Особенности окуломоторных реакций у студентов при восприятии текстовой информации

  • Н. В. Звягина Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0001-8384-0424
  • А. И. Талеева Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-9346-6357
  • Д. А. Кузнецова Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-4549-0723
Ключевые слова: зрительно-моторные реакции, айтрекинг, саккады, фиксации взора, зрительное восприятие текстовой информации, стратегии движения глаз

Аннотация

Окуломоторные реакции при решении когнитивных задач все чаще становятся объектом изучения в психофизиологии. Использование айтрекинга позволило дополнить представления об особенностях движений глаз в процессе восприятия разной зрительной информации. Современные исследования с применением методики трекинга глаз посвящены изучению окуломоторных реакций при восприятии изображений и текстов, решении логических зрительных задач и т. д. Параметры движения глаз при зрительной когнитивной деятельности не только отражают особенности окуломоторной активности, но и являются маркерами деятельности мозга по восприятию и обработке информации. Особый интерес представляют окулографические исследования при чтении текстов разного уровня сложности, с правильной и измененной последовательностью слов в предложениях, с различной эмоциональной нагрузкой. В данной статье представлены результаты исследования движений глаз у студентов при зрительном восприятии двух видов текста: текста с правильным расположением букв и текста с измененным порядком букв в словах. Обследованы 40 студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова с применением стационарной системы бинокулярного трекинга глаз iView X™ RED (SensoMotoric Instruments, Германия). Установлены специфические изменения статических и динамических параметров трекинга глаз при чтении текста с измененным порядком букв в словах – значимое увеличение количества и продолжительности фиксаций, количества саккад. При работе с текстом с измененными лексемами у студентов зафиксировано целостное восприятие слов, что привело к снижению времени чтения. Выделено два варианта обработки зрительной информации с высокой воспроизводимостью у каждого обследованного вне зависимости от характера текста: внимательное и поверхностное чтение текста.
Для цитирования: Звягина Н.В., Талеева А.И., Кузнецова Д.А. Особенности окуломоторных реакций у студентов при восприятии текстовой информации // Журн. мед.-биол. исследований. 2021. Т. 9, № 2. С. 145–152. DOI: 10.37482/2687-1491-Z052

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Mayer R.E. Thirty Years of Research on Online Learning // Appl. Cogn. Psychol. 2019. Vol. 33, № 2. P. 152–159. DOI: 10.1002/acp.3482

Just M.A., Carpenter P.A. A Theory of Reading: From Eye Fixations to Comprehension // Psychol. Rev. 1980. Vol. 87, № 4. Р. 329–355. DOI: 10.1037/0033-295X.87.4.329

Hyönä J. The Use of Eye Movements in the Study of Multimedia Learning // Learn. Instr. 2010. Vol. 20, № 2. Р. 172–176. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2009.02.013

Hyönä J., Lorch R.F. Jr., Rinck M. Eye Movement Measures to Study Global Text Processing // The Mind’s Eye: Cognitive and Applied Aspects of Eye Movement Research / ed. by J. Hyönä, R. Radach, H. Deubel. Amsterdam: Elsevier, 2003. P. 313–334. DOI: 10.1016/B978-044451020-4/50018-9

Rayner K. The Perceptual Span and Peripheral Cues in Reading // Cogn. Psychol. 1975. Vol. 7, № 1. P. 65–81. DOI: 10.1016/0010-0285(75)90005-5

Mirault J., Snell J., Grainger J. You That Read Wrong Again! A Transposed-Word Effect in Grammaticality Judgments // Psychol. Sci. 2018. Vol. 29, № 12. P. 1922–1929. DOI: 10.1177/0956797618806296

Kennedy A., Pynte J. The Consequences of Violations to Reading Order: An Eye Movement Analysis // Vis. Res. 2008. Vol. 48, № 21. P. 2309–2320. DOI: 10.1016/j.visres.2008.07.007

Rayner K., Angele B., Schotter E.R., Bicknell K. On the Processing of Canonical Word Order During Eye Fixations in Reading: Do Readers Process Transposed Word Previews? // Vis. Cogn. 2013. Vol. 21, № 3. P. 353–381. DOI: 10.1080/13506285.2013.791739

Mirault J., Grainger J. On the Time It Takes to Judge Grammaticality // Q. J. Exp. Psychol. 2020. DOI: 10.1177/1747021820913296

Demareva V., Edeleva Y. Eye-Tracking Based L2 Detection: Universal and Specific Eye Movement Patterns in L1 and L2 Reading // Procedia Comput. Sci. 2020. Vol. 169. Р. 673–676. DOI: 10.1016/j.procs.2020.02.185

Безруких М.М., Иванов В.В. Движения глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Физиология человека. 2013. Т. 39, № 1. С. 83–92. DOI: 10.7868/S0131164612060045

Оганов С.Р., Корнев А.Н. Саккады как показатель индивидуальной вариативности стратегий анализа текста: чтение научного текста студентами 2–4 курсов // Когнитивная психология: методология и практика: коллект. моногр. СПб.: ВВМ, 2015. С. 212–220.

Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 173 с.

Опубликован
2021-05-18
Как цитировать
Звягина, Н., Талеева, А., & Кузнецова, Д. (2021). Особенности окуломоторных реакций у студентов при восприятии текстовой информации. Журнал медико-биологических исследований, 9(2), 145-152. https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z052