Игровой аспект мифологии: вопрос генезиса, постановочность и опыт
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V244Ключевые слова:
мифология, игра, ритуал, культ, шаманизм, генезис ритуала/мифа, генезис игры, постановочность, опытАннотация
Данная работа посвящена анализу и сравнению двух связанных между собой феноменов – игры и мифологии. Особое внимание было уделено практической стороне мифологии, а именно аспекту ее реализации посредством ритуалов и иных религиозных практик. Данное исследование необходимо начать с проблематики соотношения мифологии/ритуала и игрового процесса в плане их исторических трансформаций, а в частности в аспекте зависимости/производности вышеуказанных религиозных элементов от игры. Далее стоит сравнить следующие элементы, которые соответствуют структуре феномена игры и мифа/культовых действий: постановочность (показательность/наглядность), опыт, переодевание (особая роль костюма и иных атрибутов), пространство и время, участники (группа), правила, язык, канал реализации. В данной работе изучались постановочность и опыт. Целью исследования являются выявление и анализ игровых аспектов мифологии и ритуала, а также установление их зависимого или независимого отношения к игре. Основная задача – сравнительный анализ, который определит тождество или лишь аналогичность компонентов религиозной практики и игрового процесса. Для выполнения поставленных цели и задачи был применен комплекс методов: метод анализа и синтеза, историко-сравнительный метод, а также религиоведческий, культурологический и психологический подходы. Общепринятый метод сравнительного религиоведения в данном случае не применим из-за специфики одного из исследуемых объектов (игры), в отличие от общего сравнительного метода. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: 1) не выявлено филогенетической и исторической зависимости мифологии и культовых действий от игры; 2) ритуальные практики часто имеют сходство с таким классом игр, как Mimicry, а также обладают направленностью, аналогичной paidia и ludus; 3) установлена автономность практической стороны мифологии от феномена игры; 4) выявлено особое экзистенциальное напряжение, присущее как игре, так и ритуальным практикам. Но содержание данных состояний не идентично, каждое из них обладает собственными особенностями и характеристиками. Установленные противоречия не предполагают восхождения к некому единому, которое определяло бы зависимость мифа/ритуала, делая их лишь производным от игрового процесса (формой игры).
Скачивания
Библиографические ссылки
Evangelopoulou O., Xinogalos S. MYTH TROUBLES: An Open-Source Educational Game in Scratch for Greek Mythology // Simul. Gaming. 2018. Vol. 49, № 1. P. 71–91. DOI: 10.1177/1046878117748175
Prasetio Y.L., Rambito S., Yudhistira A., Aulia S.F., Chowanda A. Teaching Social Critique to Adults with a Desktop Horror Myth Game // Procedia Comput. Sci. 2018. Vol. 135. P. 624–631. DOI: 10.1016/j.procs.2018.08.224
Artamonov D.S., Tikhonova S.V. Mythologization of Time in the Computer Games // 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). St. Peterburg, 2022. P. 125–128. DOI: 10.1109/comsds55328.2022.9769161
Xidakis I. Neomythology: A New Religious Mythology // Religions. 2022. Vol. 13 , № 6. Art. № 536. DOI: 10.3390/ rel13060536
Отто Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 269 с.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 409 с.
Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза: моногр. / отв. ред. Е.С. Новик. М.: Ладомир, 2015. 552 с.
Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. 781 с.
Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. проект, 2010. 251 с.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, 2014. 316 с.
Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М.: Совершенство; Киев: Port-Royal, 1997. 382 с.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Акад. проект, 2015. 428 с.
Барт Р. Мифологии. М.: Акад. проект, 2014. 351 с.
Horwitz J. Shamanic Rites Seen from a Shamanic Perspective // Scr. Instituti Donneriani Abo. 1993. Vol. 15. P. 39–52. DOI: 10.30674/scripta.67205
van Löben Sels R. Shamanic Dimensions of Psychotherapy: Healing Through the Symbolic Process. London: Routledge, 2019. 256 p.
