Повышение работоспособности древесно-металлических подшипников скольжения лесопромышленных машин

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/0536-1036-2021-2-156-168

Ключевые слова:

опора трения-скольжения, композиционный материал, контактная задача, метод конечных элементов, анизотропия, вибропоглощение, контактное давление, напряжение, деформация, износостойкость

Аннотация

Работоспособность подшипников скольжения в лесопромышленных машинах и оборудовании в значительной мере определяется грузоподъемностью и антифрикционными качествами, зависящими от несущей способности материала втулки (вкладыша), жесткости конструкции и характера усилий при эксплуатации. При этом в материалах подшипников происходят циклические изменения состояния материала втулки, а также элементов, обеспечивающих армирующие, теплопроводящие и противоизносные функции. Отражены результаты исследований напряженно-деформационного состояния анизотропных композиционных материалов в конструкциях древесно-металлических подшипников скольжения. Предложен способ обеспечения виброустойчивости, основывающийся на поддержании изменяющихся в ходе изнашивания демпфирующих свойств опоры. Описан функционал разработанной программы, с помощью которой решаются контактная и тепловая задачи при проектировании подшипников скольжения. Создан и исследован древесно-металлический материал для изготовления вкладышей и втулок подшипников из клееных композиций, в состав которых входит вибропоглощающая мелкофракционная составляющая, находящаяся в вибровзвешенном состоянии, и неоднородная по толщине втулки слоистая структура, характеризующаяся изменяющимся модулем упругости и обеспечивающая демпфирующие свойства. Предложенная конструкция подшипника скольжения с использованием данного материала ориентирована на его применение преимущественно при ударно-циклическом нагружении, что характерно для условий эксплуатации большинства лесопромышленных машин и оборудования.
Для цитирования: Пилюшина Г.А., Пыриков П.Г., Памфилов Е.А., Данилюк А.Я., Капустин В.В. Повышение работоспособности древесно-металлических подшипников скольжения лесопромышленных машин // Изв. вузов. Лесн. журн. 2021. № 2. С. 156–168. DOI: 10.37482/0536-1036-2021-2-156-168
Финансирование: Проект «Исследование и создание подшипников скольжения повышенной износостойкости на основе древесно-металлических композиционных материалов» в рамках государственного задания Минобрнауки РФ (проект № 9.10677.2018/11.12).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Г. А. Пилюшина, Брянский государственный технический университет

канд. техн. наук, доц.; ResearcherID: H-1699-2019

П. Г. Пыриков, Брянский государственный технический университет

д-р техн. наук, проф.; ResearcherID: AAR-1011-2020

Е. А. Памфилов, Брянский государственный технический университет

д-р техн. наук, проф.; ResearcherID: H-1866-2019

А. Я. Данилюк, Брянский государственный техническийbr университет

аспирант

В. В. Капустин, Брянский государственный технический университет

аспирант; ResearcherID: AAT-1199-2020

Библиографические ссылки

Астапович Г.Н., Врублевский В.Б. Использование древесины в качестве подшипникового материала: тез. докл. 6-й республик. науч. конф. студентов и аспирантов «Физика конденсированных сред». Гродно: Изд-во ГрГУ, 1998. С. 8. [Astapovich G.N., Vrublevskiy V.B. The Use of Wood as a Bearing Material: Proceedings of the 6th Republican Scientific Conference of Students and Postgraduates “Physics of Сondensed Media”. Grodno, GrSU Publ., 1998. 8 p.].

Белокуров В.П., Смольяков А.И. Напряженно-деформированное состояние анизотропных подшипников скольжения из прессованной древесины // Славянтрибо-4. Трибология и технология: тез. докл. междунар. симп. Санкт-Петербург, 23–27 июля 1997 г. Рыбинск: Рыбин. гос. авиац. технол. акад. им. П.А. Соловьева, 1997. С. 39–42. [Belokurov V.P., Smol’yakov A.I. Stress-Strain Bahavior of Anisotropic Sliding Bearings Made of Molded Wood. Slavantribo-4. Tribology and Technology: Proceedings of the International Symposium. Saint Petersburg, July 23–27, 1997. Rybinsk, RGATA imeni P.A. Solov’yeva Publ., 1997, pp. 39–42].

