Прогресс во всемирной истории. Так был ли мальчик?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V300

Ключевые слова:

прогресс, свобода, абсолютность, практика, пессимизм, ценности, всемирная история

Аннотация

 Статья посвящена рассмотрению содержания понятия прогресса в связи с появлением негативного отношения к нему в научной печати. Анализ осуществлен при сопоставлении данного понятия с концепциями эволюции, практики, познания, развития, личности. Автор воспроизводит традиционный критерий прогресса – свободу, но рассматривает его в двух аспектах: научно-техническом и моральном, основывая свои рассуждения на идее бесконечности исторического процесса в связи с непрерывностью практической преобразовательной деятельности человека. Наглядно доказывается наличие во всемирной истории поступательного развития в данных аспектах, обращается внимание на отчетливые изменения техногенной среды, а также моральных норм в различных, исторически обусловленных культурах. При этом автор вскрывает диалектический характер морального прогресса, обосновывая тем самым принципиальную невозможность абсолютной моральности в истории. Вместе с тем упомянутое положение трактуется в качестве основания для опредмечивания труда не только в материальной природе, но и в сфере морали. Борьба добра со злом – бесконечное осуществление трудовой деятельности, направленное на преодоление эгоцентрических стремлений. В статье выявлены причины негативного отношения к прогрессу, которые автор видит, во-первых, в теоретическом разрыве научно-технического и морального прогресса вопреки их диалектическому рассмотрению, а во-вторых, в неоправданном применении к понятию прогресса телеологического принципа, который находится в оппозиции к явлениям научно-технического прогресса и диалектическому единству добра и зла. В результате делается вывод о прогрессивности всемирной истории и ее имманентной незавершенности, а следовательно, незавершенности прогресса. Это является основанием неосуществимости абсолютной свободы в истории.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Константин Александрович Шпека, Уральский государственный медицинский университет

кандидат философских наук, доцент кафедры истории, экономики и права

Библиографические ссылки

Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М.: Мир книги, 2007. 478, [1] с.

Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: АСТ, 2004. 237, [2] с.

Кожинов В.В. Россия. Век ХХ (1901–1939). История страны от 1901 г. до «загадочного» 1937. Опыт беспристрастного исследования. М.: Алгоритм: Крым. мост, 2001. 560 с.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: [последствия биотехнологической революции]. М.: АСТ, 2008. 349 c.

Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 20. М.: Политиздат, 1961. 827 с.

Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) // Вопр. философии. 2011. № 8. С. 46–57.

Гринева О.А. Необходимость нравственного прогресса в современной цивилизации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 2979–2982.

Юльякшин М.М. Дегуманизация как оборотная сторона научно-технического прогресса // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2012. № 5. С. 91–94.

Горохов П.А., Южанина Е.Р. Влияние интернет-ресурсов на феномен исторической памяти: опыт философского исследования // Филос. и гуманит. науки в информ. о-ве. 2022. № 1(35). С. 12–41.

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: Бином. Лаб. знаний, 2014. 398 с.

Загрузки

Опубликован

2023-11-22

Как цитировать

Шпека, К. А. (2023). Прогресс во всемирной истории. Так был ли мальчик?. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(5), 130–140. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V300