Нейрофизиологические и психофизиологические характеристики киберспортсменов во время соревновательной активности (обзор)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z255

Ключевые слова:

киберспортсмены, нейрофизиологический профиль, психофизиологические характеристики, когнитивные функции, устойчивость внимания, адаптация к стрессу

Аннотация

Киберспорт в последние годы превратился в глобальное социально-экономическое и культурное явление, признанное в ряде стран официальным видом спорта. Современные дисциплины предъявляют к игрокам комплексные требования, включающие высокую скорость сенсомоторных реакций, устойчивое внимание, мгновенное принятие решений и командную координацию. В отличие от традиционных видов спорта, в киберспорте ключевую роль играют когнитивные и психофизиологические ресурсы, а также способность к длительному поддержанию оптимального уровня активации нервной системы при минимальной моторной активности. Цель работы – обобщение и критический анализ современных данных о нейро- и психофизиологических особенностях киберспортсменов в соревновательной деятельности. Обзор выполнен в формате нарративного анализа с элементами систематизации исследований, опубликованных в период с 2007 по 2024 год. Поиск литературы проводился в международных и российских научных базах данных. Использовались комбинации ключевых слов на английском и русском языках. В обзор вошли 48 работ, которые были отобраны по заранее определенным критериям включения и исключения. Нейрофизиологический профиль киберспортсменов характеризуется модуляцией альфа- и тета-ритмов электроэнцефалограммы, оптимизацией параметров вызванных потенциалов, усиленной функциональной интеграцией фронто-париетальных и теменно-затылочных сетей, а также структурными изменениями белого вещества, повышающими эффективность передачи информации. Психофизиологические особенности включают высокую вариабельность сердечного ритма в покое, более экономичную симпатическую активацию, ускоренное восстановление после нагрузок, оптимизированную гормональную реактивность и устойчивость к социальным и соревновательным стрессам. Выявленные маркеры могут служить основой для разработки комплексных панелей мониторинга готовности, объективных критериев отбора и персонализированных тренировочных протоколов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Giakoni-Ramírez F., Merellano-Navarro E., Duclos-Bastías D. Professional Esports Players: Motivation and Physical Activity Levels // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. Vol. 19. No 4. Art. No 2256. https://doi.org/10.3390/ijerph19042256

Pedraza-Ramirez I., Musculus L., Raab M., Laborde S. Setting the Scientific Stage for Esports Psychology: A Systematic Review // Int. Rev. Sport Exerc. Psychol. 2020. Vol. 13, No 1. P. 319–352. https://doi.org/10.1080/1750984X.2020.1723122

Rudolf K., Bickmann P., Froböse I., Tholl C., Wechsler K., Grieben C. Demographics and Health Behavior of Video Game and Esports Players in Germany: The Esports Study 2019 // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17, No 6. Art. No 1870. http://dx.doi.org/10.3390/ijerph17061870

Föcker J., Mortazavi M., Khoe W., Hillyard S.A., Bavelier D. Neural Correlates of Enhanced Visual Attention Control in Action Video Game Players: An Event-Related Potential Study // J. Cogn. Neurosci. 2019. Vol. 31, No 3. P. 377–389. https://doi.org/10.1162/jocn_a_01230

Wechsler K., Bickmann P., Rudolf K., Tholl C., Froböse I., Grieben C. Comparison of Multiple Object Tracking Performance Between Professional and Amateur Esport Players as Well as Traditional Sportsmen // Int. J. Esports Res. 2021. Vol. 1, No 1. P. 17–33. https://doi.org/10.4018/IJER.20210101.oa2

Ding Y., Hu X., Li J., Ye J., Wang F., Zhang D. What Makes a Champion: The Behavioral and Neural Correlates of Expertise in Multiplayer Online Battle Arena Games // Int. J. Hum.-Comput. Interact. 2018. Vol. 34, No 8. P. 682–694. http://dx.doi.org/10.1080/10447318.2018.1461761

Bavelier D., Green C.S. Enhancing Attentional Control: Lessons from Action Video Games // Neuron. 2019. Vol. 104, No 1. P. 147–163. http://dx.doi.org/10.1016/j.neuron.2019.09.031

