@yandex.ru<p> <span class="fontstyle0">Настоящая статья посвящена описанию cемантического потенциала немецких девербативов, реализующих различные таксисные функции в высказываниях с предлогами обстоятельственной семантики. Материалом данного исследования являются немецкие высказывания, включающие в себя девербативы с предлогами, полученные методом направленной выборки из баз данных Электронного словаря немецкого языка и Лейпцигского национального корпуса. В ходе работы использовались описательный, индуктивный, гипотетикодедуктивный методы, а также метод обобщения и интерпретации языкового материала и контекстуальный анализ. Наследуя лексическую семантику производящих глаголов, девербативы демонстрируют семантическую соотносительность с ними. Наряду с глагольной семантикой они наследуют и свойство таксисности, т. е. способность к актуализации таксисных категориальных значений. Помимо семантики производящего глагола-основы, таксисность связана и со способом словообразования соответствующего девербатива. В связи с этим целью данной статьи является описание немецких девербативов различной лексической и деривационной семантики, выступающих в качестве средства актуализации таксисных категориальных значений в высказываниях с предложными конструкциями. В ходе исследования установлено, что cтатальные девербативы, обладающие максимальной степенью таксисности, актуализируют примарно-таксисные значения. Арсенал реализуемых таксисных функций процессуальных девербативов включает примарно-таксисные и кондиционально-таксисные. К статальным и процессуальным именам относятся субстантивированные инфинитивы и имена на -ung. Акциональные девербативы различной деривационной семантики (субстантивированные инфинитивы, суффиксальные производные на -ung, -e, -t и безаффиксные имена) реализуют максимальное количество таксисных функций (примарно-таксисных, секундарно-таксисных). Некоторые процессуальные и акциональные девербативы на -ung характеризуются «опредмеченными» значениями статальности и результата действия, в связи с чем они ограничены в своих таксисных реализациях.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Ирина Викторовна Архипова (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1315Нормативно-стилистическая характеристика фразеологических единиц в учебной лексикографии (на материале немецкого и русского языков)2023-05-24T12:19:08+03:00Лилия Геннадьевна Мальцеваmaltsevalg@yandex.ru<p> <span class="fontstyle0">Понятие «нормативно-стилистическая окраска» фразеологических единиц является одним из ключевых в лингвостилистике. Тем не менее прослеживается недостаточная проработанность данного вопроса на лексикографическом уровне, что обуславливает актуальность этого исследования. Цель настоящей статьи - выявление основных характеристик нормативно-тилистической окраски фразеологических единиц, вербализующих концепт «Общение» на материале немецкого и русского языков, для формирования универсальной системы помет </span><span class="fontstyle0">как одной из составляющих словарной статьи учебного фразеологического словаря. Систематизация эмпирической базы по данной теме была осуществлена с помощью описательного метода; метод сплошной выборки из лексикографических источников дал возможность собрать материал и проанализировать его на предмет нормативно-стилистической характеристики; сопоставительный </span><span class="fontstyle0">метод позволил провести исследование и описание языков (немецкого и русского) через их системное сравнение друг с другом с целью выявления их специфичности. Анализ отобранного материала в количестве 1390 фразеологических единиц немецкого и русского языков выявил их нормативно-стилистические характеристики, что вызвало необходимость их дальнейшей систематизации. Методика, разработанная в данной статье, может способствовать модернизации общей системы стилистических помет в учебной фразеологической практике с целью определения и уточнения специфики функционирования фразеологических единиц в различных дискурсивных ситуациях. Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в возможности использования полученных результатов в сопоставительной лексикологии и фразеологии, в частности в лексикографической деятельности при создании фразеологического словаря – на этапе внедрения в словарную статью универсальной системы помет для немецкого и русского языков. </span></p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Лилия Геннадьевна Мальцева (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1459 Семантика акциональности в аспектах этнополитического пространства (на примере устойчивых оборотов русского и английского языков)2023-05-17T12:10:33+03:00Снежана Андреевна Кореньковаsnezhick.b@mail.ruАнатолий Петрович Василенкоa.p.vasilenko@mail.ru<p> <span class="fontstyle0">Данная работа посвящена анализу семантики устойчивых выражений в аспектах этнополитического пространства (геополитонимов). Фразеологизмы рассматриваются с позиций конструктивной (призыв к миру) и деструктивной (сопротивление насилию) акциональности. Группа конструктивной акциональности репрезентирует метафоризацию запрета строгого или рекомендательного характера, призывая к миру ненасильственным путем. Устойчивые обороты данной группы подчеркивают единство, прочность, взаимоподдержку и призывают к приостановлению конфликтной ситуации. Группа<br />деструктивной акциональности проявляет аспекты противодействия, которое направлено на полное предотвращение агрессии со стороны противника. Устойчивые обороты этой группы выражают готовность к самозащите, противоборство и противодействие. На основе проведенного анализа устойчивых единиц выявлена компонентная модификация специфического отражения реальности во время этнополитических процессов с точки зрения национального фактора, который раскрывает мировоззрение отдельного народа. Обнаруженные типы метафорических структур на фоне этнополитической деятельности проявляются в лозунгах, призывающих к отказу от конфликтных ситуаций. Фразеологическая конструктивная акциональность прослеживается в урегулировании разногласий, а деструктивная – в готовности к стабилизации и сопротивлению (посредством прямых столкновений) в сложившейся дестабилизированной ситуации. Главная функция таких устойчивых оборотов – избежание деструктивных действий, но в то же время они способны перекодировать информацию и нести скрытую семантику для достижения определенных целей, отвлекая при этом субъект. Раскрывая акциональность конструктивных и деструктивных действий, фразеологические обороты способны обладать разной степенью воздействия. </span></p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Снежана Андреевна Коренькова, Анатолий Петрович Василенко (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1399Балтийские заимствования в Stratagema Oeconomicum С. Губерта и их лексические эквиваленты2023-04-19T15:06:15+03:00Андрей Константинович Филипповa.filippov@spbu.ru<p align="JUSTIFY"> <span class="fontstyle0">Немецкоязычное наставление С. Губерта </span><em><span class="fontstyle2">Stratagema Oeconomicum, oder Acker-Student </span></em><span class="fontstyle0">содержит многочисленные наименования реалий сельского хозяйства и домоводства, в т. ч. обиходные крестьянские названия, распространенные в XVII веке в Балтийском регионе. В русском переводе за подписью М.В. Ломоносова – «Лифляндской экономии» – фрагменты с балтийскими заимствованиями даны в сокращении. Привлечение данных научной, справочной и архивной литературы позволяет прояснить референциальную отнесенность некоторых балтийских заимствований и их синонимов в тексте немецкого трактата, а также сделать выводы об их соотношении с русскоязычными эквивалентами. Так, сочетание </span><em><span class="fontstyle2">Dwessel laike </span></em><span class="fontstyle0">указывает на крестьянский языческий праздник поминовения душ усопших родственников, упоминаемый в текстах XVI века; </span><span class="fontstyle2">Zirzing </span><span class="fontstyle0">‘сверчок’ выступает как синоним к </span><em><span class="fontstyle2">Embten </span><span class="fontstyle0">и </span><span class="fontstyle2">Grylle</span></em><span class="fontstyle0">, а </span><em><span class="fontstyle2">Skudra </span></em><span class="fontstyle0">‘муравей’ – к </span><span class="fontstyle2"><em>Ameise </em></span><span class="fontstyle0">и </span><em><span class="fontstyle2">Formica</span></em><span class="fontstyle0">; наименование </span><em><span class="fontstyle2">Szuring</span></em><span class="fontstyle0">, а также его обиходные немецкие эквиваленты </span><em><span class="fontstyle2">Flöhe-Kraut Persikaria </span></em><span class="fontstyle0">и </span><em><span class="fontstyle2">Schmertzkern Persikaria</span></em><span class="fontstyle0"><em>,</em> вероятнее всего, относятся к лекарственному растению горцу перечному, или водяному перцу (</span><em><span class="fontstyle2">Polygonum hydropyper </span></em><span class="fontstyle0">L.). В русском переводе фрагментов, содержащих обиходные заимствованные наименования, отмечается большое количество ошибок при подборе эквивалентов, а также случаи отказа от их поиска, что, вероятнее всего, свидетельствует о трудностях, которые эти обозначения представляли для переводчика. В одних случаях опущение фрагментов оригинального текста не наносит заметного ущерба его общему смыслу, в других – ведет к искажению практических рекомендаций, приводимых в книге.