Диагностика когнитивной дисфункции при сахарном диабете 1-го типа в детском возрасте (обзор)
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z199Ключевые слова:
дети с сахарным диабетом 1-го типа, когнитивная дисфункция, диагностика мозговых нарушений, нейроспецифические белки, нейропсихологическое тестирование, нейровизуализацияАннотация
Сахарный диабет 1-го типа – одна из распространенных эндокринопатий в детском возрасте, которая может проявляться в виде когнитивной дисфункции. Проведен поиск публикаций на английском и русском языках в базах данных PubMed, Cochrane Library, eLIBRARY.RU и Medscape с 2010 по 2023 год. Запрос выполнялся с использованием ключевых слов: type 1 diabetes mellitus, children, cognitive dysfunction и diagnosis. Работы, посвященные когнитивной дисфункции при сахарном диабете 1-го типа во взрослом возрасте, были исключены из обзора. Данное нарушение у детей имеет многофакторную этиологию с доказанными факторами риска: острая гипогликемия, хроническая гипергликемия, ранний дебют заболевания и выраженность диабетического кетоацидоза. Клинические проявления когнитивной дисфункции состоят в снижении памяти и внимания, уровня IQ, психомоторных реакций и когнитивной гибкости. У обследуемых с ранним дебютом заболевания (до 6 лет) они имеют более выраженный характер. Наиболее эффективными для диагностики когнитивной дисфункции у детей исследователи считают нейропсихологические методы: цветовой и словесный тест Струпа, тест на визуальное удержание
Бентона, детский вариант теста Векслера, висконсинский тест на сортировку карт. К репрезентативным инструментальным методам относят магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, диффузионно-тензорную визуализацию и др. Они позволяют диагностировать анатомические и функциональные изменения в головном мозге у детей с сахарным диабетом 1-го типа. При помощи лабораторных методов можно выявить повышение уровней нейроспецифических белков и маркеров воспаления, которое указывает на повреждение головного мозга при данном заболевании. Необходимы дальнейшие исследования когнитивной дисфункции при сахарном диабете 1-го типа в педиатрической практике для уточнения диагностических критериев и методов профилактики этого осложнения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Pourabbasi A., Tehrani-Doost M., Ebrahimi Qavam S., Larijani B. Evaluation of the Correlation Between Type 1 Diabetes and Cognitive Function in Children and Adolescents, and Comparison of This Correlation with Structural Changes in the Central Nervous System: A Study Protocol // BMJ Open. 2016. Vol. 6, № 4. Art. № e007917. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2015-007917
Lancrei H.M., Yeshayahu Y., Grossman E.S., Berger I. Sweet but Sour: Impaired Attention Functioning in Children with Type 1 Diabetes Mellitus // Front. Hum. Neurosci. 2022. Vol. 16. Art. № 895835. https://doi.org/10.3389/fnhum.2022.895835
Быков Ю.В. Анализ когнитивных нарушений у детей с сахарным диабетом I типа в зависимости от стадии заболевания // Вестн. соврем. клин. медицины. 2021. Т. 14, № 2. С. 12–15. https://doi.org/10.20969/VSKM.2021.14(2).12-15
Быков Ю.В., Батурин В.А. Когнитивные нарушения при сахарном диабете 1 типа // Сиб. науч. мед. журн. 2023. Т. 43, № 1. С. 4–12. https://doi.org/10.18699/SSMJ20230101
Litmanovitch E., Geva R., Rachmiel M. Short and Long Term Neuro-Behavioral Alterations in Type 1 Diabetes Mellitus Pediatric Population // World J. Diabetes. 2015. Vol. 6, № 2. Р. 259–270. https://doi.org/10.4239/wjd.v6.i2.259
Katsarou A., Gudbjörnsdottir S., Rawshani A., Dabelea D., Bonifacio E., Anderson B.J., Jacobsen L.M., Schatz D.A., Lernmark Å. Type 1 Diabetes Mellitus // Nat. Rev. Dis. Primers. 2017. Vol. 3. Art. № 17016. https://doi.org/10.1038/nrdp.2017.16
Foland-Ross L.C., Buckingam B., Mauras N., Arbelaez A.M., Tamborlane W.V., Tsalikian E., Cato A., Tong G., Englert K., Mazaika P.K., Reiss A.L. Executive Task-Based Brain Function in Children with Type 1 Diabetes: An Observational Study // PLoS Med. 2019. Vol. 16, № 12. Art. № e1002979. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1002979
