Уровень тромбоцитов как возможный предиктор успешности обучения студентов в высших учебных заведениях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z263

Ключевые слова:

форменные элементы крови, тромбоциты, нейтрофилы, предикторы успешности обучения, академическая успеваемость, морфофункциональные параметры здоровья, студенты вуза

Аннотация

Прогнозирование успешности обучения является одной из фундаментальных задач учебной аналитики. К общепринятым прогностическим критериям относят показатели академической успеваемости. В то же время в доступной литературе недостаточно сведений о влиянии морфофункциональных факторов, свидетельствующих о состоянии здоровья обучающихся, на их успеваемость. В связи с этим целью настоящего исследования стало выявление возможных предикторов успешности обучения из числа форменных элементов крови. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 79 практически здоровых студентов II курса Курского государственного медицинского университета (средний возраст – 18,97±0,14 года), из них 67 % – девушки, 33 % – юноши. Было проведено анонимное анкетирование обследуемых с помощью Google-форм. Указывались баллы рейтинга за первый семестр изучения дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»; время, необходимое для подготовки к занятиям; некоторые данные общего анализа крови по результатам медицинского осмотра (концентрации эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, гемоглобина; гематокрит; процентное содержание нейтрофилов и лимфоцитов). В зависимости от набранных баллов студенты были разделены на три группы: удовлетворительный уровень успеваемости (64–79 баллов; n = 25); хороший уровень успеваемости (80–90 баллов; n = 41); отличный уровень успеваемости (91–100 баллов; n = 13). Результаты. Выявлена значимая положительная корреляция между уровнем тромбоцитов и набранными баллами рейтинга (r = 0,411, p = 0,00017). При этом концентрация тромбоцитов значимо отличалась между тремя группами студентов (р = 0,002) и была выше у отличников по сравнению с обучающимися, продемонстрировавшими хороший (р = 0,007) или удовлетворительный (р = 0,00045) уровни успеваемости. Одной из причин повышения уровня тромбоцитов у испытуемых с высокой текущей успеваемостью может быть испытываемое ими нервно-психическое напряжение, связанное с более тщательной и длительной подготовкой к занятиям. Таким образом, концентрация тромбоцитов может использоваться в качестве предиктора успешности обучения студентов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Озерова Г.П., Павленко Г.Ф. Прогнозирование успешности студентов при смешанном обучении с использованием данных учебной аналитики // Sci. Educ. Today. 2019. T. 9, № 6. С. 73–87. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.05

Степанова И.П., Ганзина И.В., Атавина О.В., Постнова Т.В., Мугак В.В. Прогнозирование успешности обучения по химическим дисциплинам по результатам ЕГЭ в медицинском вузе // Междунар. журн. эксперим. образования. 2018. № 11. С. 17–22.

Носков М.В., Вайнштейн Ю.В., Сомова М.В., Федотова И.М. Прогностическая модель оценки успешности предметного обучения в условиях цифровизации образования // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2023. T. 20, № 1. С. 7–19. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-1-7-19

Харитонов И.М., Крушель Е.Г., Привалов О.О., Степанченко И.В., Степанченко О.В. Прогнозирование качества обучения в вузе с помощью методов регрессионного анализа // Изв. С.-Петерб. гос. технол. ин-та (техн. ун-та). 2021. № 56(82). С. 72–80. https://doi.org/10.36807/1998-9849-2020-56-82-72-80

Гафаров Ф.М., Руднева Я.Б., Шарифов У.Ю. Прогностическое моделирование в высшем образовании: определение факторов академической успеваемости // Высш. образование в России. 2023. T. 32, № 1. С. 51–70. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-51-70

Якунин Ю.Ю., Шестаков В.Н., Ликсонова Д.И., Даничев А.А. Прогнозирование результатов обучения студентов с использованием инструментов машинного обучения // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 4. С. 28–43. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-4-28-43

Мухина Н.В. Влияние физиологических и психологических показателей организма студенток среднего профессионального образования на уровень их успеваемости // Журн. мед.-биол. исследований. 2024. Т. 12, № 3. С. 338–346. https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z206

Djordjević V.V., Kostić J., Krivokapić Ž., Krtinić D., Ranković M., Petković M., Ćosić V. Decreased Activity of Erythrocyte Catalase and Glutathione Peroxidase in Patients with Schizophrenia // Medicina (Kaunas). 2022. Vol. 58, № 10. Art. № 1491. https://doi.org/10.3390/medicina58101491

Савушкина О.К., Бокша И.С., Прохорова Т.А., Терешкина Е.Б., Бурминский Д.С., Морозова М.А., Воробьева Е.А., Бурбаева Г.Ш. Активность эритроцитарных и тромбоцитарных глутатионредуктазы и глутатион-S-трансферазы при параноидной шизофрении // Журн. неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2018. Т. 118, № 11. С. 77–81. https://doi.org/10.17116/jnevro201811811177

