Использование плоских сплоточных единиц на первоначальном сплаве лесоматериалов
DOI:
https://doi.org/10.37482/0536-1036-2022-1-128-142Ключевые слова:
первоначальный сплав лесоматериалов, плоская сплоточная единица, плот, эффективность сплава, габариты сплавного хода, пропускная способность водного путиАннотация
Запрет молевого сплава, использовавшегося на первоначальном сплаве лесоматериалов, привел к удорожанию поставок лесоматериалов потребителям. В настоящее время развитие технологии сплавных работ на малых и средних реках идет в двух направлениях. Первое заключается в использовании на первоначальном сплаве пакетов (микропучков), которые после проплава по рекам с лимитирующими габаритами сплавного хода соединяются, например, в двухъярусный пакет сплоточных единиц. Второе направление – применение на первоначальном сплаве плоских сплоточных единиц. Для внедрения современных плоских сплоточных единиц на этапе первоначального сплава лесоматериалов необходимо глубокое обоснование экономического преимущества этих сплоточных единиц по отношению к микропучкам. Оценку предложено выполнять с использованием представленного в статье неравенства, выражающего, с одной стороны, затраты на сплотку плоских сплоточных единиц с последующим объединением их в более крупные лесотранспортные единицы, сплав вольницей плоских сплоточных единиц, формирование из них плотов, буксировку этих плотов, приобретение машин и оборудования для организации сплава, а также затраты на вывозку сухопутным транспортом лесоматериалов, которые остаются от заготовленной за год древесины из-за закрытия навигации и ограничения объема сплава недостаточной пропускной способностью водного пути, а с другой стороны, аналогичные показатели для сплава на базе микропучков. Получены аналитические зависимости, устанавливающие названные показатели. Учтенные в методике затраты, возникающие при вывозке лесоматериалов сухопутным транспортом, указывают на то, что по причине неэффективности использования пропускной способности сплавного хода уменьшается объем сплава лесоматериалов на заданном участке сплавного пути. Следовательно, появляется необходимость поставки на рейды оставшихся лесоматериалов сухопутным транспортом. Внедрение плоских сплоточных единиц при первоначальном сплаве лесоматериалов должно обеспечить более высокую пропускную способность сплавного пути по сравнению с микропучками за счет уменьшения осадки, а следовательно, объема лесоматериалов, доставляемых на рейды дорогостоящим сухопутным транспортом.
Для цитирования: Васильев В.В., Афоничев Д.Н. Использование плоских сплоточных единиц на первоначальном сплаве лесоматериалов // Изв. вузов. Лесн. журн. 2022. № 1. С. 128–142. DOI: 10.37482/0536-1036-2022-1-128-142
Скачивания
Библиографические ссылки
Беленов И.А., Дмитриев Ю.Я., Патякин В.И., Сербский В.К. Основы проектирования лесосплавных объектов. М.: Экология, 1992. 128 с. Belenov I.A., Dmitriyev Yu.Ya., Patyakin V.I., Serbskiy V.K. Fundamentals of Design of Timber-Rafting Objects. Moscow, Ekologiya Publ., 1992. 128 p.
Васильев В.В. Транспортно-технологические схемы для поставки лесоматериалов различным видом транспорта // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2, № 3-2(8-2). С. 47–50. Vasiliev V.V. Transport and Technological Schemes for Supply of Forest Products by Trasnport’s Various Type. Aktual’nye napravlenia naucnyh issledovanij XXI veka: teoria i praktika [Current Directions of Scientific Research of the XXI Century: Theory and Practice], 2014, vol. 2, no. 3-2(8-2), pp. 47–50.
Васильев В.В. Бесперевалочная транспортировка древесины различными видами транспорта // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2, № 3-4(8-4). С. 182–186. Vasiliev V.V. Besperevalochny Transportation of Wood by Various Type of Transport. Aktual’nye napravlenia naucnyh issledovanij XXI veka: teoria i praktika [Current Directions of Scientific Research of the XXI Century: Theory and Practice], 2014, vol. 2, no. 3-4(8-4), pp. 182–186.
Васильев В.В., Аксенов И.И. Анализ конструкций перспективных плоских сплоточных единиц // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции – новые технологии и техника нового поколения для АПК : сб. науч. докл. XX Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Студия печати Галины Золотовой, 2019. С. 188–191. Vasiliev V.V., Aksenov I.I. Analysis of Structures of Perspective Flat Rafting Units. Improving the Efficiency of Resource Use in Agricultural Production – New Technologies and Equipment of a New Generation for the Agro-Industrial Complex: Collection of Academic Papers of the XX International Scientific and Practical Conference. Tambov, Studiya pechati Galiny Zolotovoy Publ., 2019, pp. 188–191.
Васильев В.В., Афоничев Д.Н. Усовершенствованные системы плотового сплава лесоматериалов. Saarbrucken (Германия): LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 284 с. Vasiliev V.V., Afonichev D.N. Improved Timber Rafting Systems. Saarbrucken, Germany, LAP, 2014. 284 p.
