Шестов и Гегель: опыт познания истины

Авторы

  • Елена Николаевна Собольникова Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова https://orcid.org/0000-0001-8129-1855
  • Наталья Витальевна Дороднева Тюменский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-9756-6750

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V411

Ключевые слова:

история философии, Г.В.Ф. Гегель, Л. Шестов, эпистемология, метафизика, познание истины

Аннотация

Л.И. Шестов и Г.В.Ф. Гегель стремились к исследованию проблемы познания истины. Подлинная диалектическая взаимосвязь необходимости и свободы, по мысли Гегеля, получает выражение в возвращении к себе абсолютного как осуществленного единства себя и своего другого, благодаря чему скрытая сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, заставляя переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. Если Гегель считал историю философии единым процессом саморазвития абсолютной идеи, где различия представляют собой ступени познания истины, то Шестов скептически относился к утверждениям о необходимости и возможности абсолютного, истинного знания. Цель настоящего исследования – показать особенности философской интерпретации идей Г.В.Ф. Гегеля, реализованные в творчестве религиозного экзистенциалиста Л.И. Шестова, обобщить понимание Шестовым принципов соотношения категорий веры и разума в постижении проблемы истины через интерпретацию философии Гегеля. Данный подход кажется вполне приемлемым, поскольку у этих мыслителей крайне разное понимание процесса познания истины, что выразилось в их представлении самого хода историко-философского процесса. Шестов верил, что изучение истории философии дает возможность расти и развиваться благодаря свободному и преданному отношению к истине и знанию. Для него такая приверженность выступает критерием, по которому мы можем судить о том, что у нас есть подлинный опыт познания истины. Но для Гегеля то, что мы переживаем, когда постигаем истину, является не продуктом истории философии, а процессом, лежащим в основе истории философии. Следовательно, переживание истины, саморефлексия над противоречиями – это переживание непрерывного процесса отхода от привычного к осознанию чего-то нового, где знание предстает нескончаемым процессом освобождения мысли от бремени небытия, возрождением чуда мышления как творчества невозможного.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елена Николаевна Собольникова, Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин; кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права

Наталья Витальевна Дороднева, Тюменский государственный медицинский университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологических дисциплин

Библиографические ссылки

Gutova S.G. Posledniy neoplatonik: mezhdu mistikoy i ratsio (sinkretizm v filosofii Georga Vil’gel’ma Fridrikha Gegelya) [The Last Neoplatonist: Between Mysticism and Ratio (Syncretism in the Philosophy of Georg Wilhelm Friedrich Hegel)]. Nemetskaya filosofiya vtoroy poloviny XVIII – kontsa XIX veka [German Philosophy of the Second Half of the 18th – Late 19th Centuries]. Nizhnevartovsk, 1999, pp. 116–144.

Leusiere V.A. The Concept of Optimistic Rationalism of G.W.F. Hegel in Existential Philosophy of L.I. Shestov. Bull. Chelyabinsk State Univ., 2015, no. 9, pp. 164–170 (in Russ.).

Shestov L. Athens and Jerusalem. Athens, 1966. 447 p.

Beaumont M. Lev Shestov: Philosopher of the Sleepless Night. London, 2021. 216 p. https://doi.org/10.5040/9781350151185

Girinsky A.A. Critique of Hegelian Philosophy in the Works of Søren Kierkegaard and Lev Shestov. Hist. Philos., 2020, vol. 25, no. 1, pp. 27–38 (in Russ.). https://doi.org/10.21146/2074-5869-2020-25-1-27-38

Minakov M.A. Return to the Most Important: Philosophical Revolt of Leo Shestov. Hist. Philos., 2018, vol. 23, no. 1, pp. 82–95 (in Russ.). https://doi.org/10.21146/2074-5869-2018-23-1-82-95

Voznyak V.S., Zayats T.M. Problema istiny v kontekste razlicheniya rassudka i razuma [The Problem of Truth in the Context of Distinguishing Between Intellect and Reason]. Masloboeva O.D. (ed.). Poisk istiny i pravda zhizni v prostranstve sovremennoy kul’tury [The Search for Truth and the Truth of Life in the Space of Modern Culture]. St. Petersburg, 2018. Iss. 4, pp. 107–116.

Shestov L. Penultimate Words and Other Essays. Boston, 1916. 205 p.

Shestov L. All Things Are Possible. London, 1920. 244 p.

Zhukova O.I., Zhukov V.D. Russkaya filosofskaya irratsionalisticheskaya kul’tura na rubezhe XIX–XX vekov (na materiale tvorchestva L. Shestova) [Russian Philosophical Irrationalist Culture at the Turn of the 19th – 20th Centuries (Based on the Works of L. Shestov)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 2021, no. 55, pp. 14–21. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-55-14-22

Hegel G.W.F. Phenomenology of Spirit. Oxford, 1977. 595 p.

Hegel G.W.F. Lectures on the Philosophy of Religion: Together with a Work on the Proofs of the Existence of God. London, 1895. Vol. 1. 349 p.

Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus. London, 1961. 166 p.

Bulgakov S.N. Nekotorye cherty religioznogo mirovozzreniya L. Shestova [Some Aspects of Lev Shestov’s Religious Worldview]. Bulgakov S.N. Sochineniya. T. 1. Filosofiya khozyaystva. Tragediya filosofii [Works. Vol. 1. Philosophy of Economy. The Tragedy of Philosophy]. Moscow, 1993, pp. 519–537.

Bonetskaya N.C. The Wonderer and His Aim (the L. Shestov’s Hermeneutics). Voprosy filosofii, 2015, no. 7, pp. 95–110 (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2025-03-22

Как цитировать

Собольникова E. N., & Дороднева N. V. (2025). Шестов и Гегель: опыт познания истины. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 25(1), 132–139. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V411