Трансгрессия как средство понимания границ форм занятий в образовательных организациях МВД России
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V304Ключевые слова:
трансгрессия, организационные формы проведения занятий, МВД России, высшая школа, перформанс, перформативная формаАннотация
В настоящей работе исследуются вопросы, касающиеся границ организационных форм проведения занятий в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. С одной стороны, существуют каноничные виды занятий: лекция, семинар и практическое занятие. С другой – многообразие методов, приемов, а также технологий, используемых педагогами, порождает новые способы организации (лекция-дискуссия, семинар-круглый стол, тренинг), что приводит к двум основным последствиям: во-первых, к увеличению числа подобных гибридов, которые тоже с течением времени входят в арсенал педагогов; во-вторых, к возникновению трудностей в разграничении организационных форм занятий, поскольку они генерируются, как правило, не в рамках традиционной образовательной технологии и, как следствие, приобретают черты иных, смежных форм (так, лекция становится похожей на семинар и наоборот). В связи с этим исследователи сталкиваются с некоторыми сложностями в определении сущности и границ отдельной устоявшейся формы проведения занятий. Трансгрессия как философская категория позволяет понять, что данное явление неизбежно, поскольку границы, выступающие в качестве разделителя отдельных форм и явлений, зачастую приобретают факультативную функцию, сущность которой заключается в том, что любая условная черта побуждает к преодолению самой себя. Иными словами, разграничение каких-либо феноменов подчеркивает взаимосвязь двух и более формально несвязанных между собой явлений, что иллюстрируется трансгрессией, показывающей в т. ч. диалектическую корреляцию между указанными формами занятий. В качестве решения проблемы, касающейся условных границы организационных занятий в высшей школе, вводится понятие «перформативная форма», которое, с одной стороны, нивелирует необходимость дифференцирования, а с другой – раскрывает природу самого занятия, которое стремится к тому, чтобы через дискурс стать перфомативным актом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Каштанова С.М. Трансгрессия как социально-философское понятие: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2016. 203 с.
Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997. 333 c.
Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум: Касталь, 1996. 446 с.
Батай Ж. История эротизма. М.: Логос: Европ. изд., 2007. 200 c.
Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. 4-е изд. М.: Акад. Проект, 2010. 251 с.
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 384 с.
Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Ж. Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 111–132.
Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II: Мифологическое мышление / пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Акад. Проект, 2011. 279 с.
Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. 288 с.
Барт Р. Camera lucida: комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 2011. 272 с.
Барт Р. Империя знаков. М.: Ad Marginem, 2023. 168 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Антон Андреевич Кочкин (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.