Cristalli D.O., Arnal N., Marra F.A., de Alaniz M.J.T., Marra C.A. Peripheral Markers in Neurodegenerative Patients and Their First-Degree Relatives // J. Neurol. Sci. 2012. Vol. 314, № 1–2. P. 48–56. https://doi.org/10.1016/j.jns.2011.11.001

Фаткуллина Л.Д., Молочкина Е.М., Зорина О.М., Подчуфарова Д.Е., Гаврилова С.И., Федорова Я.Б., Клюшник Т.П., Бурлакова Е.Б. Показатели структуры мембраны и активность ацетилхолинэстеразы эритроцитов у пациентов с синдромом мягкого когнитивного снижения // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013. Т. 113, № 6. С. 62–67.

Bower J.E., Ganz P.A., Irwin M.R., Arevalo J.M.G., Cole S.W. Fatigue and Gene Expression in Human Leukocytes: Increased NF-κB and Decreased Glucocorticoid Signaling in Breast Cancer Survivors with Persistent Fatigue // Brain Behav. Immun. 2011. Vol. 25, № 1. P. 147–150. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2010.09.010

Burnouf T., Walker T.L. The Multifaceted Role of Platelets in Mediating Brain Function // Blood. 2022. Vol. 140, № 8. P. 815–827. https://doi.org/10.1182/blood.2022015970

Sotnikov I., Veremeyko T., Starossom S.C., Barteneva N., Weiner H.L., Ponomarev E.D. Platelets Recognize Brain-Specific Glycolipid Structures, Respond to Neurovascular Damage and Promote Neuroinflammation // PLoS One. 2013. Vol. 8, № 3. Art. № e58979. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0058979

Dukhinova M., Kuznetsova I., Kopeikina E., Veniaminova E., Yung A.W.Y., Veremeyko T., Levchuk K., Barteneva N.S., Wing-Ho K.K., Yung W.-H., Liu J.Y.H., Rudd J., Yau S.S.Y., Anthony D.C., Strekalova T., Ponomarev E.D. Platelets Mediate Protective Neuroinflammation and Promote Neuronal Plasticity at the Site of Neuronal Injury // Brain Behav. Immun. 2018. Vol. 74. P. 7–27. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2018.09.009

Heck N., Santos M.D. Dendritic Spines in Learning and Memory: From First Discoveries to Current Insights // Adv. Neurobiol. 2023. Vol. 34. P. 311–348. https://doi.org/10.1007/978-3-031-36159-3_7

Leiter O., Walker T.L. Platelets: The Missing Link Between the Blood and Brain? // Prog. Neurobiol. 2019. Vol. 183. Art. № 101695. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2019.101695

Park C., Hahn O., Gupta S., Moreno A.J., Marino F., Kedir B., Wang D., Villeda S.A., Wyss-Coray T., Dubal D.B. Platelet Factors Are Induced by Longevity Factor Klotho and Enhance Cognition in Young and Aging Mice // Nat. Aging. 2023. Vol. 3, № 9. P. 1067–1078. https://doi.org/10.1038/s43587-023-00468-0

Schroer A.B., Ventura P.B., Sucharov J., Misra R., Chui M.K.K., Bieri G., Horowitz A.M., Smith L.K., Encabo K., Tenggara I., Couthouis J., Gross J.D., Chan J.M., Luke A., Villeda S.A. Platelet Factors Attenuate Inflammation and Rescue Cognition in Ageing // Nature. 2023. Vol. 620, № 7976. P. 1071–1079. https://doi.org/10.1038/s41586-023-06436-3

Yu H., Liu Y., He B., He T., Chen C., He J., Yang X., Wang J.-Z. Platelet Biomarkers for a Descending Cognitive Function: A Proteomic Approach // Aging Cell. 2021. Vol. 20, № 5. Art. № e13358. https://doi.org/10.1111/acel.13358

Koudouovoh-Tripp P., Sperner-Unterweger B. Influence of Mental Stress on Platelet Bioactivity // World J. Psychiatry. 2012. Vol. 2, № 6. P. 134–147. https://doi.org/10.5498/wjp.v2.i6.134

Загрузки

Опубликован

2025-12-18

Как цитировать

Ишунина, Т. А., Луценко, Ю. Д. ., Олейникова, А. В., Миронов, С. Ю., & Прусаченко, А. В. (2025). Уровень тромбоцитов как возможный предиктор успешности обучения студентов в высших учебных заведениях. Журнал медико-биологических исследований, 13(4), 409–420. https://doi.org/10.37482/2687-1491-Z263