Шурави и душман в пространстве отечественной кинорефлексии
DOI:
https://doi.org/10.37482/2227-6564-V019Ключевые слова:
советский кинематограф, российский кинематограф, Афганистан, Афганская война, шурави, душман, массовая культураАннотация
Статья посвящена анализу образов шурави и душманов в советском и российском кинематографе. При этом кино трактуется как вид искусства, посредством которого мы осознаем окружающую действительность. Особое место в искусстве занимает описание войны как действия в высшей степени драматического и законченного. Художественное отображение войны позволяет выявить аксиологические основы конфликтующих сторон, которые выражены в их атрибутике. Для изучения советской культуры важную роль имеет Великая Отечественная война, однако именно Афганская война вскрыла переход от советской эпохи к современной России. На основании мониторинга Интернета был составлен список репрезентативных фильмов про Афганскую войну, а затем выделена ось конфликта в виде оппозиции образов шурави/душман. Шурави – это представитель высокотехнологичного советского мира, а душман – представитель фанатичной исламской цивилизации. Особый драматизм данного противостояния отображается в архетипической схватке цивилизации против варварства, атеизма против религии, Запада против Востока. Образы были конституированы посредством визуальных отображений, выраженных в атрибутах одежды, пищи, транспорта и оружия. Например, голову шурави покрывает гедонистическая панама, тогда как душманы носят традиционную чалму. Если шурави едят консервированное мясо, то душманы – натуральные арбузы. Если шурави перемещаются на военном транспорте, то душманы показаны на фоне японских автомобилей. Если грозным оружием шурави являются драконоподобные вертолеты, то грозное оружие душманов – это восточные ножи. Кроме того, в статье раскрыты манеры участников, выражающие особенности их ментального мира, а также антураж конфликта, представленный горной пустыней.
Скачивания
Библиографические ссылки
Сербин В.А. Проблемы семиотической интерпретации значения в кино // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Политология. 2014. № 4(28). С. 202–210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemysemioticheskoy-interpretatsii-znacheniya-v-kino (дата обращения: 21.12.2019).
Богданов А. Пролетариат и искусство // Богданов А.А. О пролетарской культуре: 1904–1924. Л.; М.: Издат. т-во «Книга», 1924. С. 117. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Bogdanov/cult/ (дата обращения: 02.12.2019).
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 135 с.
Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: АСТ, 2018. 352 с.
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения: философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум–Ювента, 1997. 311 с.
Иваненко А.И. Казаки в кино: опыт семиотического анализа // Вестн. развития науки и образования. 2018. № 9. С. 71–79.
Клаузевиц К. О войне. URL: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html (дата обращения: 02.12.2019).
Лбов А. Интернационалисты в гражданской войне 1918–1922 // Прорыв. 2005. № 2(12). URL: http://www.proriv.ru/articles.shtml/lbov?intern_v_GV (дата обращения: 02.12.2019)
Платон. Государство. Кн. 3. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos03.htm (дата обращения: 02.12.2019).
Вавилов Н.И. Пять континентов. М.: Мысль, 1987. 348 с.