Bavelier D., Bediou B., Green C.S. Expertise and Generalization: Lessons from Action Video Games // Curr. Opin. Behav. Sci. 2018. Vol. 20. P. 169–173. http://dx.doi.org/10.1016/j.cobeha.2018.01.012

Palaus M., Marron E.M., Viejo-Sobera R., Redolar-Ripoll D. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review // Front. Hum. Neurosci. 2017. Vol. 11. Art. No 248. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00248

Dobrowolsky P., Hanusz K., Sobczyk B., Skorko M., Wiatrow A. Cognitive Enhancement in Video Game Players: The Role of the Video Game Genre // Comput. Hum. Behav. 2015. Vol. 44. P. 59–63. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2014.11.051

Colzato L.S., van Leeuwen P.J.A., van den Wildenberg W.P.M., Hommel B. DOOM’d to Switch: Superior Cognitive Flexibility in Players of First Person Shooter Games // Front. Psychol. 2010. Vol. 1. Art. No 8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2010.00008

Colzato L.S., van den Wildenberg W.P.M., Zmigrod S., Hommel B. Action Video Gaming and Cognitive Control: Playing First Person Shooter Games Is Associated with Improvement in Working Memory but Not Action Inhibition // Psychol. Res. 2013. Vol. 77, No 2. P. 234–239. https://doi.org/10.1007/s00426-012-0415-2

Bisoglio J., Michaels T.I., Mervis J.E., Ashinoff B.K. Cognitive Enhancement Through Action Video Game Training: Great Expectations Require Greater Evidence // Front. Psychol. 2014. Vol. 5. Art. No 136. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00136

Huang H., Cheng C. The Benefits of Video Games on Brain Cognitive Function: A Systematic Review of Functional Magnetic Resonance Imaging Studies // Appl. Sci. 2022. Vol. 12, No 11. Art. No 5561. http://dx.doi.org/10.3390/app12115561

Nagorsky E., Wiemeyer J. The Structure of Performance and Training in Esports // PLoS One. 2020. Vol. 15, No 8. Art. No e0237584. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237584

Сергеев С.Ф., Тимохов В.В., Баскаков А.С., Циневич Р.К. Сравнительный анализ профессиональноважных качеств киберспортсменов базовых игровых дисциплин // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Ин-т психологии РАН, 2020. С. 316–337. https://doi.org/10.38098/ergo.2020.018

Pluss M.A., Novak A.R., Bennett K.J.M., Panchuk D., Coutts A.J., Fransen J. The Relationship Between the Quantity of Practice and In-Game Performance During Practice with Tournament Performance in Esports: An Eight-Week Study // J. Sport Exerc. Sci. 2021. Vol. 5, No 1. P. 69–76. https://doi.org/10.36905/jses.2021.01.09

Weinstein A., Lejoyeux M. Neurobiological Mechanisms Underlying Internet Gaming Disorder // Dialogues Clin. Neurosci. 2022. Vol. 22, No 2. P. 113–126. https://doi.org/10.31887/dcns.2020.22.2/aweinstein

Burleigh T.L., Griffiths M.D., Sumich A., Wang G.Y., Kuss D.J. Gaming Disorder and Internet Addiction: A Systematic Review of Resting-State EEG Studies // Addict. Behav. 2020. Vol. 107. Art. No 106429. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106429

Pérez-Rubio C., González J., Garcés de los Fayos E.J. Personalidad y burnout en jugadores profesionales de e-sports // Cuad. psicol. deporte. 2017. Vol. 17, No 1. P. 41–50.