Chen H.-J., Lee Y.-J., Huang C.-C., Lin Y.-F., Li S.-T. Serum Brain-Derived Neurotrophic Factor and Neurocognitive Function in Children with Type 1 Diabetes // J. Formos. Med. Assoc. 2021. Vol. 120, № 1, pt. 1. Р. 157–164. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2020.04.011
DiMeglio L.A., Evans-Molina C., Oram R.A. Type 1 Diabetes // Lancet. 2018. Vol. 391, № 10138. P. 2449–2462. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(18)31320-5
Toprak H., Yetis H., Alkan A., Filiz M., Kurtcan S., Aralasmak A., Aksu M.Ş., Cesur Y. Relationships of DTI Findings with Neurocognitive Dysfunction in Children with Type 1 Diabetes Mellitus // Br. J. Radiol. 2016. Vol. 89, № 1059. Art. № 20150680. https://doi.org/10.1259/bjr.20150680
Hardigan T., Ward R., Ergul A. Cerebrovascular Complications of Diabetes: Focus on Cognitive Dysfunction // Clin. Sci. 2016. Vol. 130, № 20. Р. 1807–1822. https://doi.org/10.1042/cs20160397
Shalimova A., Graff B., Gąsecki D., Wolf J., Sabisz A., Szurowska E., Jodzio K., Narkiewicz K. Cognitive Dysfunction in Type 1 Diabetes Mellitus // J. Clin. Endocrinol. Metab. 2019. Vol. 104, № 6. Р. 2239–2249. https://doi.org/10.1210/jc.2018-01315
Самойлова Ю.Г., Ротканк М.А., Жукова Н.Г., Матвеева М.В., Толмачев И.В., Кудлай Д.А. Маркеры когнитивных нарушений и вариабельность гликемии у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018. Т. 118, № 4. С. 48–51. https://doi.org/10.17116/jnevro20181184148-51
Cato A., Hershey T. Cognition and Type 1 Diabetes in Children and Adolescents // Diabetes Spectr. 2016. Vol. 29, № 4. P. 197–202. https://doi.org/10.2337/ds16-0036
Jaser S.S., Jordan L.C. Brain Health in Children with Type 1 Diabetes: Risk and Protective Factors // Curr. Diabetes Rep. 2021. Vol. 21, № 4. Art. № 12. https://doi.org/10.1007/s11892-021-01380-w
Pujar M., Vastrad B., Kavatagimath S., Vastrad C., Kotturshetti S. Identification of Candidate Biomarkers and Pathways Associated with Type 1 Diabetes Mellitus Using Bioinformatics Analysis // Sci. Rep. 2022. Vol. 12, № 1. Art. № 9157. https://doi.org/10.1038/s41598-022-13291-1
Seaquist E.R. The Impact of Diabetes on Cerebral Structure and Function // Psychosom. Med. 2015. Vol. 77, № 6. P. 616–621. https://doi.org/10.1097/psy.0000000000000207
Матвеева М.В., Самойлова Ю.Г., Жукова Н.Г., Кудлай Д.А., Ротканк М.А., Лейман О.П. Редкие генетические маркеры когнитивных нарушений при сахарном диабете // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019. Т. 119, № 2. С. 76–79. https://doi.org/10.17116/jnevro201911902176
Barnea-Goraly N., Raman M., Mazaika P., Marzelli M., Hershey T., Weinzimer S.A., Aye T., Buckingham B., Mauras N., White N.H., Fox L.A., Tansey M., Beck R.W., Ruedy K.J., Kollman C., Cheng P., Reiss A.L. Alterations in White Matter Structure in Young Children with Type 1 Diabetes // Diabetes Care. 2014. Vol. 37, № 2. Р. 332–340. https://doi.org/10.2337/dc13-1388
Cameron F.J., Northam E.A., Ryan C.M. The Effect of Type 1 Diabetes on the Developing Brain // Lancet Child Adolesc. Health. 2019. Vol. 3, № 6. Р. 427–436. https://doi.org/10.1016/s2352-4642(19)30055-0
Semenkovich K., Bischoff A., Doty T., Nelson S., Siller A.F., Hershey T., Arbeláez A.M. Clinical Presentation and Memory Function in Youth with Type 1 Diabetes // Pediatr. Diabetes. 2016. Vol. 17, № 7. Р. 492–499. https://doi.org/10.1111/pedi.12314
Broadley M.M., White M.J., Andrew B. A Systematic Review and Meta-Analysis of Executive Function Performance in Type 1 Diabetes Mellitus // Psychosom. Med. 2017. Vol. 79, № 6. Р. 684–696. https://doi.org/10.1097/psy.0000000000000460
Ryan C.M., van Duinkerken E., Rosano C. Neurocognitive Consequences of Diabetes // Am. Psychol. 2016. Vol. 71, № 7. Р. 563–576. https://doi.org/10.1037/a0040455
Самойлова Ю.Г., Ротканк М.А., Жукова Н.Г., Матвеева М.В., Олейник О.А. Значимость различных методов диагностики когнитивной дисфункции у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа // Лечащий врач. 2016. № 6. С. 86.