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Андрей Константинович Филиппов (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1407Полевый подход к рассмотрению ономастического фрагмента языковой личности военнослужащего2023-04-17T12:10:08+03:00Надежда Андреевна Родинаesperance84@mail.ru<p> <span class="fontstyle0">Статья посвящена применению полевого подхода к организации ономастикона военного социума. Современная языковая личность использует в коммуникации различную лексику, в которой особое место занимают имена собственные, являясь одним из важнейших средств отражения национальной культуры. В качестве одного из наиболее эффективных подходов к разграничению и выявлению системных отношений в разнообразной ономастической лексике, определению их структурно-семантических и функциональных свойств выступает полевый. В традиционном понимании ономастического поля русского языка ядро составляют антропонимы (личные имена, отчества, фамилии, прозвища и псевдонимы), околоядерную зону – имена собственные антропоцентрического притяжения (теонимы, мифонимы, зоонимы, этнонимы), периферийную зону – разряды с чертами апеллятивноонимического пограничья; при этом топонимы и космонимы представлены дисперсно как в ядре, так и на периферии, в зависимости от известности и величины называемого объекта. Применительно к закрытому военному социуму полевый подход в совокупности с авторским антропоцентрическим критерием позволил получить иное распределение имен собственных, функционирующих в коммуникации современного российского военнослужащего. Центр ядра составляют официальные антропонимы – фамилии, имена, отчества (прежде всего, фамилии), которые индивидуализированы, немотивированы, системны и устойчивы. В периферийной зоне ядра – позывные и прозвища, четко выполняющие номинативно-выделительную функцию, мотивированные, условно системные и изменчивые. На периферии поля располагаются военные эргонимы, хрематонимы, топонимы и хрононимы. При этом эргонимы и хрематонимы обладают ослабленными индивидуализирующими свойствами, мотивированы, системны, устойчивы и более тяготеют к ядру в силу частого использования языковой личностью. Военные топонимы и хрононимы относятся к непосредственной периферии ономастического поля, однако не равноудалены от ядра: они мотивированы и слабо индивидуализируют называемое, но хрононимы сильнее систематизированы и более устойчивы во времени. Исследование позволяет пролить свет как на особенности ономастикона военного дискурса, так и на многие общие вопросы теории имени собственного.</span></p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Надежда Андреевна Родина (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1379Специфика драматургической тональности дискурса (на примере новостного корпоративного дискурса)2023-04-14T11:46:36+03:00Наталия Николаевна Белошицкаяn.beloshickay@narfu.ru<p> <span class="fontstyle0">В статье рассматривается видовое проявление дискурсивной категории тональности – драматургическая тональность. Относясь к прагматическому параметру дискурса, она проявляет когнитивную природу и обладает культурно-социальной значимостью. Это позволяет прибегнуть к аналитическому инструментарию комплекса направлений гуманитарного знания. Драматургическая тональность характеризуется перформативностью, оценочностью и адресностью. Этот вид дискурсивной тональности основывается на лингвосемиотической категории театральности и пронизывает структуру текста. В статье определяется прототипическая функция драматургической тональности – запланированное субъектом дискурса и близкое к «авторскому» понимание и интерпретация сообщения адресатом. Мы предлагаем анализировать драматургическую тональность в рамках презентационной теории дискурса, т. к. назначение тональности состоит в стратегическом выстраивании коммуникации. Драматургическая тональность профилирует ценностные ориентации субъекта дискурса, обеспечивая в дискурсивном развертывании демонстрацию смыслов адресату. В то же время она побуждает адресата к активному интерпретированию, участию в созидании смысла. Драматургическая тональность выступает как механизм управления воздействием и актуализируется в контексте социального взаимодействия. В качестве языкового материала используются новостные сообщения информационного пространства сайта Северного (Арктического) федерального университета. В процессе анализа выявляются языковые приемы, актуализирующие действие драматургической тональности. В исследуемом типе дискурса наблюдается предсказуемость процесса дискурсивного развертывания коммуникативного события в фокусе внимания. Автор считает это проявлением действия механизма драматургической