Водный транспорт леса: справ. / сост. Е.Н. Гаврилова, А.А. Гоник, И.П. Донской, Г.А. Жуков, М.П. Лазарев, С.И. Нефедов, Я.П. Петров, В.В. Савельев, С.С. Филимонов, Г.Ф. Шульц. М.: Гослесбумиздат, 1963. 560 с. Water Transport of the Forest: Handbook. Content by E.N. Gavrilova, A.A. Gonik, I.P. Donskoy, G.A. Zhukov, M.P. Lazarev, S.I. Nefedov, Ya.P. Petrov, V.V. Savel’yev, S.S. Filimonov, G.F. Shul’ts. Moscow, Goslesbumizdat Publ., 1963. 560 p.
Войтко П.Ф., Царев Е.М., Гайсин И.Г., Рощина М.М. Обоснование конструкции плоской сплоточной единицы для первоначального лесосплава // Лесн. вестн. / Forestry Bulletin. 2018. Т. 22, № 6. С. 88–94. Voitko P.F., Tsarev E.M., Gaisin I.G., Roshchina M.M. Feasibility of Construction Flat Raft Section for Initial Wood Floating. Lesnoy vestnik [Forestry Bulletin], 2018, vol. 22, no. 6, рр. 88–94. DOI: https://doi.org/10.18698/2542-1468-2018-6-88-94
Донской И.П., Савельев В.В. Водный транспорт леса. М.: Лесн. пром-сть, 1973. 288 с. Donskoy I.P. Water Transport of the Forest. Moscow, Lesnaya promyshlennost’ Publ., 1973. 288 p.
Куколевский Г.А., Зайцев А.А. Первоначальный плотовой лесосплав. М.: Лесн. пром-сть, 1976. 88 с. Kukolevskiy G.A., Zaytsev A.A. Initial Timber Rafting. Moscow, Lesnaya promyshlennost’ Publ., 1976. 88 p.
Митрофанов А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение. Архангельск: АГТУ , 2007. 492 с. Mitrofanov A.A. Forest Rafting. New Technologies, Scientific and Technical Support. Arkhangelsk, ASTU Publ., 2007. 492 p.
Посыпанов С.В. Определение геометрических параметров плавающего транспортного пакета круглых лесоматериалов численным методом // Изв. вузов. Лесн. журн. 2017. № 1. С. 141–153. Posypanov S.V. Numerical Determination of the Geometric Parameters of a Transport Floating Roundwood Bundle. Lesnoy Zhurnal [Russian Forestry Journal], 2017, no. 1, pp. 141–153. DOI: https://doi.org/10.17238/issn0536-1036.2017.1.141
Посыпанов С.В. Определение геометрических характеристик двухъярусной пакетной сплоточной единицы, расположенной на твердом основании // Изв. вузов. Лесн. журн. 2019. № 5. С. 135–147. Posypanov S.V. Dimensional Determination of a Two-Storied Package Rafting Unit Placed on a Solid Basement. Lesnoy Zhurnal [Russian Forestry Journal], 2019, no. 5, pp. 135–147. DOI: https://doi.org/10.17238/issn0536-1036.2019.5.135
Akay A.E., Sessions J. Applying the Decision Support System, TRACER, to Forest Road Design. Western Journal of Applied Forestry, 2005, vol. 20, iss. 3, pp. 184–191. DOI: https://doi.org/10.1093/wjaf/20.3.184
Andoh T., Andoh H. Metal Ring for Fastening Parts by Means of Ocean Wave Force. Patent US no. US 3662413 A, 1972.
Gerasimov Yu., Katarov V. Effect of Bogie Track and Slash Reinforcement on Sinkage and Soil Compaction in Soft Terrains. Croatian Journal of Forest Engineering, 2010, vol. 31, no. 1, pp. 35–45.
Hınıslıoğlu S., Ağar E. Use of Waste High Density Polyethylene as Bitumen Modifier in Asphalt Concrete Mix. Materials Letters, 2004, vol. 58, iss. 3-4, pp. 267–271. DOI: https://doi.org/10.1016/S0167-577X(03)00458-0
Merzlyakov V.P. Physical and Mechanical Conditions for Primary Frost Crack Formation. Soil Mechanics and Foundation Engineering, 2016, vol. 53, iss. 4, pp. 221–225. DOI: https://doi.org/10.1007/s11204-016-9389-1
Skrypnikov A., Dorokhin S., Kozlov V.G., Chernyshova E.V. Mathematical Model of the Statistical Identification of Car Transport Informational Provision. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences, 2017, vol. 12, no. 2, pp. 511–515.
Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Belyaev A.N., Chernyshova E.V. Theoretical Foundations of the Method of Designing a Clothoid Track with Approximation of Succession of Points. Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. Ed. by E. Popkova, V. Ostrovskaya. Cham, Springer, 2019, pp. 654–657. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_76
Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Samtsov V.V., Nikitin V.V., Denisenko V.V., Boltnev D.E. Theoretical Background of Road Landscape Zoning. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, vol. 659, no. 1, art. 012011. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/659/1/012011
Syunev V., Sokolov A., Konovalov A., Katarov V., Seliverstov A., Gerasimov Yu., Karvinen S., Välkky E. Comparison of Wood Harvesting Methods in the Republic of Karelia. Working Papers of the Finnish Forest Research Institute 120. Vantaa, Finland, MELTA, 2009. 117 p.
Yin S. Development of Recycled Polypropylene Plastic Fibres to Reinforce Concrete. PhD Thesis. Singapore, Springer, 2017. 137 р. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-3719-1
Yukawa Sh. Method for Transporting Timbers by Sea. Patent US no. US 3450279 A, 1969.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.