Антиантропологизм в современной западной философии
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V298Ключевые слова:
антиантропологизм, представления о человеке, антифундаментализм, антигуманизм, мультинатурализм, онтологическая антропология, новый материализм, современная западная философияАннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно позволяет более глубоко понять специфику современного европейского дискурса о человеке, который характеризуется отказом от целостности человеческого субъекта, его денатурализацией, критикой антропоцентризма и тенденцией онтологического уравнивания индивида и материальных объектов. Истоки и причины антиантропологизма связаны с кризисом европейского гуманизма и попытками преодолеть этот кризис через иное представление о человеке. Через призму философских взглядов М. Хайдеггера, А. Кожева, Ж. Батая, Л. Альтюссера, М. Фуко, а также других философов показаны основные этапы развития антиантропологизма в европейской философской мысли: антифундаменталистский, антигуманистический, структуралистский и теоретический антигуманизм, онтологическая антропология. Одной из задач данной работы является ретроспективный анализ сюжетов в дискурсе о человеке в ХХ–ХХI веках. Рассматривается антифундаментализм в философии М. Хайдеггера, который растворяет антропологию в онтологии. Показано, что в структурной антропологии К. Леви-Стросса проблема бессознательных процессов прокладывает путь к антиантропологии. Уделяется внимание вопросу о влиянии на философскую антропологию философии М. Фуко, которого интересует не сам человеческий субъект, а дискурсивные структуры. Французский мыслитель замещает антропологию эпистемологией. В статье раскрывается суть онтологического поворота, рассматриваются главные идеи онтологической антропологии и концепция мультинатурализма. Ставится акцент на том, что онтологическая антропология не только поднимает этические вопросы, но и ориентирована на переформатирование традиционного понимания мира и социума. Автор подчеркивает несостоятельность антиантропологических направлений, нацеленных на поиск пространства гармоничного сосуществования за пределами человечества, постулирующих идею отказа от традиционного понимания человека. В перспективе такой кардинальной перемены неизбежно встает вопрос о новой аксиологической модели ценностных ориентаций, который невозможно разрешить без обращения к дискурсу о человеке.
Скачивания
Библиографические ссылки
Pfuetze P.E. Self, Society, Existence: Human Nature and Dialogue in the Thought of George Herbert Mead and Martin Buber. N. Y.: Harper & Bros, 1961. 400 p.
Geroulanos S. An Atheism That Is Not Humanist Emerges in French Thought. Stanford: Stanford University Press, 2010. 448 p.
Heidegger M. Being and Time. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 2001. 592 p.
Kojeve A. Atheism. N. Y.: Columbia University Press, 2021. 248 p.
Kojeve A. Introduction to the Reading of Hegel: Lectures on the Phenomenology of Spirit. London: Basic Books Inc, 1980. 303 p.
Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity: Twelve Lectures. Cambridge: MIT Press, 1987. 225 p.
Bataille G. Erotism, Death and Sensuality. San Francisco: City Lights Books, 1986. 297 p.
Bataille G. Eroticism. London: Penguin, 2001. 320 p.
Bataille G. Guilty. N. Y: The Lapis Press, 1988. 161 p.
Tyson L. Critical Theory Today: A User-Friendly Guide. N. Y.: Routledge, 2006. 465 p.
Lévi-Strauss C. The Raw and the Cooked: Introduction to a Science of Mythology. London: Pimlico, 1969. 384 p.
Lévi-Strauss C. The Savage Mind. London: Weidenfeld & Nicolson, 1966. 312 p.
Althusser L., Balibar E. Reading Capital. London: Verso, 1970. 439 p.
Foucault M. The Order of Things: An Archaeology of Human Sciences. London: Vintage Routledge, 2001. 448 p.
Foucault M. What Is Enlightenment? // The Foucault Reader / ed. by P. Rabinow. N.Y.: Pantheon Books, 1984. P. 32−50.
Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. London: Oxford University Press, 2005. 301 p.
Harman G. The Quadruple Object. Winchester: Zero Books, 2011. 157 p.
Meillassoux Q. After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency. London: Continuum, 2009. 156 p.
Barad K. Posthumanist Performativity: Towards an Understanding of How Matter Comes to Matter Signs // J. Women Cult. Soc. 2003. Vol. 28, № 3. P. 801–831. DOI: 10.1086/345321
Bennett J. Vibrant Matter: A Political Ecology of Things. Durham: Duke University Press, 2010. 200 p.
Braidotti R. The Posthuman. Cambridge: Polity Press, 2013. 180 p.
Barad K. Meeting the Universe Halfway: Quantum Physics and the Entanglement of Matter and Meaning. Durham: Duke University Press, 2007. 544 p.
Haraway D.J. Manifestly Haraway. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2016. 356 p.
Deleuze G., Guattari F. A Thousand of Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. London: Athlone Press, 1988. 629 p.
DeLanda M. A New Philosophy of Society: Assemblage Theory and Social Complexity. London: Continuum, 2006. 148 p.
de Castro E.V. Cannibal Metaphysics for a Post-Structural Anthropology. Minneapolis: Univocal Publishing, 2014. 234 p.
Haraway D. A Manifesto for Cyborgs: Science, Technology, and Socialist Feminism in the 1980s // Social. Rev. 1985. № 80. Р. 65–108.
Derrida J. The Ends of Man // Margins of Philosophy. Chicago: University Press, 1972. P. 111−136.
Braidotti R. Posthuman Knowledge. Cambridge: Polity Press, 2019. 210 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Эллен Мартин (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.