Галлагер Р. Метод конечных элементов. Основы: пер. с англ. М.: Мир, 1984. 428 с. [Gallagher R.H. Finite Element Analysis: Fundamentals. Trans. from English. Moscow, Mir Publ., 1984. 428 p.].

Геккер Ф.Р. Динамическая модель узлов трения, работающих без смазочных материалов // Трение и износ. 1993. № 6. С. 1051–1058. [Gekker F.R. Dynamic Model of Friction Units Operating without Lubricants. Treniye i iznos [Friction and Wear], 1993, no. 6, pp. 1051–1058].

ГОСТ ИСО 7902-1–2001. Гидродинамические радиальные подшипники скольжения, работающие в стационарном режиме. Круглоцилиндрические подшипники. Ч. 1. Метод расчета. М.: Изд-во стандартов, 2002. 28 с. [State Standard ISO. GOST ISO 7902-1–2001. Hydrodynamic Plain Journal Bearings under Steady-State Conditions. Circular Cylindrical Bearings. Part 1. Calculation Procedure. Moscow, Izdatel’stvo standartov, 2002. 28 p.].

Зернин М.В. Расчетно-экспериментальная оценка долговечности подшипников скольжения по системе критериев взаимодействия и повреждения поверхностей // Изв. РАН. Механика твердого тела. 2001. № 3. С. 190–191. [Zernin M.V. Computational and Experimental Evaluation of the durability of Sliding Bearings according to the System of Criteria of Interaction and Damage of Surfaces. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk. Mekhanika tverdogo tela [Mechanics of Solids], 2001, no. 3, pp. 190–191].

Памфилов Е.А., Шевелева Е.В., Сидоров О.В., Муратов Д.И. Подшипник скольжения. Патент № 2286489 Российская Федерация, F 16 C 33/18: заявл. 14.03.2005: опубл. 27.10.2006. [Pamfilov E.A., Sheveleva E.V., Sidorov O.V., Muratov D.I. Slider Bearing. Patent RF no. RU 2286489 C1, 2006].

Пыриков П.Г., Ольшевский А.А., Данилюк А.Я. К вопросу решения контактной задачи в оценке нагруженности древесно-металлических подшипников // XII Всерос. съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики: сб. тр. в 4 т. Т. 3: Механика деформируемого твердого тела. Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. С. 967–969. [Pyrikov P.G., Ol’shevskiy A.A., Danilyuk A.Ya. To the Solution of the Contact Problem in Assessing the Loading of Wood-Metal Bearings. XII All-Russian Congress on Fundamental Problems of Theoretical and Applied Mechanics: Proceedings in 4 Vol. Vol. 3: Mechanics of Deformable Solids. Ufa, RIC BashSU Publ., 2019, pp. 967–969]. DOI: 10.22226/2410-3535-2019-congress-v3

Симин А.П. Повышение долговечности вкладышей подшипников скольжения, изготавливаемых из композиционных материалов на основе растительных полимеров: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Брянск, 2003. 20 с. [Simin A.P. Increasing the Durability of Slide Bearing Inserts Made of Composite Materials Based on Plant Polymers: Cand. Eng. Sci. Diss. Abs. Bryansk, 2003. 20 p.].

Тихомиров В.П., Горленко О.А., Порошин В.В. Методы моделирования процессов в трибосистемах. М.: МГИУ, 2004. 292 с. [Tikhomirov V.P., Gorlenko O.A., Poroshin V.V. Methods of Modeling Processes in Tribosystems. Moscow, MSIU Publ., 2004. 292 p.].

