Влияние осложненных родов на развитие высших психических функций детей 7-8 лет (на примере первоклассников г. Архангельска)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z137

Ключевые слова:

дети 7-8 лет, отдаленные последствия осложненных родов, дизонтогенез, психофизиологическое развитие, высшие психические функции, интеллект, кратковременная память, скорость переработки информации

Аннотация

Одним из наиболее значимых факторов перинатального дизонтогенеза, оказывающих негативное влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, является неблагоприятное течение родовой деятельности. Целью данной работы стала оценка влияния осложненных родов на развитие высших психических функций у детей 7-8 лет. Материалы и методы. В исследовании, проведенном в октябре 2017 года на базе нескольких общеобразовательных школ г. Архангельска, приняли участие 86 первоклассников (48 мальчиков и 38 девочек). По результатам анкетирования родителей были сформированы две группы сравнения. В основную вошли 18 первоклассников (7 мальчиков и 11 девочек), появившихся на свет в результате осложненных родов. В контрольную было отобрано 30 детей (18 мальчиков и 12 девочек) с благоприятным течением перинатального периода. Оценка высших психических функций первоклассников включала определение уровня развития кратковременной памяти, интеллекта и особенностей темповой организации деятельности. Результаты. Проведенное исследование показало, что дети, появившиеся на свет в результате осложненных родов, характеризуются комплексом психофизиологических особенностей, которые могут стать причиной трудностей школьного обучения. В частности, у них более низкий темп операционной деятельности (p = 0,026), что может быть свидетельством проблем с переработкой сенсорной информации и незрелости управляющих функций головного мозга. Кроме того, эти дети значимо отличаются от своих сверстников по уровню развития вербального интеллекта (p = 0,001), что говорит об особенной уязвимости речевых функций ребенка для факторов перинатального дизонтогенеза.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

М.А. Кунавин, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Библиографические ссылки

Jardine J., Blotkamp A., Gurol-Urganci I., Knight H., Harris T., Hawdon J., van der Meulen J., Walker K., Pasupathy D. Risk of Complicated Birth at Term in Nulliparous and Multiparous Women Using Routinely Collected Maternity Data in England: Cohort Study // BMJ. 2020. Vol. 371. Art. № m3377. DOI: 10.1136/bmj.m3377

Franci Crepeau-Hobson M. The Relationship Between Perinatal Risk Factors and Sensory Processing Difficulties in Preschool Children // J. Dev. Phys. Disabil. 2009. Vol. 21, № 4. Р. 315–328. DOI: 10.1007/s10882-009-9144-x

Eunson P. Aetiology and Epidemiology of Cerebral Palsy // Pediatr. Child Health. 2012. Vol. 22, № 9. P. 361–366. DOI: 10.1016/j.paed.2012.05.008

Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The Relation Between Cesarean Birth and Child Cognitive Development // Sci. Rep. 2017. Vol. 7. Art. № 11483. DOI: 10.1038/s41598-017-10831-y

Taylor E., Rogers J.W. Practitioner Review: Early Adversity and Developmental Disorders // J. Child Psychol. Psychiatry. 2005. Vol. 46, № 5. Р. 451–467. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.00402.x

Казакова Е.В., Соколова Л.В. Медико-биологические факторы риска в раннем развитии и особенности формирования речевой сферы первоклассников // Физиология человека. 2020. Т. 46, № 3. С. 56–63. DOI: 10.31857/S0131164620030078

Cusson R.M. Factors Influencing Language Development in Preterm Infants // J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. 2003. Vol. 32, № 3. P. 402–409. DOI: 10.1177/0884217503253530

Чернов Д.Н. Роль медико-биологических факторов в языковом развитии школьников: обзор современных исследований // Соврем. исследования соц. проблем (электрон. науч. журн.). 2016. № 11(67). С. 228–247. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-228-247

Белова О.С., Парамонова М.В., Бочарова Е.А. Оказание комплексной помощи детям раннего возраста с отклонениями в психическом и речевом развитии // Вестн. Совета молодых учeных и специалистов Челяб. обл. 2017. Т. 3. № 1(16). С. 16–19.

Морозова Е.А., Мадякина А.А., Белоусова М.В., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Князева О.В., Морозов Д.В., Зайкова Ф.М., Гусяков Ф.И. Роль перинатальных факторов в формировании нейрокогнитивных нарушений у детей с СДВГ // Практ. медицина. 2020. Т. 18, № 5. С. 82–87. DOI: 10.32000/2072-1757-2020-5-82-87

Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы (рекомендации практического психолога). СПб.: Стройлеспечать, 1996. 64 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.

Герасимова О.Ю. Специфика психофизиологической структуры интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психического развития и его связь с показателями сенсомоторного теста // Успехи соврем. науки и образования. 2016. Т. 10, № 12. С. 110–112.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. рук. СПб.: Иматон, 2000. 97 с.

Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н., Хлыбова С.В., Анисимов К.Ю., Севостьянова О.Ю. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения // Вестн. урал. мед. акад. науки. 2018. Т. 15, № 1. С. 104–115. DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-104-115

Железова М.Е., Яговкина Н.Е. Влияние быстрых и стремительных родов на перинатальные исходы для матери и плода // Вестн. соврем. клин. медицины. 2016. Т. 9, вып. 2. С. 133–137. DOI: 10.20969/VSKM.2016.9(2).133-137

Ахмадеева Э.Н., Еникеева Ю.Д. Особенности ранней адаптации новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения // Практ. медицина. 2009. № 7(39). С. 5–8.

Семенков О.Г., Иова А.С., Шоломов И.А. Основные причины и прогностические критерии неблагоприятных исходов у новорожденных, перенесших внутрижелудочковые кровоизлияния // Сарат. науч.- мед. журн. 2010. Т. 6, № 3. С. 658–663.

Азарова Е.В., Вялкова А.А., Космович Т.В., Димова С.Г., Бондарь Е.А. Ранняя неонатальная адаптация: этиологические, патогенетические и клинические аспекты // Бюл. Оренбург. науч. центра УрО РАН (электрон. журн.). 2015. № 1. Ст. № 1. URL: http://elmag.uran.ru:9673/magazine/Numbers/2015-1/Articles/EVA-2015-1.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

Adams J.N., Feldman H.M., Huffman L.C., Loe I.M. Sensory Processing in Preterm Preschoolers and Its Association with Executive Function // Early Hum. Dev. 2015. Vol. 91, № 3. Р. 227–233. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2015.01.013

Рожкова Л.А. Влияние фактора недоношенности на функциональное состояние ЦНС детей с проблемами психоречевого развития // Дефектология. 2005. № 6. С. 3–13.

Pekçetin S., Sarıdaş B., Üstünyurt Z., Kayıhan H. Sensory-Processing Patterns of Preterm Children at 6 Years of Age // Infants Young Children. 2019. Vol. 32, № 1. Р. 33–42. DOI: 10.1097/IYC.0000000000000131

Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. 2012. № 31. С. 64–71.

Рожкова Л.А. Спектральная мощность ЭЭГ детей младшего школьного возраста с перинатальной патологией ЦНС // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 1. С. 28–38.

References

Jardine J., Blotkamp A., Gurol-Urganci I., Knight H., Harris T., Hawdon J., van der Meulen J., Walker K., Pasupathy D. Risk of Complicated Birth at Term in Nulliparous and Multiparous Women Using Routinely Collected Maternity Data in England: Cohort Study. BMJ, 2020, vol. 371. Art. no. m3377. DOI: 10.1136/bmj.m3377

Franci Crepeau-Hobson M. The Relationship Between Perinatal Risk Factors and Sensory Processing Difficulties in Preschool Children. J. Dev. Phys. Disabil., 2009, vol. 21, no. 4, pp. 315–328. DOI: 10.1007/s10882-009-9144-x

Eunson P. Aetiology and Epidemiology of Cerebral Palsy. Paediatr. Child Health, 2012, vol. 22, no. 9, pp. 361–366. DOI: 10.1016/j.paed.2012.05.008

Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The Relation Between Cesarean Birth and Child Cognitive Development. Sci. Rep., 2017, vol. 7. Art. no. 11483. DOI: 10.1038/s41598-017-10831-y

Taylor E., Rogers J.W. Practitioner Review: Early Adversity and Developmental Disorders. J. Child Psychol. Psychiatry, 2005, vol. 46, no. 5, pp. 451–467. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2004.00402.x

Kazakova E.V., Sokolova L.V. Biomedical Risk Factors in Early Development and Speech Function Characteristics of First-Graders. Hum. Physiol., 2020, vol. 46, no. 3, pp. 281–287. DOI: 10.1134/S0362119720030068

Cusson R.M. Factors Influencing Language Development in Preterm Infants. J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs., 2003, vol. 32, no. 3, pp. 402–409. DOI: 10.1177/0884217503253530

Chernov D.N. Rol’ mediko-biologicheskikh faktorov v yazykovom razvitii shkol’nikov: obzor sovremennykh issledovaniy [The Role of Medical and Biological Factors in Language Development in Schoolchildren: Review of Current Research]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnnyy nauchnyy zhurnal), 2016, no. 11, pp. 228–247. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-228-247

Belova O.S., Paramonova M.V., Bocharova E.A. Okazanie kompleksnoy pomoshchi detyam rannego vozrasta s otkloneniyami v psikhicheskom i rechevom razvitii [Integrated Treatment of Early Aged Children with Speech and Mental Deviations]. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 16–19.

Morozova E.A., Madyakina A.A., Belousova M.V., Utkuzova M.A., Prusakov V.F., Knyazeva O.V., Morozov D.V., Zaykova F.M., Gusyakov F.I. Rol’ perinatal’nykh faktorov v formirovanii neyrokognitivnykh narusheniy u detey s SDVG [Role of Perinatal Factors in the Formation of Neurocognitive Disorders in Children with ADHD]. Prakticheskaya meditsina, 2020, vol. 18, no. 5, pp. 82–87. DOI: 10.32000/2072-1757-2020-5-82-87

Cherednikova T.V. Testy dlya podgotovki i otbora detey v shkoly (rekomendatsii prakticheskogo psikhologa) [Tests for the Preparation and Selection of Children for Schools (Recommendations of a Practitioner Psychologist)]. St. Petersburg, 1996. 64 p.

