Эволюция стиля Роберта Бриджеса сквозь призму метафоры
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V104Ключевые слова:
идиостиль Роберта Бриджеса, эволюция идиостиля, индивидуально-авторская метафора, авторская концептосфера, частотное ядро, концепт-цель, онцепт-источникАннотация
Исследования индивидуального авторского стиля составляют интенсивно развивающееся направление современной лингвистики. В настоящее время авторский идиостиль рассматривается как система, для которой характерна как статика, так и динамика. Авторские метафоры являются одним из наиболее достоверных маркеров идиостиля, поскольку дают представление о личности писателя и его ментальной картине мира. В данной статье анализируются закономерности эволюции метафоры в индивидуальном стиле выдающегося английского поэта конца XIX – начала XX века Роберта Бриджеса. Полученные результаты позволили установить, что стабильной частью идиостиля Бриджеса является набор концептов, формирующих концептосферу автора, а также центральная оппозиция его творчества – микрокосма человека и макрокосма окружающего мира. Варьирующие характеристики идиостиля – ранги концептов, изменения которых связаны со смещением фокуса внимания автора, переменами в его мировоззрении. К количественным изменениям в поздней лирике по сравнению с ранней относятся увеличение доли отрицательно окрашенной лексики, рост числа субстантивных метафор, повышение степени разнообразия метафоризации отдельных концептов. Основными тенденциями эволюции идиостиля Бриджеса являются тенденция компенсации, проявляющаяся в разных аспектах метафоризации, и тенденция к упрощению и конкретизации. Анализ эволюции метафорической системы Бриджеса установил, что на начальном этапе творческой деятельности поэт в равной степени интересуется как внутренним миром человека, так и внешним окружающим миром, однако в более поздней лирике он фокусируется на переосмыслении внешнего мира, в особенности социума.
Для цитирования: Колокольникова О.Д. Эволюция стиля Роберта Бриджеса сквозь призму метафоры // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 65–75. DOI: 10.37482/2687-1505-V104
Скачивания
Библиографические ссылки
Андреев В.С. Моделирование индивидуального стиля американских поэтов-романтиков // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2012. Вып. 10(114). С. 47–52.
Андреев В.С. Корреляция характеристик в метафорической модели // Изв. Смолен. гос. ун-та. 2016. № 2(34). С. 86–94.
Николаева Т.В. Эволюция индивидуального стиля (на материале метафорической системы Роберта Браунинга) // Изв. Смолен. гос. ун-та. 2018. № 2(42). С. 190–205.
Efron B., Thisted R. Estimating the Number of Unseen Species: How Many Words Did Shakespeare Know? // Biometrika. 1976. Vol. 63, № 3. P. 435–447.
Kestemont M., Moens S., Deploige J. Collaborative Authorship in the Twelfth Century: A Stylometric Study of Hildegard of Bingen and Guibert of Gembloux // Digit. Scholarsh. Humaniti. 2015. Vol. 30, № 2. P. 199–224.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2010. 576 с.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
Bridges R.S. Poetical Works of Robert Bridges: Excluding the Eight Dramas. London: Oxford University Press, 1913. 486 p.
Hamilton L.T. Robert Bridges: An Annotated Bibliography, 1873–1988. Newark: University of Delaware Press. 1991. 243 p.
Павлович Н.В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. 491 с.
Андреев В.С. Классификация стихотворных текстов (на материале лирики американских поэтов-романтиков): дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2002. 163 с.
Андреев В.С. Языковая модель развития индивидуального стиля (на материале стихотворных текстов американских поэтов-романтиков): дис. … д-ра филол. наук. Смоленск, 2012. 391 с.
Тишина А.Е. Эволюция метафорической модели в образной системе А.Ч. Суинберна: дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2016. 230 с.
Попова В.В. Вариативность метафорической системы Роберта Саути в синхронии и диахронии: дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2019. 230 с.
Николаева Т.В. Эволюция индивидуального стиля Р. Браунинга: дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2019. 155 с.