«Тайна» псевдонимов Кьеркегора
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V200Ключевые слова:
псевдоним, концептуальный персонаж, псевдонимы Кьеркегора, непрямая коммуникация, Делез, Кьеркегор, Адорно, ФенгерАннотация
Объяснение псевдонимии С. Кьеркегора задает дальнейшую интерпретацию его философских взглядов, поэтому проблема псевдонимии остается одной из важнейших для историков философии и комментаторов работ С. Кьеркегора. В статье анализируются различные точки зрения на причины использования датским мыслителем псевдонимов в его философском творчестве. Среди представленных в статье мнений различных философов можно выделить основные гипотезы: 1) псевдонимы – литературные герои; 2) псевдонимы – эксперимент С. Кьеркегора; 3) псевдонимы – поиск самоидентификации; 4) псевдонимы – осмысление прошлого; 5) псевдонимы – альтернативный доклад «Феноменологии духа» Гегеля; 6) псевдонимы – альтернативные формы человеческого бытия; 7) псевдонимы – роли, которые играет С. Кьеркегор, одновременно, будучи и автором разыгрываемых пьес; 8) псевдонимы – демонстрация репрезентативных фигур, показывающих границы форм человеческого бытия; 9) псевдонимы – борьба с одиночеством; 10) псевдонимы – способ непрямой коммуникации; 11) псевдонимы – расщепление личности С. Кьеркегора и т.д. Автор полагает, что понятие «концептуальный персонаж», используемое Ж. Делезом и Ф. Гваттари, позволяет раскрыть тайну псевдонимов С. Кьеркегора, так как данное понятие показывет сложность и многомерность псевдонимов. Применение понятия концептуального персонажа корректно, так как псевдонимы обладают теми же свойствами, что и концептуальные персонажи: 1) псевдонимы, как и концептуальные персонажи, обладают автономностью по отношению к автору, создавшему их, и выражают собственное мировоззрение; 2) им также присущ диалогизм, позволяющий раскрыть через диалог воплощенную в псевдониме идею; 3) среди псевдонимов отсутствуют симпатичные псевдонимы, выражающие авторскую точку зрения, и антипатичные псевдонимы – оппоненты автора; 4) как и концептуальные персонажи, псевдонимы образуют имманентный план; 5) псевдонимы не тождественны социальной роли и понятию «литературный герой».
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина, М.: Росмэн, 2006. 984 c.
Lowrie W. A Short Life of Kierkegaard. Princeton: Princeton University Press. 1941. 315 p.
Роде П.П. Сѐрен Киркегор, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998. 429 с.
Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь // Мир Кьеркегора: русские и датские интерпретации творчества Сёрена Кьеркегора М.: Ad Marginem, 1994. С. 82–90.
The Journals of Kierkegaard 1834–1854 / ed. by A. Dru. London: Fontana Books. 1960. 254 p.
Taylor M.C. Journeys to Selfhood: Hegel and Kierkegaard. Berkley: University of California Press. 1980. 298 p.
Fenger H. Kierkegaard, the Myths and Their Origins. New Haven: Yale University Press, 1980. 233 p.
Adorno T.W. Kierkegaard: Konstruktion des Ästhetischen: mit einer Beilage. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1962. 294 p.
Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. 238 с.
Thust M. Sören Kierkegaard, der Dichter des Religiösen: Grundlagen eines Systems der Subjektivität. München: C.H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1931. 619 s.
Thompson J. The Lonely Labyrinth. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1967. 242 p.
Heiss R. Die grossen Dialektiker des 19. Jahrhunderts: Hegel, Kierkegaard, Marx. Köln: Kiepenheuer & Witsch. 1963. 437 р.
Блан Ш. ле. Кьеркегор М.: РИПОЛ классик, 2021. 256 с.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
Тетенков Н.Б., Лашов В.В. Концептуальные персонажи С. Кьеркегора: науч. моногр. М.: Акад. Международ. Ин-т», 2012. 360 с.
References
Gorkin A.P. (ed.). Literatura i yazyk. Sovremennaya illyustrirovannaya entsiklopediya [Literature and Language. Modern Illustrated Encyclopaedia]. Moscow, 2006. 984 p.
Lowrie W. A Short Life of Kierkegaard. Princeton, 1942. 315 p.
Rohde P.P. Sören Kierkegaard: mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Rowohlt, 1995 (Russ. ed.: Rode P.
Seren Kirkegor, sam svidetel’stvuyushchiy o sebe i o svoey zhizni. Chelyabinsk, 1998. 429 p.).
Bibikhin V.V. K’erkegor i Gogol’ [Kierkegaard and Gogol]. Mir K’erkegora: russkie i datskie interpretatsii tvorchestva Serena K’erkegora [The World of Kierkegaard: Russian and Danish Interpretations of Søren Kierkegaard’s Works]. Moscow, 1994, pp. 82–90.
Dru A. (ed.). The Journals of Kierkegaard 1834–1854. London, 1960. 254 p.
Taylor M.C. Journeys to Selfhood: Hegel and Kierkegaard. Berkley, 1980. 298 p.
Fenger H. Kierkegaard, the Myths and Their Origins: Studies in the Kierkegaardian Papers and Letters. New Haven, 1980. 233 p.
Adorno T.W. Kierkegaard: Konstruktion des Ästhetischen: mit einer Beilage. Frankfurt am Main, 1962. 294 p.
Bykhovskiy B.E. Kierkegaard. Moscow, 1972. 238 p. (in Russ.).
Thust M. Sören Kierkegaard, der Dichter des Religiösen: Grundlagen eines Systems der Subjektivität. Munich, 1931. 619 p.
Thompson J. The Lonely Labyrinth: Kierkegaard’s Pseudonymous Works. Carbondale, 1967. 242 p.
Heiss R. Die grossen Dialektiker des 19. Jahrhunderts: Hegel, Kierkegaard, Marx. Cologne, 1963. 437 p.
Le Blanc C. Kierkegaard. Paris, 1998. 140 p. (Russ. ed.: Blan Sh. le. K’erkegor. Moscow, 2021. 256 p.).
Deleuze G., Guattari F. Qu’est-ce que la philosophie? Paris, 1991. 206 p. (Russ. ed.: Delez Zh., Gvattari F. Chto takoe filosofiya? Moscow, 1998. 288 p.).
Tetenkov N.B., Lashov V.V. Kontseptual’nye personazhi S. K’erkegora [S. Kierkegaard’s Conceptual Characters]. Moscow, 2012. 360 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.