Функциональные показатели качества жизни студентов г. Тюмени
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z150Ключевые слова:
качество жизни, студенты технического колледжа, здоровье студентов, опросник SF-36, физический компонент здоровья, психический компонент здоровья, образ жизниАннотация
Представления о качестве жизни развиваются в соответствии с задачами исследовательской практики, но однозначной трактовки данного феномена не существует. В медицине широко представлены клинические исследования качества жизни пациентов. Вместе с тем вопрос о качестве жизни молодых здоровых респондентов остается открытым и актуальным. Цель исследования состояла в изучении качества жизни здоровых юношей и девушек, являющихся студентами технического колледжа. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 68 лиц женского и 55 лиц мужского пола, обучающихся в Многопрофильном колледже Тюменского индустриального университета. Качество жизни оценивали по обработанным результатам анкетирования (опросник SF-36). Результаты. У всех групп испытуемых среди физических показателей качества жизни наивысшим значением обладал показатель «физическое функционирование», который был ниже максимального на 8 %. Заметных различий значений в связи с гендерным признаком не выявлено. Остальные показатели были ниже на 15–26 % в сравнении с максимальными. Среди показателей психического здоровья наибольшее значение отмечено у критерия «социальное функционирование», хотя оно было на 19 % меньше максимального; остальные показатели также были меньше максимальных на 21–31 %. В процессе исследования выявлены возрастные изменения показателей качества жизни студентов. На данный момент отсутствует информация о причинах, по которым в 18 лет снижаются все показатели, за исключением ролевого функционирования. Это предстоит выяснить в лонгитюдном исследовании, которое сейчас проводится на базе университетского комплекса. На основе информации, полученной в результате опроса учащихся, отмечены несколько причин снижения их адаптивных способностей: дисбаланс в системе питания, положительное отношение к алкоголю, положительное отношение к курению. Только 11 из опрошенных женского пола и 2 из опрошенных мужского пола являлись приверженцами здорового образа жизни; бóльшая часть испытуемых демонстрировала тенденцию к уменьшению двигательной активности во время учебного года.
Скачивания
Библиографические ссылки
Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И., Янушанец О.И., Петрова Е.А. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований) // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018. № 8(305). С. 47–50. DOI: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-47-50
Forsberg H., Carlerby H., Norstrand A., Risberg A., Kostenius C. Positive Self-Reported Health Might Be an Important Determinant of Student’s Experiences of High School in Northern Sweden // Int. J. Circumpolar Health. 2019. Vol. 78, № 1. Art. № 1598758. DOI: 10.1080/22423982.2019.1598758
Wu X.Y., Han L.H., Zhang J.H., Luo S., Hu J.W., Sun K. The Influence of Physical Activity, Sedentary Behavior on Health-Related Quality of Life Among the General Population of Children and Adolescents: A Systematic Review // PloS One. 2017. Vol. 12, № 11. Art. № e0187668. DOI: 10.1371/journal.pone.0187668
Косинский П.Д., Бондарев Н.С., Бондарева Г.С. Качество среды обитания и ее влияние на качество жизни населения региона // Фундам. исследования. 2017. № 8-1. С. 180–184. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41643 (дата обращения: 12.03.2019).
Шкарин В.В., Латышевская Н.И., Зуб А.В., Левченко Н.В., Давыденко Л.А., Беляева А.В. Гендерные аспекты качества жизни студентов медицинского колледжа // Санитар. врач. 2022. № 10. С. 759–766. DOI: 10.33920/med-08-2210-05
Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Ибрагимова Е.М. Качество жизни и медико-социальные особенности российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра Сиб. отд-ния РАМН. 2013. № 3-1(91). С. 75–80.
Oztasan N., Ozyrek P., Kilic I. Factors Associated with Health-Related Quality of Life Among University Students in Turkey // Mater. Sociomed. 2016. Vol. 28, № 3. P. 210–214. DOI: 10.5455/msm.2016.28.210-214
Агаджанян Н.А., Радыш И.В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. 2009. № 5. С. 3–8.
Bortes C., Ragnarsson S., Strandh M., Petersen S. The Bidirectional Relationship Between Subjective Well-Being and Academic Achievement in Adolescence // J. Youth Adolesc. 2021. Vol. 50, № 5. P. 992–1002. DOI: 10.1007/s10964-021-01413-3
Лопацкая Ж.Н., Поборский А.Н., Юрина М.А. Показатели качества жизни студентов медицинского института с разным уровнем тревожности // Вестн. СурГУ. Медицина. 2018. № 2(36). С. 69–73.
Ware J.E. Measuring Patients’ Views: The Optimum Outcome Measure: SF 36: A Valid, Reliable Assessment of Health from the Patient’s Point of View // BMJ. 1993. Vol. 306. P. 1429–1430.
Агаджанян Н.А., Макарова И.И., Аксенова А.В., Страхов К.А. Качество жизни студентов Тверского медицинского колледжа // Экология человека. 2014. № 7. С. 3–9.
Алексеева Е.А. Особенности качества жизни подростков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Пскова // Анализ риска здоровью. 2015. № 4. С. 91–96.