Almanza-Sepúlveda M.L., Llamas Alonso J., Guevara M.A., Hernández-González M. Increased Prefrontal-Parietal EEG Gamma Band Correlation During Motor Imagery in Expert Video Game Players // Actual. psicol. 2014. Vol. 28, No 117. Р. 27–36. http://dx.doi.org/10.15517/ap.v28i117.14095

Del Percio C., Brancucci A., Vecchio F., Marzano N. Visual Event-Related Potentials in Elite and Amateur Athletes // Brain Res. Bull. 2007. Vol. 74, No 1–3. P. 104–112. http://dx.doi.org/10.1016/j.brainresbull.2007.05.011

Kovbasiuk A., Lewandowska P., Brzezicka A., Kowalczyk-Grębska N. Neuroanatomical Predictors of Complex Skill Acquisition During Video Game Training // Front. Neurosci. 2022. Vol. 16. Art. No 834954. http://dx.doi.org/10.3389/fnins.2022.834954

Kowalczyk N., Shi F., Magnuski M., Skorko M., Dobrowolski P., Kossowski B., Marchewka A., Bielecki M., Kossut M., Brzezicka A. Real-Time Strategy Video Game Experience and Structural Connectivity – a Diffusion Tensor Imaging Study // Hum. Brain Mapp. 2018. Vol. 39, No 9. P. 3742–3758. http://dx.doi.org/10.1002/hbm.24208

Lewandowska P., Jakubowska N., Hryniewicz N., Prusinowski R., Kossowski B., Brzezicka A., Kowalczyk-Grębska N. Association Between Real-Time Strategy Video Game Learning Outcomes and Pre-Training Brain White Matter Structure: Preliminary Study // Sci. Rep. 2022. Vol. 12, No 1. Art. No 20741. http://dx.doi.org/10.1038/s41598-022-25099-0

Coronel-Oliveros C., Medel V., Orellana S., Rodiño J., Lehue F., Cruzat J., Tagliazucchi E., Brzezicka A., Orio P., Kowalczyk-Grębska N., Ibáñez A. Gaming Expertise Induces Meso-Scale Brain Plasticity and Efficiency Mechanisms as Revealed by Whole-Brain Modeling // NeuroImage. 2024. Vol. 293. Art. No 120633. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2024.120633

Burns K.G., Fairclough S.H. Use of Auditory Event-Related Potentials to Measure Immersion During a Computer Game // Int. J. Hum.-Comput. Stud. 2015. Vol. 73. P. 107–114. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2014.09.002

Allison B.Z., Polich J. Workload Assessment of Computer Gaming Using a Single-Stimulus Event-Related Potential Paradigm // Biol. Psychol. 2008. Vol. 77, No 3. P. 277–283. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2007.10.014

Cheng X., Yan Y., Hu T., Lv Y., Zeng Y. A Review of the Effect of the Light Environment of the VDT Workspace on the “Learning to Learn” Effect of Video Game Training // Front. Neurosci. 2023. Vol. 17. Art. No 1093602. http://dx.doi.org/10.3389/fnins.2023.1093602

Tosoni A., Capotosto P., Baldassarre A., Spadone S., Sestieri C. Neuroimaging Evidence Supporting a Dual-Network Architecture for the Control of Visuospatial Attention in the Human Brain: A Mini Review // Front. Hum. Neurosci. 2023. Vol. 17. Art. No 1250096. https://doi.org/10.3389/fnhum.2023.1250096

Rózsa S., Hargitai R., Láng A., Osváth A., Hupuczi E., Tamás I., Kállai J. Measuring Immersion, Involvement, and Attention Focusing Tendencies in the Mediated Environment: The Applicability of the Immersive Tendencies Questionnaire // Front. Psychol. 2022. Vol. 13. Art. No 93195. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.931955

Irak M., Soylu C., Sakman Ö.K., Turan G. ERP Correlates of Working Memory Load in Excessive Video Game Players // Game User Experience and Player-Centered Design / ed. by B. Bostan. Cham: Springer, 2020. P. 3–20.

