Математическое обоснование сопротивления движению автотранспорта в зависимости от состояния конструкции покрытия лесовозных дорог

Авторы

  • В.С. Прокопец Воронежский государственный университет инженерных технологий https://orcid.org/0000-0002-6066-2562
  • В.Г. Козлов Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I https://orcid.org/0000-0003-2571-8687
  • А.В. Скрыпников Воронежский государственный университет инженерных технологий https://orcid.org/0000-0003-1073-9151
  • Н.Г. Пономарева Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0001-6210-5631
  • Д.М. Левушкин Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) https://orcid.org/0000-0002-4787-6371
  • Ю.А. Боровлев Воронежский государственный университет инженерных технологий https://orcid.org/0000-0003-3702-6194

DOI:

https://doi.org/10.37482/0536-1036-2023-2-106-120

Ключевые слова:

сопротивление движению, сопротивление качению, прочность дорожной одежды, элемент дороги, нагрузка дорожной конструкции, лесовозные дороги, тягово-эксплуатационные расчеты для лесотранспорта

Аннотация

Применение существующих в настоящее время методов и критериев оценки технико-эксплуатационных характеристик и состояния лесовозных автомобильных дорог требует больших затрат времени, хотя и позволяет с достаточной точностью описать состояние отдельных элементов дороги, наметить пути устранения выявленных неисправностей и определить объемы работ по их устранению. Отличительной особенностью лесозаготовительного производства является одновременная эксплуатация разветвленной сети лесовозных автомобильных дорог различных категорий с эксплуатационными характеристиками, меняющимися в зависимости от погодных условий, передислокации мест рубок, интенсивности движения и других факторов. Поэтому существующие способы обоснования зависимостей составляющих сопротивление движения от прочности дорожной конструкции оказываются малопригодными для оперативной оценки технико-эксплуатационного состояния дорог при планировании ремонтных работ. Цель исследования – совершенствование методологических основ тягово-эксплуатационных расчетов для лесотранспорта в зависимости от состояния конструкции покрытия лесовозных автомобильных дорог. Установлено, что при расчете сопротивления качению необходимо учитывать его составляющую, обусловленную деформацией конструкции. На величину этой составляющей влияет модуль упругости дорожной конструкции. Зависимость, полученная для составляющей сопротивления качению за счет деформации дорожной конструкции покрытия лесовозных дорог, позволяет повысить точность тягово-эксплуатационных расчетов на стадии про-ектирования лесовозной автомобильной дороги и может быть использована в целевой функции при сравнении вариантов (при вариантном проектировании). Знание математической зависимости составляющей сопротивления движению от прочности дорожной конструкции дает возможность использовать сопротивление движению в качестве косвенной характеристики прочности дорожной конструкции, а также в качестве комплексного качественного показателя состояния проезжей части дороги.
Для цитирования: Прокопец В.С., Козлов В.Г., Скрыпников А.В., Пономарева Н.Г., Левушкин Д.М., Боровлев Ю.А. Математическое обоснование сопротивления движению автотранспорта в зависимости от состояния конструкции покрытия лесовозных дорог // Изв. вузов. Лесн. журн. 2023. № 2. С. 106−120. https://doi.org/10.37482/0536-1036-2023-2-106-120

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

В.С. Прокопец, Воронежский государственный университет инженерных технологий

канд. техн. наук; ResearcherID: ABZ-9286-2022

В.Г. Козлов, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I

д-р техн. наук, проф.; ResearcherID: G-9613-2017

А.В. Скрыпников, Воронежский государственный университет инженерных технологий

д-р техн. наук, проф.; ResearcherID: AAE-8824-2019

Н.Г. Пономарева, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

канд. техн. наук, доц.; ResearcherID: A-5693-2019

Д.М. Левушкин, Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

канд. техн. наук, доц.; ResearcherID: AAS-4522-2021

Ю.А. Боровлев, Воронежский государственный университет инженерных технологий

соискатель; ResearcherID: HCH-1952-2022

Библиографические ссылки

Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика (российско-германский опыт) / под ред. В.Н. Луканина, К.-X. Ленца. М.: Логос, 2002. 607 с. Highways: Safety, Environmental Challenges, Economics (Russian-German Experience). Ed. by V.N. Lukanina, K.-X. Lentsa. Moscow, Logos Publ., 2002, 607 p. (In Russ.).

Бируля А.К. Эксплуатация автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1966. 326 с. Birulya A.K. Operation of Roads. Moscow, Transport Publ., 1966. 326 p. (In Russ.).

Буслаев А.П., Кузьмин Д.М. К вопросу об интеллектуальных системах в дорожном движении // Наука и техника в дорожной отрасли. 2006. № 2. С. 33–40. Buslayev A.P., Kuzmin D.M. On the Issue of Intelligent Systems in Highway Traffic. Nauka i tekhnika v dorozhnoy otrasli = Advanced Science and Technology for Highways, 2006, no. 2. pp. 33–40.

Васильев А.П., Дингес Э.В., Коганзон М.С. и др. Справочная энциклопедия дорожника. Т. 2: Ремонт и содержание автомобильных дорог / под ред. А.П. Васильева. М.: Информавтодор, 2004. 507 с. Vasilyev A.P., Dinges E.V., Koganzon M.S. et al. Reference Encyclopedia for Road-Worker. Vol. 2: Renovation and Maintenance of Highways. Ed. by A.P. Vasilyev. Moscow, Informavtodor Publ., 2004. 507 p. (In Russ.).

Дрю Д.Р. Теория транспортных потоков и управление ими. М.: Транспорт, 1972. 424 с. Dryu D.R. Theory of Traffic Flows and Their Management. Moscow, Transport Publ., 1972. 424 p. (In Russ.).

