Общественное мнение и публичное пространство: проблема смысловой взаимосвязи в рамках системно-коммуникативного подхода

Авторы

  • Илья Евгеньевич Сапан Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-8300-1679

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V250

Ключевые слова:

общественное мнение, публичное пространство, массмедиа, социальная система, политика, манипуляция, коммуникация, Н. Луман

Аннотация

В статье автор рассматривает два социальных феномена, а именно: общественное мнение и публичное пространство, в рамках системно-коммуникативного подхода. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день как в России, так и за ее пределами тема общественного мнения, публичности, массовых убеждений получила огромное внимание со стороны самых разных сфер общественной жизни, в частности политической, что автоматически может активировать исследовательский интерес в академической среде. Теоретической базой настоящей статьи является общая социальная теория Никласа Лумана. Цель работы – экспликация особых характеристик общественного мнения как качественно уникального пространства коммуникаций, необходимого для политической системы в целях собственного воспроизводства. Рассматривается проблема интерпретации общественного мнения, его особенности как коммуникативного феномена, а также последовательно излагается конструкт теоретических позиций Н. Лумана. Признавая особую роль средств массовой информации в качестве «актора», придающего общественному мнению различаемую форму, автор демонстрирует, что расхожая точка зрения о массмедиа как манипуляторе массовыми убеждениями является зачастую преувеличенной и даже предписанной: так, массмедиа может предлагать, даже навязывать повестку, руководствуясь стремлением создать сенсацию, но не может заставить ее всецело акцептировать. Постулируется тезис, что не только новость ищет своего читателя, но и читатель ищет свою новость. Опираясь на данные позиции, автор делает вывод, что в рамках политической системы общественное мнение является коммуникативным инструментом для принятия общеобязательных решений, а не суммой индивидуальных воззрений, демонстрируя таким образом мифологическую нагруженность понятий «демократия», «выборы» и «народная воля».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Илья Евгеньевич Сапан, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Аспирант кафедры социальной философии и философии истории

Библиографические ссылки

Koselleck R. A Response to Comments on the Geschichtliche Grundbegriffe / ed. by H. Lehmann, M. Richter // The Meaning of Historical Terms and Concepts: New Studies on Begriffsgeschichte. Occasional Paper № 15. Washington: German Historical Institute, 1996. P. 59–70.

Радина Н.К. Управление массмедийным дискурсом как функция коммуникативного кода власти // Полит. наука. 2017. № 2. С. 138–156.

Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества / пер. с нем. В.И. Иванова. М.: Весь мир, 2016. 344 с.

Саликов А.Н., Жаворонков А.Г. Трансформация публичного пространства в условиях революции: взгляд из перспективы Ханны Арендт // Соц. обозрение. 2018. Т. 17, № 1. С. 9–29. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-9-29

Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.

Luhmann N. Die Politik der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000. 444 s.

Luhmann N. Gesellschaftliche Komplexität und öffentliche Meinung // Luhmann N. Soziologische Aufklärung. Band 5. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. S. 170−182.

Бурдье П. Социология политики / пер. с фр. Е.Д. Вознесенской и др. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

Антоновский А.Ю. Массмедиа – трансцендентальная иллюзия реальности? // Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. С. 221–248.

Luhmann N. Politische Theorie im Wohlfahrsstaat. München: Olzog, 1981. 158 s.

Zolo D. Autopoïesis: Critique of a Postmodern Paradigm // Telos. 1990. Vol. 1990, № 86. P. 61–80. DOI: 10.3817/1290086061

ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.

Gerim G. A Critical Review of Luhmann’s Social Systems Theory’s Perspective on Mass Media and Social Media // J. Humanity Soc. 2017. Vol. 7, № 2. P. 1–24. DOI: 10.12658/human.society.7.14.M0218

Meuer B. Kritische Bemerkungen zur Systemtheorie // Das Argument. 1973. Band 11/12, № 83. S. 883–908.

Kieserling A. Niklas Luhmann, Zweckbegriff und Systemrationalität / ed. by K. Türk // Hauptwerke der Organisationstheorie. Opladen: Westdeutscher Verlag, 2000. S. 178–181.

