Влияние физиологических и психологических показателей организма студенток среднего профессионального образования на уровень их успеваемости
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z206Ключевые слова:
психофизиологичекие показатели, студенты среднего профессионального образования, адаптация к условиям обучения, академическая успеваемость, корреляционный анализАннотация
Адаптация студентов к условиям обучения остается актуальной проблемой физиологии, т. к. она влияет на формирование профессиональных навыков, положительного отношения к выбранной специальности. Особенности психофизиологического развития в период перехода от подросткового к юношескому возрасту при воздействии процесса обучения исследованы недостаточно полно. Цель работы – изучение физиологических и психологических показателей организма студенток, обучающихся по программам среднего профессионального образования, путем анализа характеристик дыхательной и сердечно-сосудистой систем, психических функций, а также выявления их возможной корреляции с успеваемостью. Материалы и методы. Обследованы 76 студенток I и III курсов среднего профессионального образования в Борисоглебском филиале Воронежского государственного университета. В качестве объекта исследования выбраны данные курсы, поскольку они наиболее показательны в плане процесса адаптации обучающихся. Средний возраст первокурсниц (n = 40) составил 15,95±0,04 года, третьекурсниц (n = 36) – 18,33±0,11 года. В ходе работы применялись антропометрический, физиометрический, психологический, статистический, аналитический методы. Результаты. Установлено, что большинство физиологических и психологических показателей студенток соответствуют нормам. Следовательно, все девушки имеют удовлетворительную адаптацию. Выявлены достоверные различия ряда показателей студенток I и III курсов. У всех испытуемых обнаружено преобладание симпатического тонуса вегетативной нервной системы (симпатотония). Показано, что объем слуховой памяти, эффективность работы, избирательность и объем внимания у студенток III курса выше, чем у студенток I курса. У первокурсниц успеваемость связана только с показателями внимания, а у третьекурсниц – с показателями сердечно-сосудистой системы, памяти и внимания.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дерюгина А.В., Заздравная М.А. Динамика вегетативных показателей студентов колледжа в период адаптации к учебной деятельности // Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. победителей VIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 28–30.
Артеменков А.А. Физиологическая характеристика адаптации студентов к учебно-трудовой деятельности // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Биология и экология. 2015. № 3. С. 15–26.
Быструшкин С.К., Селиверстова И.Г., Тютерева И.А., Тютерев В.Н., Грибцова Л.С., Гениатулина Е.В. Психофизиологическая адаптация обучающихся первого курса колледжа к учебной деятельности // Междунар. журн. приклад. и фундам. исследований. 2020. № 2. С. 15–18.
Воскрекасенко О.А., Дунаева О.В. Адаптация старшеклассников: особенности, факторы, направления педагогического сопровождения // Соврем. наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 107–111. https://doi.org/10.17513/snt.39404
Новичихина Е.В., Ульянова Н.А., Колокольцев М.М., Романова Е.В., Суслова Е.А. К вопросу адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе // Соврем. проблемы науки и образования. 2020. № 3. Ст. № 84. https://doi.org/10.17513/spno.29907
Кочиева Э.Р. Адаптационные реакции организма студентов к учебной деятельности в современном вузе // Соврем. проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23015 (дата обращения: 22.09.2023).
Дмитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д. Особенности изменения функционального состояния организмов студентов за время обучения в вузе // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18985657_85400216.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
Фазлеева Е.В., Шалавина А.С., Васенков Н.В., Мартьянов О.П., Фазлеев А.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
Маркова Н.В., Рютин С.Г. Здоровье студенческой молодежи: современные тенденции // Соврем. наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 168–172. https://doi.org/10.17513/snt.37961
Чуринов А.А., Тимурзиев А.М. Функциональное состояние физиологических систем студентов // E-Scio. 2022. № 6(69). С. 128–136.
Барбараш Н.А., Кувшинов Д.Ю., Тульчинский М.Я., Чичиленко М.В., Барбараш О.Л. Конституционные аспекты психоэмоциональных стрессов юношеского возраста // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 4. С. 140–142.
Карасева С.Е., Кофейникова Ю.Л. Особенности личностного и когнитивного развития цифрового поколения // Общество. 2016. № 1(5). С. 56–57.
Posner M.I., Rothbart M.K., Voelker P. Developing Brain Networks of Attention // Curr. Opin. Pediatr. 2016. Vol. 28, № 6. Р. 720–724. https://doi.org/10.1097/mop.0000000000000413
Сынкова Н.А., Блинова Н.Г., Кайгородова Н.З. Роль психофизиологических показателей в формировании приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа // Изв. Алтайск. гос. ун-та. 2012. № 3-1(75). С. 85–88.
Нагорнова А.А., Данченко С.А. Взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов-судоводителей морского колледжа // Студенческий научный форум 2023: материалы XV Междунар. студенч. науч. конф. / под ред. Н.Е. Старчиковой. М., 2023. С. 68–72.