Гуманистическое измерение биорациональности
DOI:
https://doi.org/10.37482/2227-6564-V008Ключевые слова:
рациональность, науки о жизни, междисциплинарность, трансдисциплинарность, дилемма биорациональности, гуманизмАннотация
Понятие биорациональности обладает имманентной неопределенностью: то ли речь идет о рациональности жизни, то ли о рациональности, которая специфицируется понятием «жизнь». Для философского дискурса важнейшим выступает понятие рациональности. Цель статьи – показать, как понятие «жизнь» специфицирует понятие «рациональность». В определении рациональности существуют две стратегии: абсолютистская и релятивистская. Они не являются взаимоисключающими, а предполагают друг друга. Рациональность – это знание особого рода, поскольку она определяет границы человеческой свободы. Рациональность, как и истина, носит процессуальный характер. Очевидно, что в философском контексте понятие «жизнь» представлено в философии жизни Ф. Ницше, который не отрицает способностей человеческого разума, однако разум для него – всего лишь слуга жизни. Ницшеанская воля к власти звучит как гимн человеческой свободе. Суть ницшеанской концепции жизни – в манифесте «Умри вовремя!». Позиция Ницше совпадает с либеральным гуманизмом, но противоречит идеям социалистического гуманизма. Научное исследование жизни носит междисциплинарный характер. В этом контексте жизнь анализируется как основание человеческой свободы: от способности к мутациям химических автокатализаторов через «власть воли» к человеческой свободе. «Власть воли» характеризует диапазон свободы организма в его движении к смерти. На этапе постнеклассической науки междисциплинарность сменяется трансдисциплинарностью, которая означает выход за пределы научного знания в сферу культуры и повседневной жизни. Происходит сближение научного и философского понимания жизни. Биорациональность предстает как дилемма: жизнь рациональна, поскольку является предпосылкой существования свободы. Рационален и отказ от жизни ради утверждения свободы. Реалии цифрового общества намечают путь выхода рациональности за пределы гуманизма. Биорациональность есть значимый этап в развитии рациональности, который снимается дальнейшим развитием.
Скачивания
Библиографические ссылки
Порус В.Н. Рациональная коммуникация и коммуникативная рациональность: эпистемологический анализ // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: моногр. / под ред. чл.-корр. РАН И.Т. Касавина, Н.Н. Ворониной. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 79–93.
Межуев В.М. Если человек не нуждается в свободе, то и философия ему ни к чему… // Новая газ. Науч.- попул. прил. «Кентавр». 2007. № 6. 29 окт.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук, 1990. 301 с.
Ясперс К. Вторая глава: Как мы понимаем Ницше // Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004. С. 551–606.
Ницше Ф. Антихристианин // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов: сб. / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 17–93.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 656 c.
Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11, вып. 3. С. 85–100.
фон Мизес Л. Либерализм в классической традиции: пер. с англ. М.: Начала-Пресс, 1995. 176 с.
фон Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Новое изд-во, 2005. 264 с. (Б-ка Фонда «Либер. миссия»).
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов: сб. / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 319–344.
Пармон В.Н., Савинов Е.Н., Савинова Е.Р. и др. Фотокаталитическое преобразование солнечной энергии. Ч. 2. Молекулярные системы для разложения воды. Новосибирск: Наука, 1985. 246 с.
Биша Мари Франсуа Ксавье // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1970. Т. 3.
Науки о жизни и современная философия / отв. ред. И.К. Лисеев. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010. 496 с.
Лисеев И.К., Петрова Е.В., Фесенкова Л.В., Хен Ю.В. Науки о жизни сегодня: философские инновации. М.: ИФ РАН, 2016. 239 с.
Самойлов Александр Филиппович // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1975. Т. 22.
Моисеев В.И. Традиции и новации в философии биомедицины // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 3. Традиции и новации: сб. материалов 3-й ежегод. науч.-практ. конф. М.: Принтберри, 2009. С. 5–9.
Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего / пер. с англ. А. Андреева. М.: Синдбад, 2019. 496 с.
Кемеров В.Е. Редукционизм // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд. испр. и доп. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: Панпринт, 1998. С. 736.
Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. Редукционизм и холизм в познании живого: методологический диалог // Эпистемология & философия науки. 2014. Т. 39, № 1. С. 211–226.
Борзенков В. Категория «жизнь» в науке XX века // Высш. образование в России. 2007. № 5. С. 98–105.
Федяев А.П. Проблема сущности жизни в современной науке: социокультурный аспект // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 3-2. С. 65–68.
Социологические размышления. Интервью с проф. Н. Луманом // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994. С. 237–238.