Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше: новые ценности за гранью человечности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V229

Ключевые слова:

Ф. Ницше, нигилизм, сверхчеловек, воля к власти, ценности, христианские ценности, самость, субъективность, мораль

Аннотация

На фоне современного философского дискурса о постгуманизме и тенденции отказа от идеи субъекта в западноевропейской философии тема сверхчеловека в трудах Ф. Ницше представляется неотъемлемой частью дискуссий об антропологической предельности и трансформации человеческой природы. В статье рассмотрены основные взгляды немецкого мыслителя на необходимость переоценки моральных ценностей при девальвации христианской религии в Европе. Автор анализирует вопрос о воле к власти. Для Ницше воля к власти – это внутренняя энергия, необходимое условие становления новых ценностей. Это сущность жизни. Через идею сверхчеловека он акцентирует внимание на проблеме культурного декаданса в Европе конца XIX века. Описаны воззрения В. Кауфманна, который назвал Ницше «философом-хирургом», указавшим на проблему моральной деградации европейского общества. Анализируется проблема нигилизма. В философии Ницше данная мировоззренческая позиция связана с отрицанием тех ценностей, которые он считал мертвыми, а также попыткой создания новых ценностных ориентиров. На основе анализа образа Заратустры делается вывод, что экспликация образа сверхчеловека отражает ницшеанский аксиологический идеал, который зиждется на новом понимании человека, основанном на ценностных ориентациях, базирующихся на эгоцентризме, нигилизме и утверждении идеи воли к власти как единственного условия внутреннего становления. Показано, что причина саморазрушения сверхчеловека коренится в
его глубоком убеждении, согласно которому мир может существовать без Бога. Подчеркивается опасность идеализации образа сверхчеловека. Движение к нему – это победа над человеческими добродетелями, когда через преодоление границ добра и зла субъект становится способным творить собственные ценностные ориентиры, лишенные онтологической устремленности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Эллен Мартин, Лондонский Университет Метрополитен

PhD, научный сотрудник

Библиографические ссылки

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 7. Преступление и наказание: рукопис. ред. Л.: Наука, 1973. 416 c.

Гиренок Ф.И. О галлюценозе сознания // Рос. гуманит. журн. 2021. Т. 10, № 2. C. 85–90. DOI: 10.15643/libartrus-2021.2.2

Sorgner S.L. Nietzsche, the Overhuman, and Transhumanism // J. Evol. Technol. 2009. Vol. 20, № 1. P. 29−42.

Nietzsche F.W. Thus Spoke Zarathustra. A Book for Everyone and Nobody. N.Y.: Cambridge University Press, 2006. 607 p.

Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. 622 с.

Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Науч. тр. Моск. гуманит. ун-та. 2018. № 2. С. 52–62. DOI: 10.17805/trudy.2018.2.5

Jung C.G. Jung’s Seminar on Nietzsche’s Zarathustra. Princeton: Princeton University Press, 1997. 352 p.

Jung C.G. Psychology and Religion. Based on the Terry Lectures Delivered at Yale University. New Haven: Yale University Press, 1966. 131 p.

Kaufmann W. Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist. Princeton: Princeton University Press, 1974. 532 p.

Kaufmann W. The Portable Nietzsche. London: Penguin, 1988. 694 р.

Heidegger M. The Word of Nietzsche: “God Is Dead” // The Question Concerning Technology, and Other Essays. N.Y.: Garland Publishing, Inc., 1977. P. 53–112.

Heidegger M. Nietzsche. Vol. 3: The Will to Power as Knowledge and as Metaphysics. N.Y.: Harper&Row Publishers, 1979. 301 р.

Гиренок Ф. Ницше и нигилизм // Лит. Газ. 2014. 29 окт. (№ 42(6484)). URL: https://lgz.ru/article/-42-6484-29-10-2014/nitsshe-i-nigilizm/ (дата обращения: 07.05.2022).

Nietzshe F.W. Schopenhauer as Educator. London: Dodo Press, 2008. 201 р.

