Либеральный и утилитарный подходы в эволюции представлений о миссии университетов

Авторы

  • Сергей Эдуардович СОРОКИН Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-4604-0676

DOI:

https://doi.org/10.37482/2227-6564-V023

Ключевые слова:

миссия университета, информационное общество, «чистое знание», коммерциализация знаний, постклассический университет

Аннотация

В статье рассматриваются научные подходы к пониманию миссии университетов на различных исторических этапах и в современный период. Автор ставит целью проанализировать философские представления о ней с точки зрения либерального и прагматического подходов, которые принципиально разделяет большинство исследователей в понимании назначения, сущности и содержания деятельности университетов. Сторонники либерального подхода ключевой миссией университета считают поиск «чистого знания», обогащающего личность и дающего ей повод для самосовершенствования. В рамках утилитарного подхода задачами университетов становятся обеспечение технического прогресса, коммерциализация знаний в тесной связи с экономическими институтами. Это актуализируется в т. ч. и в контексте формирования так называемого информационного общества, пришедшего на смену обществу постиндустриальному, главной ценностью которого становится информация, основанная на знаниях. Проследив эволюцию взглядов на роль и место в обществе средневекового, предклассического, классического и постклассического университетов, автор рассматривает современные модели их трансформации (предпринимательскую, исследовательскую, инновационную, дистанционную, сетевую, корпоративную). Делается вывод о том, что современные модели развития университетов в большинстве своем действуют в рамках утилитарного подхода, что ограничивает масштаб их задач, оставляя вне поля внимания важные вопросы проведения фундаментальных исследований. По мнению автора, в работе университетов необходима интеграция двух подходов либо путем создания новой модели, соединяющей в себе эти два элемента, либо путем функционального разделения университетов в рамках существующих моделей при выделении тех, для которых приоритетом будут «либеральные ценности» образования, и тех, которые будут выполнять утилитарные задачи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Эдуардович СОРОКИН, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

кандидат политических наук, доцент, заместитель проректора по образовательной деятельности

Библиографические ссылки

Идея университета: парадоксы самоописания: сб. материалов третьей междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», г. Минск, 29–30 апреля 2002 года / Белорус. гос. ун-т. Центр проблем развития образования; под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. Минск: БГУ, 2002. 244 с.

Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Кудряшов Ю.В., Бугаенко О.Д. Федеральные университеты – реализация «трех миссий»: моногр. Архангельск: САФУ, 2019. 415 с.

Повзун В.Д. Миссия университета – история и современность // Вестн. ОГУ. 2005. № 1. С. 13–21.

Родачин В.М. Эволюция миссии вузов и вузовской науки: история и современность // Universum: Обществ. науки: электрон. науч. журн. 2017. № 4(34). URL: http:7universum.com/ru/social/archive/item/4685 (дата обращения: 11.02.2020).

Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестн. высш. шк. 1991. № 7. С. 100–106.

Сохраняева Т.В. К вопросу о культурной миссии современного университета // Вестн. МГТУ. 2006. Т. 9, № 1. С. 114–119.

Коменский Я.А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 44–99.

Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. 240 с.

Ньюмен Дж.Г. Идея Университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова, под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 208 с.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 c.

Hutchins R.M. The University of Utopia. Chicago: The University of Chicago Press, 1953. 103 p.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. M.: ACT, 2001. 512 с.

Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 480 с.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. М.: Academia, 1999. 785 c.

Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–62.

Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социол. исслед. 2003. № 4. С. 113–121.

Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Унив. упр.: практика и анализ. 2010. № 5. С. 24–31.

Загрузки

Опубликован

2020-06-18

Как цитировать

СОРОКИН, С. Э. (2020). Либеральный и утилитарный подходы в эволюции представлений о миссии университетов. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», (3), 91–99. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V023