Abo-el-Asrar M., Andrawes N.G., Rabie M.A., Aly El-Gabry D., Khalifa A.-G., El-Sherif M., Abdel Aziz K. Cognitive Functions in Children and Adolescents with Early-Onset Diabetes Mellitus in Egypt // Appl. Neuropsychol. Child. 2018. Vol. 7, № 1. Р. 21–30. https://doi.org/10.1080/21622965.2016.1224186
Scarpina F., Tagini S. The Stroop Color and Word Test // Front. Psychol. 2017. Vol. 8. Art. № 557. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00557
Segabinazi J.D., Pawlowski J., Zanini A.M., Wagner G.P., Sbicigo J.B., Trentini C.M., Hutz C.S., de Salles J.F., Bandeira D.R. Age, Education and Intellectual Quotient Influences: Structural Equation Modeling on the Study of Benton Visual Retention Test (BVRT) // Span. J. Psychol. 2020. Vol. 23. Art. № e27. https://doi.org/10.1017/sjp.2020.30
Na S.D., Burns T.G. Wechsler Intelligence Scale for Children-V: Test Review // Appl. Neuropsychol. Child. 2016. Vol. 5, № 2. Р. 156–160. https://doi.org/10.1080/21622965.2015.1015337
Miles S., Howlett C.A., Berryman C., Nedeljkovic M., Moseley G.L., Phillipou A. Considerations for Using the Wisconsin Card Sorting Test to Assess Cognitive Flexibility // Behav. Res. Methods. 2021. Vol. 53, № 5. Р. 2083–2091. https://doi.org/10.3758/s13428-021-01551-3
Macedo L.B.C., Foss M.P., Galera C.A. Cognitive Impairments in Type 1 Diabetes Mellitus: Integrative Review // Psicologia: Teoria e Prática. 2023. Vol. 25, № 1. http://dx.doi.org/10.5935/1980-6906/ePTPPA14344.en
Глущенко В.В., Шабанов П.Д. Минимальная дисфункция мозга. М.: Бином, 2013. 318 с.
Матвеева М.В., Самойлова Ю.Г., Жукова Н.Г., Толмачев И.В., Бразовский К.С., Лейман О.П., Фимушкина Н.Ю., Тонких О.С. Нейровизуализационные методики оценки головного мозга при сахарном диабете (литературный обзор) // Бюл. сиб. медицины. 2020. Т. 19, № 2. С. 189–194. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-2-189-194
Mazaika P.K., Weinzimer S.A., Mauras N., Buckingham B., White N.H., Tsalikian E., Hershey T., Cato A., Aye T., Fox L., Wilson D.M., Tansey M.J., Tamborlane W., Peng D., Raman M., Marzelli M., Reiss A.L. Variations in Brain Volume and Growth in Young Children with Type 1 Diabetes // Diabetes. 2016. Vol. 65, № 2. Р. 476–485. https://doi.org/10.2337/db15-1242
Arbelaez A.M., Semenkovich K., Hershey T. Glycemic Extremes in Youth with T1DM: The Structural and Functional Integrity of The Developing Brain // Pediatr. Diabetes. 2013. Vol. 14, № 8. Р. 541–553. https://doi.org/10.1111/pedi.12088
Biessels G.J., Reijmer Y.D. Brain Changes Underlying Cognitive Dysfunction in Diabetes: What Can We Learn from MRI? // Diabetes. 2014. Vol. 63, № 7. Р. 2244–2252. https://doi.org/10.2337/db14-0348
van Duinkerken E., Schoonheim M.M., Sanz-Arigita E.J., IJzerman R.G., Moll A.C., Snoek F.J., Ryan C.M., Klein M., Diamant M., Barkhof F. Resting-State Brain Networks in Type 1 Diabetic Patients with and Without Microangiopathy and Their Relation to Cognitive Functions and Disease Variables // Diabetes. 2012. Vol. 61, № 7. Р. 1814–1821. https://doi.org/10.2337/db11-1358