Трибология. Состояние и перспективы: сб. науч. тр: в 4 т. Т. 2. Смазка и смазочные материалы / под ред. С.М. Захарова и И.А. Буяновского. Уфа: РИК УГАТУ, 2019. 504 с. [Tribology. Status and Prospects: Collection of Academic Papers in 4 Vol. Vol. 2. Lubrication and Lubricants. Ed. by S.M. Zakharov, I.A. Buyanovskiy. Ufa, USATU Publ., 2019. 504 p.].

Хрущов М.М. Трение, износ и микротвердость материалов: избр. работы (к 120-летию со дня рождения) / отв. ред. И.Г. Горячева. М.: КРАСАНД, 2012. 512 с. [Khrushchev M.M. Friction, Wear and Microhardness of Materials: Selected Works (to the 120th Anniversary). Ed. by I.G. Goryachev. Moscow, KRASAND Publ., 2012. 512 p.].

Хухрянский П.Н. Прессование древесины. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Лесн. пром-сть, 1964. 351 с. [Khukhryanskiy P.N. Pressing of Wood. Moscow, Lesnaya promyshlennost’ Publ., 1964. 351 p.].

Шамаев В.А., Никулина Н.С., Медведев И.Н. Модифицирование древесины: моногр. М.: ФЛИНТА, 2013. 122 c. [Shamaev V.A., Nikulina N.S., Medvedev I.N. Wood Modification: Monograph. Moscow, FLINTA Publ., 2013. 122 p.].

Cleon L.M., Sauvage G. Rail Vehicles’ Riding Quality and Comfort Related to Theoretical and Experimental Optimization. Application to High Speed Trains. Vehicle System Dynamics, 1985, vol. 14, iss. 1-3, pp. 107–114. DOI: 10.1080/00423118508968809

Evelson L.I., Pamfilov E.A., Rafalovskaia M.Y. Mathematical Modeling of Dynamically Loaded Friction Units. Proceedings of 28th Israel Conference on Mechanical Engineering. Beersheba, Israel, Ben-Gurion University of the Negev, 2000, pp. 15–17.

Fries J.R., Kennedy F.E. Bibliographical Databases in Tribology. Journal of Tribology, 1985, vol. 107, iss. 3, pp. 285–294. DOI: 10.1115/1.3261052

Komanduri R., Hou Z.B. Thermal Analysis of Dry Sleeve Bearings – A Comparison between Analytical, Numerical (Finite Element) and Experimental Results. Tribology International, 2001, vol. 34, iss. 3, pp. 145–160. DOI: 10.1016/S0301-679X(00)00144-4

Politakis P., Weiss S.M. Using Empirical Analysis to Refine Expert System Knowledge Bases. Artificial Intelligence, 1984, vol. 22, iss. 1, pp. 23–48. DOI: 10.1016/0004-3702(84)90024-9

Starghisky V.Е., Shalobaev Е.V., Shеrbаkоv S.V. On Compiling a Terminological Reference-Dictionary on Gearing. Proceedings of International Conference «Power Transmissions’ 03», September 11–12, 2003, Section I. Sofia, BolgAN, 2003, pр. 180–186.

Tian X., Kennedy Jr. F.E. Maximum and Average Flash Temperatures in Sliding Contact. Journal of Tribology, 1994, vol. 116, iss. 1, pp. 167–174. DOI: 10.1115/1.2927035

Загрузки

Опубликован

07.04.2021

Как цитировать

Пилюшина, Г. А., П. Г. Пыриков, Е. А. Памфилов, А. Я. Данилюк, и В. В. Капустин. «Повышение работоспособности древесно-металлических подшипников скольжения лесопромышленных машин». Лесной журнал, вып. 2, апрель 2021 г., сс. 156-68, doi:10.37482/0536-1036-2021-2-156-168.

Выпуск

Раздел

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)