тональности, релевантного данному виду дискурса (медийному). Делается вывод, что архитектоника дискурсивного отрывка, ролевой статус субъекта дискурса, модальная рамка оформления сообщения, экспрессивность семантики – приемы актуализации драматургической тональности. </span></p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Наталия Николаевна Белошицкая (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1284Сравнительный анализ политики украинизации в 1920–1930-е годы на территории юго-восточных округов УССР и Кубанского округа Северо-Кавказского края РСФСР2023-04-17T13:24:59+03:00Никита Александрович Осиповosipov090996@mail.ru<p> <span class="fontstyle0">Национальная политика 1920–1930-х годов, реализуемая в Украинской Советской Социалистической Республике (УССР), привела к важнейшим изменениям в области культуры и просвещения. Однако данная политика не всегда сопровождалась успехами на территории УССР и некоторых регионов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), где также проводилась. Примером могут служить юго-восточные округа УССР и Кубанский округ Северо-Кавказского края РСФСР. В связи с этим целью научного исследования является сравнительный анализ содержания, направлений и результатов политики украинизации в юго-восточных округах УССР и Кубанском округе Северо-Кавказского края РСФСР. В ходе работы была изучена историография политики украинизации в целом: статьи, монографии современных российских и украинских ученых, а также периодическая печать УССР за 1925-1933 годы. На основе полученных данных сделан вывод, что, несмотря на высокие темпы украинизации и значительные успехи в области данной политики, в указанных регионах фактически она проводилась путем административного давления, что вызывало негативное отношение к подобного рода этно-культурным преобразованиям на местах, в частности в некоторых округах Юго-Востока УССР, а также в Кубанском округе Северо-Кавказского края РСФСР, в котором население по своему языку и самосознанию сильно отличалось от украинского этноса. В Кубанском округе ни местное население, ни местные власти не были заинтересованы в данной политике, поэтому темпы украинизации оставались низкими, а механизмы ее проведения не имели достаточной эффективности даже по сравнению с Юго-Востоком УССР, что в результате способствовало окончательному вхождению населения Юга РСФСР в состав российской нации.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Никита Александрович Осипов (Автор)https://journals.narfu.ru/index.php/gum/article/view/1495Политика раскулачивания рыболовецких и оленеводческих хозяйств в Мурманском округе Ленинградской области в 1930-е годы2023-08-02T13:32:08+03:00Павел Анатольевич Чунинpomor1996@gmail.com<p> <span class="fontstyle0">Территория современной Мурманской области в годы начала коллективизации не была ареной «борьбы за хлеб», ее обошли стороной крестьянские выступления той эпохи. Крестьянство в его традиционном понимании в регионе не существовало в принципе, основу хозяйственной жизни в селах составляли прибрежный промысел рыбы в бассейнах Белого и Баренцева морей и оленеводство. Раскулачивание в Мурманском округе Ленинградской области не ограничилось началом 1930-х годов, как это зачастую описывалось в региональной историографии, представленной большей частью работами, которые были написаны в советский период. При рассмотрении обозначенной проблемы применялись историко-системный и сравнительно-исторический методы. Для восполнения образовавшихся лакун проведен анализ документов органов исполнительной и партийной власти Мурманского округа, которые сохранились преимущественно в фондах Государственного архива Мурманской области, часть из них ранее никогда не вводилась в научный оборот. На их основании было определено наиболее точное количество раскулаченных хозяйств и выявлены особенности процесса раскулачивания в рамках рассматриваемой административно-территориальной единицы. Кроме того, намечено направление для последующего изучения репрессивной политики в период после основных волн раскулачивания до конца 1930-х годов, а также учтены национальные особенности, присущие округу: «иннационализм» населения приграничных районов и наличие малочисленного коренного народа - саамов. Эти факторы оказывали влияние на процесс раскулачивания. Данная статья является одной из первых попыток анализа данной репрессивной политики в Мурманском округе в качестве самостоятельной проблемы. Результаты работы в перспективе могут быть положены в основу комплексного конкретно-исторического исследования по коллективизации в регионе.</span> </p>2023-11-22T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Павел Анатольевич Чунин (Автор)