Символические ресурсы локальных культур в экономике впечатлений
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V269Ключевые слова:
локальная культура, символические ресурсы, материальные ресурсы, экономика впечатления, творческие индустрииАннотация
В условиях постиндустриального мира традиционные сообщества становятся активными участниками рыночных отношений, используя для этого механизмы капитализации материальных и символических компонентов локальных культур. Теоретическая модель «символических ресурсов» необходима для выявления общего и особенного в функционировании культурных институтов, определяющих ценность «места» в рамках экономического обмена, социальной коммуникации и художественного процесса. Концепции творческих (креативных) индустрий демонстрируют взаимную дополнительность подходов к анализу процессов коммодификации культуры, сложившихся в экономике культуры и школе культурных исследований. Междисциплинарная перспектива в изучении культурного производства предполагает его рассмотрение на уровне участников, продуктов их совместной деятельности и пространств их взаимодействия. Теория «экономики впечатления» смещает фокус с потребления готовых «продуктов» креативного бизнеса на вовлечение аудиторий в процессы личностной трансформации в локальном культурном контексте. Превращение ситуативного впечатления покупателя в устойчивую потребность культурного опыта проходит последовательные этапы, каждый из которых добавляет стоимость материальным и символическим активам территории. Модель ценностной цепочки (value chain) локализации впечатлений демонстрирует взаимовлияние создания, производства, потребления и распространения товаров и услуг, дающих зрителю возможность стать соучастником «спектакля» на «культурной сцене» территории. Специфика взаимодействия творцов, маркетологов и потребителей в каждом секторе производства «местного опыта» определяется динамикой семиотических кодов и материальной базы креативных продуктов. Сохранение традиций, которые ассоциируются с образом жизни и исторической памятью локальных сообществ, является важной частью творческих бизнесов, оперирующих на региональных, национальных и глобальных рынках. Теория артикуляции символических ресурсов территорий участниками экономики впечатления может быть полезна как для анализа инноваций в сфере творческого предпринимательства, так и для критической оценки современного состояния традиционных культур.
Скачивания
Библиографические ссылки
Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. 256 с.
Jones C., Lorenzen M., Sapsed J. Creative Industries: A Typology of Change // The Oxford Handbook of Creative Industries / ed. by C. Jones, M. Lorenzen, J. Sapsed. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 4–30.
Hartley J., Wen W., Li H.S. Creative Economy and Culture: Challenges, Changes and Futures for the Creative Industries. SAGE Publications Ltd, 2015. DOI: 10.4135/9781473911826
Careers in Creative Industries / ed. by C. Mathieu. N.Y.: Routledge, 2011. DOI: 10.4324/9780203136164
Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 456 с.
Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.
Creative Industries and Innovation in Europe: Concepts, Measures and Comparative Case Studies / ed. by L. Lazzeretti. London: Routledge, 2012. DOI: 10.4324/9780203112571
Managing Situated Creativity in Cultural Industries / ed. by F. Belussi, S. Sedita. London: Routledge, 2015. 123 p.
Creative Industries and Urban Development. Creative Cities in the 21st Century / ed. by T. Flew. London: Routledge, 2014. 82 p.
Gibson C. Creativity in Peripheral Places: Redefining the Creative Industries. Abingdon: Routledge, 2014. 162 p.
De Beukelaer C. Developing Cultural Industries: Learning from the Palimpsest of Practice. Amsterdam: European Cultural Foundation, 2012. 192 p.
Barrowclough D., Kozul-Wright Z. Creative Industries and Developing Countries: Voice, Choice and Economic Growth. London: Routledge, 2007. 352 p.
Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика-XXI, 2010. 240 с.
Шапинская Е.Н. Массовая культура: теории и практики. М.: Согласие, 2017. 386 с.
Абанкина Т.В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журн. Нов. экон. ассоциации. 2022. № 2(54). С. 221–228. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-13
Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter, 2021. 44 с.
Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестн. Саратов. гос. соц.-экон. ун-та. 2019. № 1(75). С. 58–64.
Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг городов и территорий: от теории к практике. СПб.: Алетейя, 2020. 665 с.
Федотова Н.Г. Символический капитал места: понятие, особенности накопления, методики исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 141–155. DOI: 10.17223/22220836/29/13
Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. М.: Ad Marginem, 2016. 288 с.
Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экон. социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25–48.
Power D. Culture, Creativity and Experience in Nordic and Scandinavian Cultural Policy // Int. J. Cult. Policy. 2009. Vol. 15, № 4. P. 445–460. DOI: 10.1080/10286630902893690
Пайн Б.Д. II, Гилмор Д.Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / пер. и ред. Н.А. Ливинской. Т. 12 (Библиотека Сбера). М.: Альпина Паблишер, 2019. 330 с.
The Culture of Craft: Status and Future / ed. by P. Dormer. Manchester: Manchester University Press, 1997. 242 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Анна Николаевна Соловьева (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.