Guibentif P. Niklas Luhmann und die Rechtssoziologie: Gespräch mit Niklas Luhmann, Bielefeld, den 7. Januar 1991 // Z. Rechtssoziol. 2000. Band 21, № 1. S. 217–245. DOI: 10.1515/zfrs-2000-0109

References

Koselleck R. A Response to Comments on the Geschichtliche Grundbegriffe. Lehmann H., Richter M. (eds.). The Meaning of Historical Terms and Concepts: New Studies on Begriffsgeschichte. Occasional Paper No. 15. Washington, 1996, pp. 59–70.

Radina N.K. Upravlenie massmediynym diskursom kak funktsiya kommunikativnogo koda vlasti [Management of Mass Media Discourse as a Function of the Communicative Code of Power]. Politicheskaya nauka, 2017, no. 2, pp. 138–156.

Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Berlin, 1962. 291 p. (Russ. ed.: Khabermas Yu. Strukturnaya transformatsiya publichnoy sfery: Issledovaniya otnositel’no kategorii burzhuaznogo obshchestva. Moscow, 2016. 344 p.).

Salikov A.N., Zhavoronkov A.G. Transformatsiya publichnogo prostranstva v usloviyakh revolyutsii: vzglyad iz perspektivy Khanny Arendt [The Revolutionary Transformation of the Public Realm: An Arendtian Perspective]. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2018, vol. 17, no 1, pp. 9–29. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-9-29

Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Wiesbaden, 2004. 220 p. (Russ. ed.: Luman N. Real’nost’ massmedia. Moscow, 2005. 256 p.).

Luhmann N. Die Politik der Gesellschaft. Frankfurt am Main, 2000. 444 p.

Luhmann N. Gesellschaftliche Komplexität und öffentliche Meinung. Luhmann N. Soziologische Aufklärung. Vol. 5. Wiesbaden, 2009, pp. 170–182.

Bourdieu P. Sotsiologiya politiki [Political Sociology]. Moscow, 1993. 336 p.

Antonovskiy A.Yu. Massmedia – transtsendental’naya illyuziya real’nosti? [Are Mass Media a Transcendental Illusion of Reality?]. Luhmann N. Real’nost’ massmedia [The Reality of the Mass Media]. Moscow, 2005, pp. 221–248.

Luhmann N. Politische Theorie im Wohlfahrsstaat. Munich, 1981. 158 p.

Zolo D. Autopoiesis: Critique of a Postmodern Paradigm. Telos, 1990, vol. 1990, no. 86, pp. 61–80. DOI: 10.3817/1290086061

van Dijk T.A. Discourse and Power. Houndsmills, 2008. 308 p. (Russ. ed.: van Deyk T.A. Diskurs i vlast’: Reprezentatsiya dominirovaniya v yazyke i kommunikatsii. Moscow, 2013. 344 p.).

Gerim G. A Critical Review of Luhmann’s Social Systems Theory’s Perspective on Mass Media and Social Media. J. Humanity Soc., 2017, vol. 7, no. 2, pp. 1–24. DOI: 10.12658/human.society.7.14.M0218

Meuer B. Kritische Bemerkungen zur Systemtheorie. Das Argument, 1973, vol. 11/12, no. 83, pp. 883–908.

Kieserling A. Niklas Luhmann, Zweckbegriff und Systemrationalität. Türk K. (ed.). Hauptwerke der Organisationstheorie. Opladen, 2000, pp. 178–181.

Guibentif P. Niklas Luhmann und die Rechtssoziologie: Gespräch mit Niklas Luhmann, Bielefeld, den 7. Januar 1991. Z. Rechtssoziol., 2000, vol. 21, no. 1, pp. 217–246. DOI: 10.1515/zfrs-2000-0109

Загрузки

Опубликован

2023-04-17

Как цитировать

Сапан, И. Е. (2023). Общественное мнение и публичное пространство: проблема смысловой взаимосвязи в рамках системно-коммуникативного подхода. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(2), 103–111. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V250