Научные практики и языки описания в России XVIII века (на примере любительских занятий В.Н. Татищева)

Авторы

  • Нина Юрьевна ИГНАТОВА Нижнетагильский технологический институт (филиала) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-0563-5422
  • Сергей Владимирович ДОКУЧАЕВ Нижнетагильский технологический институт (филиала) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-7903-2827

DOI:

https://doi.org/10.37482/2227-6564-V034

Ключевые слова:

социальный конструктивизм, историческая эпистемология, научные практики, языки науки, научное сообщество, В.Н. Татищев

Аннотация

Теоретической основой используемого в статье подхода выступает социальный конструктивизм в версии Т. куна, согласно которому субъект науки формируется благодаря языкам науки. Впервые в отечественной истории науки применен подход к. Базермана, позволивший выявить совокупность научных практик и языков описания XVIII века: стандартизованное описание фактов на общем языке научного сообщества; публикация полученных результатов в научных журналах, словарях и энциклопедиях; участие в научных экспедициях, образовательных поездках; научная переписка. Авторы статьи утверждают, что научные практики и языки описания, принятые в научных сообществах России XVIII века, были аналогичны практикам и языкам научных сообществ Европы. Цель работы – показать, что применение принятых в научном сообществе языков описания и научных практик дало возможность ученому-любителю (В.Н. Татищеву) получить значимые научные результаты. Для этого выявляются принятые в научном сообществе России XVIII века научные практики и языки описания, а затем соотносятся с любительскими занятиями В.Н. Татищева. В статье делается вывод о том, что использование принятых научных практик (научные экспедиции, гипотетико-дедуктивный метод, поэтапная организация исследований) позволило В.Н. Татищеву прийти к серьезным выводам в палеонтологии и географии. Несмотря на работу В.Н. Татищева с историческими источниками (летописи) и попытки стандартизации языка описания исторических фактов (составление «Лексикона»), в его исторических изысканиях отсутствуют бесспорные результаты, что авторы объясняют его незнанием в достаточной степени общего для научного сообщества XVIII века языка описания фактов – латыни – и применением отвергнутой сообществом историков методологии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Нина Юрьевна ИГНАТОВА, Нижнетагильский технологический институт (филиала) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

доктор философских наук, доцент, профессор департамента гуманитарного и социально-экономического образования

Сергей Владимирович ДОКУЧАЕВ, Нижнетагильский технологический институт (филиала) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

кандидат исторических наук, доцент, директор департамента гуманитарного и социально-экономического образования

Библиографические ссылки

Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2001. 606 с.

Golinski J. Making Natural Knowledge. Constructivism and the History of Science. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 236 p.

Шиповалова Л.В. Стоит ли науку мыслить исторически // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51, № 1. С. 18–28. DOI: 10.5840/eps20175112

Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the Air-Pump: Hobbes, Boyle, and the Experimental Life. Princeton: Princeton University Press, 2011. 392 p.

Bazerman C. The Languages of Edison’s Light. Cambridge: MIT Press, 2002. 416 p.

Languages of Science in the Eighteenth Century / ed. by B.-L. Gunnarsson. Boton: De Gruyter Mouton, 2011. 365 p.

Толочко А. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.: Новое лит. обозрение; киев: критика, 2005. 544 с.

Загрузки

Опубликован

2020-09-16

Как цитировать

ИГНАТОВА, Н. Ю., & ДОКУЧАЕВ, С. В. (2020). Научные практики и языки описания в России XVIII века (на примере любительских занятий В.Н. Татищева). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», (4), 56–65. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V034