Беляев Д. Философско-поэтическая экспликация Übermensch Ф. Ницше: к вопросу о реконструкции понимания // Филос. антропология. 2015. Т. 1, № 2. С. 69–84.

Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение. URL: https://nietzsche.ru/around/russia/ideas/ (дата обращения: 21.02.2022).

Rosen S. The Ancients and the Moderns – Rethinking Modernity. South Bend: St. Augustine’s Press, 2002. 248 р.

Гиренок Ф.И. Восприятие философии Ницше: изменилось ли оно? // Философия хозяйства. 2015. Т. 1, № 97. С. 225−235.

References

Dostoevsky F.M. Polnoe sobranie sochineniy. T. 7. Prestuplenie i nakazanie: rukopisnye redatsii [Complete Works. Vol. 7. Crime and Punishment: Manuscript Editions]. Leningrad, 1973. 416 p.

Girenok F.I. On the Hallucinosis of Consciousnes. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2021, vol. 10, no. 2, pp. 85–90 (in Russ.). DOI: 10.15643/libartrus-2021.2.2

Sorgner S.L. Nietzsche, the Overhuman, and Transhumanism. J. Evol. Technol., 2009, vol. 20, no. 1, pp. 29−42.

Nietzsche F.W. Thus Spoke Zarathustra. A Book for Everyone and Nobody. New York, 2006. 607 p.

Berdyaev N.A. Dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [The Dialectics of the Divine and the Human]. Moscow, 2005. 622 p.

Girenok F.I. Podstupy k filosofii cheloveka [Approaches to the Philosophy of Man]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2018, no. 2, pp. 52–62. DOI: 10.17805/trudy.2018.2.5

Jung C.G. Jung’s Seminar on Nietzsche’s Zarathustra. Princeton, 1997. 352 p.

Jung C.G. Psychology and Religion. Based on the Terry Lectures Delivered at Yale University. New Haven, 1966. 131 p.

Kaufmann W. Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist. Princeton, 1974. 532 p.

Kaufmann W. The Portable Nietzsche. London 1988. 694 p.

Heidegger M. The Word of Nietzsche: “God Is Dead”. Heidegger M. The Question Concerning Technology, and Other Essays. New York, 1977, pp. 53–112.

Heidegger M. Nietzsche. Vol. 3: The Will to Power as Knowledge and as Metaphysics. New York, 1979. 301 p.

Girenok F. Nitsshe i nigilizm [Nietzsche and Nihilism]. Literaturnaya Gazeta, 29 October 2014 (no. 42). Available at: https://lgz.ru/article/-42-6484-29-10-2014/nitsshe-i-nigilizm/ (accessed: 7 May 2022).

Nietzshe F.W. Schopenhauer as Educator. London, 2008. 201 p.

Belyaev D. Filosofsko-poeticheskaya eksplikatsiya Übermensch F. Nitsshe: k voprosu o rekonstruktsii ponimaniya [Philosophic-Poetic Explication of Nietzsche’s Übermensch: Approaching the Problem of Comprehension Reconstruction]. Filosofskaya antropologiya, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 69–84.

Sineokaya Yu.V. Vospriyatie idey Nitsshe v Rossii: osnovnye etapy, tendentsii, znachenie [Perception of Nietzsche’s Ideas in Russia: Key Stages, Trends and Significance]. Available at: https://nietzsche.ru/around/russia/ideas/ (accessed: 21 February 2022).

Rosen S. The Ancients and the Moderns – Rethinking Modernity. South Bend, 2002. 248 p.

Girenok F.I. Vospriyatie filosofii Nitsshe: izmenilos’ li ono? [Perception of Nietzsche’s Philosophy: Has It Changed?]. Filosofiya khozyaystva, 2015, vol. 1, no. 97, pp. 225−235.

Загрузки

Опубликован

2022-12-09

Как цитировать

Мартин, Э. (2022). Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше: новые ценности за гранью человечности. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(6), 74–82. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V229