Иванов В.Н., Ерохов В.Н. Влияние параметров автомобильных дорог на расход топлива // Автомобильные дороги. 2014. № 8. С. 10–13. Ivanov V.N., Erokhov V.N. Road Parameters Influence on Fuel Consumption. Avtomobil’nyye dorogi, 2014. no. 8. pp. 10–13. (In Russ.).

Калужский Я.А., Бегма И.В., Кисляков В.М., Филиппов В.В. Применение теории массового обслуживания в проектировании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1969. 136 с. Kaluzhskiy Ya.A., Begma I.V., Kislyakov V.M., Filippov V.V. Application of Public Service Theory to Road’s Projecting. Moscow, Transport Publ., 1969. 136 p. (In Russ.).

Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В. Совершенствование организации дорожного движения в транспортных системах лесного комплекса // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 3-2(33). С. 272–275. Kondrashova E.V., Skvortsova T.V. Improvement of Road Traffic Organization in the Forest Complex Transport Systems. Sistemy upravleniya i informatsionnyye tekhnologii = Automation and Remote Control, 2008, no. 3-2(33), pp. 272–275. (In Russ.).

Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения. М.: Академкнига, 2005. 279 с. Kremenets Yu.A., Pecherskiy M.P., Afanasyev M.B. Technical Equipment for Road Traffic Administration. Moscow, Akademkniga Publ., 2005. 279 p. (In Russ.).

Луканин В.Н., Буслаев А.П., Яшина М.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда. М.: Инфра-М, 2001. 646 с. Lukanin V.N., Buslayev A.P., Yashina M.V. Traffic Flows and Environment. Moscow, Infra-M Publ., 2001. 646 p. (In Russ.).

Мытько Л.Р. Оценка транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. Минск: Вуз-Юнити, 2001. 199 с. Mytko L.R. Evaluation of Transport-Operational Characteristics of Highways. Minsk, Vuz-Yuniti Publ., 2001. 199 p. (In Russ.).

Сильянов В.В., Ситников Ю.М. Расчет скоростей движения при проектировании автомобильных дорог // Тр. МАДИ. 1974. Вып. 72. С. 47–66. Silyanov V.V., Sitnikov Yu.M. Calculation of Driving Speed in Road Design. Sbornik nauchnykh trudov of MADI, 1974, vol. 72, pp. 47–66. (In Russ.).

Скворцов А.В., Поспелов П.И., Котов А.А. Геоинформатика в дорожной отрасли. М.: МАДИ (ГТУ), 2005. 250 с. Skvortsov A.V., Pospelov P.I., Kotov A.A. Geoinformatics in the Transport Sector. Moscow, MADI (GTU) Publ., 2005. 250 p. (In Russ.).

Хомяк Я.В. Проектирование сетей автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 207 с. Khomyak Ya.V. Designing Road Networks. Moscow, Transport Publ., 1983. 207 p. (In Russ.).

Эльвик Р., Мюсен А.Б., Ваа Т. Справочник по безопасности дорожного движения: пер. с норв. / под ред. В.В. Сильянова. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. 754 с. Elvik R., Myusen A.B., Vaa T. Handbook of Road Safety. Moscow, MADI (GTU) Publ., 2001. 754 p. (In Russ.).

Borovlev A.O., Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Teterevleva E.V., Burmistrov V.A., Mikheevskaya M.A., Chemshikova Y.M. Algorithm for Determining the Curvature of the Project Line of a Truck Haul Road and the Rate of Change in Its Curvature. Civil Engineering and Architecture, 2021, vol. 9, no. 5, pp. 1582–1589. https://doi.org/10.13189/cea.2021.090528

Borovlev A.O., Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Zelikov V.A., Pilyushina G.A., Burmistrov V.A., Kazachek M.N. Intelligent Design System for Logging Truck Roads. International Journal of Engineering Trends and Technology, 2021, vol. 69, no. 8, pp. 89–95. https://doi.org/10.14445/22315381/IJETT-V69I8P211

Nikitin V.V., Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Bryukhovetsky A.N., Manukovsky A.Y., Vysotskaya I.A., Sapelkin R.S. A Linear Model of the Forest Transport Network and an Algorithm for Assessing the Influence of the Density of Points and the Length of Links in Developing Multi-Forested Areas. International Journal of Engineering Trends and Technology, 2021, vol. 69, no. 12, pp. 175–178. https://doi.org/10.14445/22315381/IJETT-V69I12P220

Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Samtsov V.V., Nikitin V.V., Denisenko V.V., Boltnev D.E. Theoretical Background of Road Landscape Zoning. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, vol. 659, no. 1, art. 012011. https://doi.org/10.1088/1755-1315/659/1/012011

Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Zelikov V.A., Tikhomirov P.V., Levushkin D.M., Nikitin V.V., Mogutnov R.V., Sokol P.A. Feasibility Study of Geometrical Parameters of Wood Transportation Roads Including Prediction of Optimum Terms of Construction and Retrofitting Sequence. Civil Engineering and Architecture, 2021, vol. 9, no. 6, pp. 2077–2083. https://doi.org/10.13189/cea.2021.090635

Загрузки

Опубликован

24.04.2023

Как цитировать

Прокопец, В., В. Козлов, А. Скрыпников, Н. Пономарева, Д. Левушкин, и Ю. Боровлев. «Математическое обоснование сопротивления движению автотранспорта в зависимости от состояния конструкции покрытия лесовозных дорог». Известия вузов. Лесной журнал, вып. 2, апрель 2023 г., сс. 106-20, doi:10.37482/0536-1036-2023-2-106-120.

Выпуск

Раздел

ЛЕСОЭКСПЛУАТАЦИЯ