Semago N.Ya., Semago M.M. Teoriya i praktika otsenki psikhicheskogo razvitiya rebenka. Doshkol’nyy i mladshiy shkol’nyy vozrast [Theory and Practice of Mental Development Assessment in Children. Preschool and Primary School Age]. St. Petersburg, 2005. 384 p.

Gerasimova O.Yu. Spetsifika psikhofiziologicheskoy struktury intellekta u detey starshego doshkol’nogo vozrasta s raznym urovnem psikhicheskogo razvitiya i ego svyaz’ s pokazatelyami sensomotornogo testa [Specifics of the Psychophysiological Structure of Intelligence in Children of Senior Preschool Age with Different Levels of Mental Development and Its Relationship with Sensorimotor Performance Test]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2016, vol. 10, no. 12, pp. 1 10–112.

Yasyukova L.A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detey s MMD. Diagnostika i kompensatsiya minimal’nykh mozgovykh disfunktsiy [Optimization of Education and Development of Children with Minimal Cerebral Dysfunction. Diagnosis and Compensation of Minimal Cerebral Dysfunction]. St. Petersburg, 2000. 97 p.

Trukhina S.I., Tsirkin V.I., Trukhin A.N., Khlybova S.V., Anisimov K.Yu., Sevost’yanova O.Yu. The Success of Schooling of Children in 1–8 Classes Born by Emergency Cesarean Section. Vestnik ural’skoy meditsinskoy akademicheskoy nauki, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 104–115 (in Russ.). DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-104-115

Zhelezova M.E., Yagovkina N.E. Influence of Rapid Accelerated Labor on Perinatal Outcomes for Mother and Child. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny, 2016, vol. 9, no. 2, pp. 133–137 (in Russ.). DOI: 10.20969/VSKM.2016.9(2).133-137

Akhmadeeva E.N., Enikeeva Yu.D. Osobennosti ranney adaptatsii novorozhdennykh, izvlechennykh putem operatsii kesareva secheniya [Features of Early Adaptation of the Newborns Derived by Cesarean Operation]. Prakticheskaya meditsina, 2009, no. 7, pp. 5–8.

Semenkov O.G., Iova A.S., Sholomov I.A. Principal Causes and Prognostic Criteria for Unfavourable Outcomes in Newborns with Intraventricular Hemorrhage. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal, 2010, vol. 6, no. 3, pp. 658–663 (in Russ.).

Azarova E.V., Vyalkova A.A., Kosmovich T.V., Dimova S.G., Bondar’ E.A. Rannyaya neonatal’naya adaptatsiya: etiologicheskie, patogeneticheskie i klinicheskie aspekty [Early Neonatal Adaptation: Etiological, Pathogenetic and Clinical Aspects]. Byulleten’ Orenburgskogo nauchnogo tsentra UrO RAN (elektronnnyy zhurnal), 2015, no. 1. Art. no. 1. Available at: http://elmag.uran.ru:9673/magazine/Numbers/2015-1/Articles/EVA-2015-1.pdf (accessed: 25 February 2022).

Adams J.N., Feldman H.M., Huffman L.C., Loe I.M. Sensory Processing in Preterm Preschoolers and Its Association with Executive Function. Early Hum. Dev., 2015, vol. 91, no. 3, pp. 227–233. DOI: 10.1016/j.earlhumdev.2015.01.013

Rozhkova L.A. Vliyanie faktora nedonoshennosti na funktsional’noe sostoyanie TsNS detey s problemami psikhorechevogo razvitiya [Influence of Premature Birth on the Functional State of the Central Nervous System in Children with Psychoverbal Development Problems]. Defektologiya, 2005, no. 6, pp. 3–13.

Pekçetin S., Sarıdaş B., Üstünyurt Z., Kayıhan H. Sensory-Processing Patterns of Preterm Children at 6 Years of Age. Infants Young Children, 2019, vol. 32, no. 1, pp. 33–42. DOI: 10.1097/IYC.0000000000000131

Alekseeva A.M., Il’ina M.N., Shchelkova O.Yu. Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya i osobennosti intellektual’nogo razvitiya detey s razlichnymi formami dizontogeneza [Socio-Psychological Adaptation and Intellectual Development Peculiarities of Children with Various Forms of Dysontogenesis]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psikhologiya, 2012, no. 31, pp. 64–71.

Rozhkova L.A. EEG Spectral Power of Young Schoolchildren with Perinatal Pathology of the CNS. Hum. Physiol., 2008, vol. 34, no. 1, pp. 22–31.

Загрузки

Опубликован

2023-04-10

Как цитировать

Кунавин, М., Фаркова, А., Черкасова, А., Чуб, И., & Борейко, А. (2023). Влияние осложненных родов на развитие высших психических функций детей 7-8 лет (на примере первоклассников г. Архангельска). Журнал медико-биологических исследований, 11(2), 142–152. https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z137