Hershey T., Perantie D.C., Wu J., Weaver P.M., Black K.J., White N.H. Hippocampal Volumes in Youth with Type 1 Diabetes // Diabetes. 2010. Vol. 59, № 1. Р. 236–241. https://doi.org/10.2337/db09-1117
Berman J.I., Lanza M.R., Blaskey L., Edgar J.C., Roberts T.P.L. High Angular Resolution Diffusion Imaging Probabilistic Tractography of the Auditory Radiation // Am. J. Neuroradiol. 2013. Vol. 34, № 8. Р. 1573–1578. https://doi.org/10.3174/ajnr.a3471
Gallardo-Moreno G.B., González-Garrido A.A., Villaseñor-Cabrera T., Alvarado-Rodríguez F.J., Ruiz-Stovel V.D., Jiménez-Maldonado M.E., Contreras-Piña N., Gómez-Velázquez F.R. Sustained Attention in Schoolchildren with Type-1 Diabetes. A Quantitative EEG Study // Clin. Neurophysiol. 2020. Vol. 131, № 10. Р. 2469–2478. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2020.07.013
Rachmiel M., Cohen M., Heymen E., Lezinger M., Inbar D., Gilat S., Bistritzer T., Leshem G., Kan-Dror E., Lahat E., Ekstein D. Hyperglycemia Is Associated with Simultaneous Alterations in Electrical Brain Activity in Youths with Type 1 Diabetes Mellitus // Clin. Neurophysiol. 2016. Vol. 127, № 2. Р. 1188–1195. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2015.07.011
Ефимова В.Л., Николаева Е.И., Коньшина Н.В., Голосная Г.С. Возможность использования белков, являющихся маркерами нейровоспаления, для оценки когнитивного состояния детей // Соврем. вопр. биомедицины. 2023. Т. 7, № 2(23). https://doi.org/10.24412/2588-0500-2023_07_02_6
Elshorbagy H.H., Barseem N.F., Elsadek A.E., Al-shokary A.H., Maksoud Y.H.A., Abdulsamea S.E., Talaat I.M., Suliman H.A., Kamal N.M., Abdelghani W.E., Azab S.M., El Din D.M.N. Serum Neuron-Specific Enolase and S100 Calcium-Binding Protein B in Pediatric Diabetic Ketoacidosis // J. Clin. Res. Pediatr. Endocrinol. 2019. Vol. 11, № 4. Р. 374–387. https://doi.org/10.4274/jcrpe.galenos.2019.2018.0280
Новоселова М.В., Самойлова Ю.Г., Жукова Н.Г. Содержание нейроспецифических белков при когнитивных нарушениях у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа // Клин. медицина. 2014. Т. 92, № 8. С. 46–49.
Karavanaki K., Kakleas K., Georga S., Bartzeliotou A., Mavropoulos G., Tsouvalas M., Vogiatzi A., Papassotiriou I., Karayianni C. Plasma High Sensitivity C-Reactive Protein and Its Relationship with Cytokine Levels in Children with Newly Diagnosed Type 1 Diabetes and Ketoacidosis // Clin. Biochem. 2012. Vol. 45, № 16–17. Р. 1383–1388. https://doi.org/10.1016/j.clinbiochem.2012.05.003
Kawamoto E.M., Cutler R.G., Rothman S.M., Mattson M.P., Camandola S. TLR4-Dependent Metabolic Changes Are Associated with Cognitive Impairment in an Animal Model of Type 1 Diabetes // Biochem. Biophys. Res. Commun. 2014. Vol. 443, № 2. Р. 731–737. https://doi.org/10.1016/j.bbrc.2013.12.039
Kumar N., Singh V.B., Meena B.L., Kumar D., Saini M.L., Tiwari A. Mild Cognitive Impairment in Young Type 1 Diabetes Mellitus Patients and Correlation with Diabetes Control, Lipid Profile, and High-Sensitivity C-Reactive Protein // Indian J. Endocrinol. Metab. 2018. Vol. 22, № 6. Р. 780–784. https://doi.org/10.4103/ijem.ijem_58_18