England D. Soulfulness: The Marriage of Shamanic and Contemporary Psychology. London: Routledge, 2017. 282 p.
Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 496 с.
Кайуа Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: О.Г.И., 2007. 302 с.
References
Evangelopoulou O., Xinogalos S. MYTH TROUBLES: An Open-Source Educational Game in Scratch for Greek Mythology. Simul. Gaming, 2018, vol. 49, no. 1, pp. 71–91. DOI: 10.1177/1046878117748175
Prasetio Y.L., Rambito S., Yudhistira A., Aulia S.F., Chowanda A. Teaching Social Critique to Adults with a Desktop Horror Myth Game. Procedia Comput. Sci., 2018, vol. 135, pp. 624–631. DOI: 10.1016/j.procs.2018.08.224
Artamonov D.S., Tikhonova S.V. Mythologization of Time in the Computer Games. 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). St. Peterburg, 2022, pp. 125–128. DOI: 10.1109/comsds55328.2022.9769161
Xidakis I. Neomythology: A New Religious Mythology. Religions, 2022, vol. 13, no. 6. Art. no. 536. DOI: 10.3390/rel13060536
Otto R. Das Heilige: Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen. Breslau, 1917 (Russ. ed.: Otto R. Svyashchennoe: ob irratsional’nom v idee bozhestvennogo i ego sootnoshenii s ratsional’nym. St. Petersburg, 2008. 269 p.).
Huizinga J. Homo Ludens: Proeve eener bepaling van het spel-element der cultuur. Haarlem, 1938. 309 p. (Russ. ed.: Kheyzinga Y. Homo Ludens. Chelovek igrayushchiy: opyt opredeleniya igrovogo elementa kul’tury. St. Petersburg, 2011. 409 p.).
Eliade M. Le chamanisme et les techniques archaïques de l’extase. Paris, 1951. 447 p. (Russ. ed.: Eliade M. Shamanizm i arkhaicheskie tekhniki ekstaza. Moscow, 2015. 552 p.).
Guénon R. Krizis sovremennogo mira [The Crisis of the Modern World]. Moscow, 2008. 781 p.
Eliade M. Aspects du mythe. Paris, 1963. 246 p. (Russ. ed.: Eliade M. Aspekty mifa. Moscow, 2010. 251 p.).
Losev A.F. Dialektika mifa [The Dialectics of Myth]. St. Petersburg, 2014. 316 p.
Jung K.G. Dusha i mif: Shest’ arkhetipov [Soul and Myth: Six Archetypes]. Moscow, 1997. 382 p.
James W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature. New York, 1902. 534 p. (Russ. ed.: Dzheyms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta. Moscow, 1993. 432 p.).
Lévy-Bruhl L. Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. Paris, 1931. 526 p. (Russ. ed.: Levi-Bryul’ L. Sverkh”estestvennoe v pervobytnom myshlenii. Moscow, 2015. 428 p.).
Barthes R. Mythologies. Paris, 1957. 233 p. (Russ. ed.: Bart R. Mifologii. Moscow, 2014. 351 p.).
Horwitz J. Shamanic Rites Seen from a Shamanic Perspective. Scr. Instituti Donneriani Abo., 1993, vol. 15, pp. 39–52. DOI: 10.30674/scripta.67205
van Löben Sels R. Shamanic Dimensions of Psychotherapy: Healing Through the Symbolic Process. London, 2019. 256 p.
England D. Soulfulness: The Marriage of Shamanic and Contemporary Psychology. London, 2017. 282 p.
Boyer P. Et l’homme créa les dieux: Comment expliquer la religion. Paris, 2001 (Russ. ed.: Buaye P. Ob”yasnyaya religiyu: priroda religioznogo myshleniya. Moscow, 2017. 496 p.).
Caillois R. Igry i lyudi: stat’i i esse po sotsiologii kul’tury [Man, Play and Games: Articles and Essays on the Sociology of Culture]. Moscow, 2007. 302 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Николай Иванович Петев (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.