Мотив Голгофы в chapelle ardente Лотарингских принцев (1589 год)

Авторы

  • Елена Владимировна Шаповалова Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-9146-0760

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V212

Ключевые слова:

французская гравюра, религиозные войны во Франции, Генрих де Гиз, Людовик де Гиз, chapelle ardente, Жак Лалуетт, Пьер Матье

Аннотация

Статья посвящена поминальным церемониям в честь Лотарингских принцев, герцога Генриха де Гиза и кардинала Людовика де Гиза, убитых в Блуа по приказу короля Генриха III де Валуа, одной из особенностей которых стало создание символических «пылающих капелл» (chapelle ardente) во французских церквях. Украшение данных капелл отражало не только религиозные и политические идеи сторонников Гизов, но и изменения в религиозном искусстве, не связанные с конкретной ситуацией. Например, доминирующий мотив Голгофы, влияние которого на интерьеры французских церквей усилилось к концу XVI века в связи с решениями Тридентского собора, или триумфальные  мотивы, характерные для репрезентации представителей власти в течение всего XVI века и имевшие принципиальное значение в контексте развития идей Ренессанса, а также галликанских настроений. Основными визуальными источниками для уточнения иконографии являются гравюры, как самостоятельные (ряд работ католических граверов, откликнувшихся на убийство в Блуа, и прежде всего работа Жака Лалуетта, в деталях воспроизводящая парижскую chapelle ardent), так и в виде книжных иллюстраций, и описания подобных капелл, изображения которых до нас не дошли (например, текст Пьера Матье с описанием церемонии и капеллы в Лионе). Среди основных мотивов, присутствующих в сюжете о гибели Лотарингских принцев, кроме Голгофы можно выделить подражание Христу, а также триумфальные мотивы в античной манере, характерные как для придворного искусства эпохи религиозных войн в
целом, так и конкретно для дома Гизов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Шаповалова, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного Центра изучения религий

Библиографические ссылки

Crouzet D. Les guerriers de Dieu: La violence au temps des troubles de religion, vers 1525 – vers 1610. Paris: Champ Vallon, 1990. Vol. 2. 737 p.

Медведев М.Ю. «Зима Средневековья» в поздних девизах французских королей // Сред. века. М.: Наука, 2000. Вып. 61. С. 202–216.

Pastoureau M. Traité d’héraldique. Paris: Picard, 1997. 407 p.

Шаповалова Е.В. Imitatio Christi в сюжете «Убийство братьев Гизов в Блуа» во французской политической гравюре XVI в. // Studia Religiosa Rossica: науч. журн. о религии. 2021. № 2. С. 132–156. DOI: 10.28995/2658-4158-2021-2-132-156

Шаповалова Е.В. Пирамида архиепископа Реймского: о триумфальных мотивах в репрезентации образа кардинала Карла Лотарингского (1525–1574) // Studia Religiosa Rossica: науч. журн. о религии. 2020. № 2. С. 70–85. DOI: 10.28995/2658-4158-2020-2-70-85

Renouvier J. Des gravures sur bois dans les livres de Simon Vostre libraire d’Heures. Paris: Auguste Aubry, 1862. 22 p.

Демидова М.А. Церемония вхождения Генриха II в Париж (1549). К вопросу о принципах формирования ренессансного образа // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гос. ун-та. Сер. V. Вопросы истории и теории христ. искусства. 2016. № 1(21). С. 9−28. DOI: 10.15382/sturV201621.9-28

Лиманская Л.Ю. Пирро Лигорио и развитие европейской археологической мысли XVI века // Вестн. Рос. гос. гуманит. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2018. № 2(12). С. 89–101. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-89-101

Ehrmann J. Antoine Caron: Peintre des fêtes et des massacres. Paris: Flammarion, 1986. 229 p.

Ким Е.С. «Инструкции» Карло Борромео как приложение к декретам Тридентского собора // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гос. ун-та. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. № 29. С. 27−37. DOI: 10.15382/sturV201829.27-37

Mâle É. L’art religieux du XIII siècle en France: Étude sur l’iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d’inspiration. Paris: E. Leroux, 1898. 534 p.

Хрипкова Е.А. Визуализация темы евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII века // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2013. № 1(53). С. 66−73.

Уваров П.Ю. «Королевское суперинтендантство над всею Галликанской церковью». Об одном малоизвестном проекте времен Генриха II (1556) / отв. ред.: И.Н. Берговская, В.Д. Назаров, П.Ю. Уваров // На пути к государствам Нового времени: Запад и Восток Европы в конце XV−XVII веке. М., Калуга: Калуж. гос. ин-т развития образования, 2020. С. 531−554.

Уваров П.Ю. Проекты реформ Галликанской церкви и «повседневного благочестия» накануне Религиозных войн // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманит. науки. 2021. Т. 23, № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.025

El Kenz D. Le massacre de Wassy dans le «Premier volume» de Tortorel et Perrissin (1570). La visualisation du massacre dans les premières guerres de Religion / ed. by G. Haug-Moritz, L. Schilling // Médialité et interprétation contemporaine des premières guerres de Religion. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2014. P. 82−97.

Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская « ритуальная революция» // Варфоломеевская ночь. Событие и споры. М.: РГГУ, 2001. С. 138−189.

References

Crouzet D. Les guerriers de Dieu: La violence au temps des troubles de religion, vers 1525 – vers 1610. Vol. 2. Seyssel, 1990. 737 p.

Medvedev M.Yu. “Zima Srednevekov’ya” v pozdnikh devizakh frantsuzskikh koroley [The “Winter of the Middle Ages” in the Later Mottos of the French Kings]. Srednie veka [The Middle Ages]. Moscow, 2000. Iss. 61, pp. 202–216.

Pastoureau M. Traité d’héraldique. Paris, 1997. 407 p.

Shapovalova E.V. Imitatio Christi in the Plot of the 16th Century French Political Engraving ‘The Murder of the Guise Brothers in Blois’. Stud. Relig. Rossica: Russ. J. Relig., 2021, no. 2, pp. 132–156 (in Russ.). DOI: 10.28995/2658-4158-2021-2-132-156

Shapovalova E.V. The Pyramid of the Archbishop of Reims. About the Triumphal Motifs in Representing the Image of Cardinal Charles de Lorraine (1525–1574). Stud. Relig. Rossica: Russ. J. Relig., 2020, no. 2, pp. 70–85. DOI: 10.28995/2658-4158-2020-2-70-85

Renouvier J. Des gravures sur bois dans les livres de Simon Vostre libraire d’Heures. Paris, 1862. 22 p.

Demidova M.A. Tseremoniya vkhozhdeniya Genrikha II v Parizh (1549). K voprosu o printsipakh formirovaniya renessansnogo obraza [The Entry of Henry II into Paris (1549). About the Principles of the Building-Up of Image in Renaissance Art]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2016, no. 1, pp. 9–28. DOI: 10.15382/sturV201621.9-28

Limanskaya L.Yu. Pirro Ligorio and the Development of the European Archaeological Thought in the 16th Century. RSUH/RGGU Bull. Ser.: Philos. Soc. Stud. Art Stud., 2018, no. 2, pp. 89–101 (in Russ.). DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-89-101

Ehrmann J. Antoine Caron: Peintre des fêtes et des massacres. Paris, 1986. 229 p.

Kim E.S. “Instruktsii” Karlo Borromeo kak prilozhenie k dekretam Tridentskogo sobora [“Instructions” by Charles Borromeo as a Supplement to Decrees of Trent Council]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2018, no. 29, pp. 27−37. DOI: 10.15382/sturV201829.27-37

Mâle É. L’art religieux du XIII siècle en France: Étude sur l’iconographie du Moyen Âge et sur ses sources d’inspiration. Paris, 1898. 534 p.

Khripkova E.A. Vizualizatsiya temy evkharistii v ikonograficheskoy programme zapadnogo fasada baziliki Sen-Deni XII veka [Visualization of the Eucharistic Theme in the 12th-Century Iconographic Programme for the West Façade of the Saint-Denis Basilica]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 1, pp. 66−73.

Uvarov P.Yu. “Korolevskoe superintendantstvo nad vseyu Gallikanskoy tserkov’yu”. Ob odnom maloizvestnom proekte vremen Genrikha II (1556) [“Royal Superintendence over the Entire Gallican Church”. About a Little-Known Project of the Time of Henry II (1556)]. Bergovskaya I.N., Nazarov V.D., Uvarov P.Yu. (eds.). Na puti k gosudarstvam Novogo vremeni: Zapad i Vostok Evropy v kontse XV−XVII veke [On the Way to the States of the Modern Era: West and East of Europe in the Late 15th – 17th Centuries]. Moscow, 2020, pp. 531−554.

Uvarov P.Yu. Proekty reform Gallikanskoy tserkvi i “povsednevnogo blagochestiya” nakanune Religioznykh voyn [Projects of the Gallican Church and the ‘Everyday Piety’ Reform on the Eve of the Wars of Religion]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki, 2021, vol. 23, no. 2, pp. 59–74. DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.025

El Kenz D. Le massacre de Wassy dans le “Premier volume” de Tortorel et Perrissin (1570). La visualisation du massacre dans les premières guerres de Religion. Haug-Moritz G., Schilling L. (eds.). Médialité et interprétation contemporaine des premières guerres de Religion. Berlin, 2014, pp. 82−97.

Descimon R. Varfolomeevskaya noch’ i parizhskaya “ritual’naya revolyutsiya” [St. Bartholomew’s Day Massacre and Parisian “Ritual Revolution”]. Uvarov P.Yu. (ed.). Varfolomeevskaya noch’. Sobytie i spory [St. Bartholomew’s Day Massacre: The Event and Disputes]. Moscow, 2001, pp. 138−189.

Загрузки

Опубликован

2022-11-15

Как цитировать

Шаповалова, Е. В. (2022). Мотив Голгофы в chapelle ardente Лотарингских принцев (1589 год). Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(5), 15–27. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V212