Behnke M., Gross J.J., Kaczmarek L.D. The Role of Emotions in Esports Performance // Emotion. 2020. Vol. 22, No 5. P. 1059–1070. https://doi.org/10.1037/emo0000903

Trotter M.G., Coulter T.J., Davis P.A., Poulus D.R., Polman R. Social Support, Self-Regulation, and Psychological Skill Use in е-Athletes // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. Art. No 722030. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2021.722030

Bonilla Gorrindo I., Chamorro A., Ventura C. Psychological Skills in Esports: A Qualitative Study of Individual and Team Players // Aloma. 2022. Vol. 40, No 1. P. 35–41. http://dx.doi.org/10.51698/aloma.2022.40.1.36-41

Adinolf S., Turkay S. Toxic Behaviors in Esports Games: Player Perceptions and Coping Strategies // Proceedings of the 2018 Annual Symposium on Computer-Human Interaction in Play. New York: Association for Computing Machinery, 2018. P. 365–372.http://dx.doi.org/10.1145/3270316.3271545

He E.J., Yuan H., Yang L., Sheikholeslami C., He B. EEG Spatio-Spectral Mapping During Video Game Play // 2008 International Conference on Information Technology and Applications in Biomedicine. Shenzhen, 2008. P. 346–348. https://doi.org/10.1109/ITAB.2008.4570658

Giaconi-Ramírez F., Duclos-Bastías D., Yáñez-Sepúlveda R. Professional Esports Players Are Not Obese: Body Composition Analysis Based on Many Years of Experience // Int. J. Morphol. 2021. Vol. 39, No 4. P. 1081–1087. https://doi.org/10.4067/S0717-95022021000401081

Behnke M., Stefanczyk M.M., Żurek G., Sorokowski P. Esports Players Are Less Extroverted and Conscientious Than Athletes // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2023. Vol. 26, No 1. P. 50–56. http://dx.doi.org/10.1089/cyber.2022.0067

Vaamonde A.G.-N., Chirivella E.C. Perfil profesional del psicólogo/a del deporte experto/a en esports // Rev. psicol. apl. deporte ejerc. fis. 2020. Vol. 5, No 2. Art. No e13. https://doi.org/10.5093/rpadef2020a9

Himmelstein D., Liu Y., Shapiro J.L. An Exploration of Mental Skills Among Competitive League of Legend Players // IJGCMS. 2017. Vol. 9, No 2. P. 1–21. https://doi.org/10.4018/IJGCMS.2017040101

Fanfarelli J.R. Expertise in Professional Overwatch Play // IJGCMS. 2018. Vol. 10, No 1. P. 1–22. https://doi.org/10.4018/IJGCMS.2018010101

Zhong Y., Guo K., Su J., Chu S.K.W. The Impact of Esports Participation on the Development of 21st Century Skills in Youth: A Systematic Review // Comput. Educ. 2022. Vol. 191, No 8. Art. No 104640. http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104640

Lynn C.W., Bassett D.S. The Physics of Brain Network Structure, Function and Control // Nat. Rev. Phys. 2019. Vol. 1. P. 318–332. https://doi.org/10.1038/s42254-019-0040-8

Global Games Market Report: The VR & Metaverse Edition. Newzoo, 2021. 38 p. URL: https://investgame.net/wp-content/uploads/2025/03/Newzoo_Metaverse.pdf (дата обращения: 05.09.2024).

Ibanez A. The Mind’s Golden Cage and Cognition in the Wild // Trends Cogn. Sci. 2022. Vol. 26, No 12. P. 1031–1034. https://doi.org/10.1016/j.tics.2022.07.008

Landenberger T., de Oliviera Cardoso N., de Oliveira C.R., de Lima Argimon I.I. Instruments for Measuring Cognitive Reserve: A Systematic Review // Psicol. teor. prática. 2019. Vol. 21, No 2. P. 58–74. https://doi.org/10.5935/1980-6906/psicologia.v21n2p58-74

Hussenoeder F., Riedel-Heller S., Conrad I., Rodriguez F.S. Concepts of Mental Demands at Work That Protect Against Cognitive Decline and Dementia: A Systematic Review // Am. J. Health Promot. 2019. Vol. 33, No 8. P. 1200–1208. http://dx.doi.org/10.1177/0890117119861309

Загрузки

Опубликован

2025-10-17

Как цитировать

Пятин, В. Ф., Мякишева, Ю. В., Павлов, А. Ф., & Бочарова, А. П. (2025). Нейрофизиологические и психофизиологические характеристики киберспортсменов во время соревновательной активности (обзор). Журнал медико-биологических исследований, 13(3), 379–392. https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z255