«Живая религия» и «вернакулярная религия». Проблема концептуализации терминов
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V261Ключевые слова:
«живая религия», «народная религия», «вернакулярная религия», религия повседневности, религиоведениеАннотация
Понятийная сетка, используемая в современном религиоведении, постоянно обновляется и дополняется новыми терминами, при этом также претерпевают семантические сдвиги «классические» дефиниции. Статья сфокусирована на истории понятий «живая религия» (lived religion) и «вернакулярная религия» (vernacular religion), которые вошли в научный оборот в конце XX века. Оба термина относятся к области изучения повседневности и ее философского осмысления, базируются на обширных эмпирических исследованиях и данных антропологии. Концепты «живая религия» и «вернакулярная религия» были предложены учеными в качестве альтернативы традиционным и распространенным бинарным схемам описания религии, противопоставляющим высокую/низкую, элитарную/народную, институционализированную/ внеинституционализированную ее формы. В генезисе и распространении данных понятий отразилась общая тенденция, заключающаяся в отказе от применения единообразного западноевропейского образца и конфессионально-теологического дискурса к вариативным феноменам религиозного опыта. Термин «живая религия», возникший в мемуарной и биографической литературе, характеризовал личный опыт христиан, охватывая повседневные религиозные практики разных традиций. Концепт «вернакулярная религия», восходящий корнями к латинскому слову vernaculus, использовавшемуся для описания родного, местного, домашнего, а позднее отличавшему местный язык от официальной латыни, был предложен филологами для решения религиоведческих задач изучения неорганизованных, стихийных, повседневных, индивидуальных форм проявления религии. В настоящее время оба термина успешно применяются, в т. ч. в русскоязычном научном дискурсе, в религиоведческих исследованиях, посвященных разнообразным феноменам материализации, китча, гендерных и многих других аспектов религии.
Скачивания
Библиографические ссылки
Смирнов М.Ю., Бокова О.А. Методология религиоведения как проблема // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 3. С. 133–146.
Харви Г. Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь М.: Новое лит. обозрение, 2020. 368 с.
Элбакян Е. Повседневность религии или религия повседневности? URL: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/5985-povsednevnost-religii-ili-religija-povsednevnosti.html (дата обращения: 18.10.2022).
Бикбов А.Т. Грамматика порядка: Историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 432 с.
Луман Н. Истина, знание, наука как система / пер. с. нем. и предисл. А.Ю. Антоновского. М.: Логос, 2016. 408 с.
Недзьведзь А. От «народной религиозности» к «проживаемой религии»: дискуссия в польской антропологии религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3(34). С. 172–188.
Ваннер К. Переживаемая религия: концептуальная схема для понимания погребальных обрядов в приграничных районах Советской Украины // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4(30). С. 464–484.
Трубина Е. Г., Саид Л. От исследований повседневности к исследованиям религиозной повседневности: понятие «живой религии» // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 11. С. 185–188. DOI: 10.30853/mns200514
Hughes A.W., McCutcheon R.T. Religion in 50 Words: A Critical Vocabulary. N.Y.: Routledge, 2022. 320 p.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
Waardenburg J.D.J. Official and Popular Religion as a Problem in Islamic Studies // Official and Popular Religion: Analysis of a Theme for Religious Studies / ed. by P.H. Vrijhof, J. Waardenburg. The Hague: Mouton Publishers, 1979. Р. 340−386.
Самарина Т.С. Религиоведческое наследие Жака Ваарденбурга: критический анализ // Религиоведение. 2019. № 3. С. 117–126. DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.117-126
Orsi R. Everyday Miracles: The Study of Lived Religion // Lived Religion in America: Toward a History of Practice / ed. by D.D. Hall. Princeton: Princeton University Press, 1997. P. 3–21.
McGuire M.B. Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. N.Y.: Oxford University Press, 2007. 290 p.
Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // West. Folk. 1995. Vol. 54, № 1. P. 37–56.
Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002. 544 с.
Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 464 с.
Крюкова Н.В. Вернакулярное христианство в сельской Армении // Армяне в исторических и этнокультурных процессах XVIII–XXI вв.: сб. науч. ст. / отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. М.: МАКС Пресс, 2021. С. 177–198.
Радченко Д.А. «Не забывайте Бога»: вернакулярная религиозность советских «святых писем» // Вестн. РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 9(42). С. 90–101. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-9-90-101
Аринин Е.И. «Вернакулярная религиозность»: уровни аутопойезиса в глобальном и локальном контекстах // После постпозитивизма: сборник научных статей / науч. ред. и сост. И.Т. Касавин, И.Д. Невважай, Л.В. Шиповалова, Д.С. Артамонов. Материалы Третьего Междунар. Конгресса Русского об-ва истории и философии науки. М.: РОИФН, 2022. С. 483–485.
Маркова Н.М., Лютаева М.С. Народная религия как феномен межкультурной коммуникации: концептуализация понятия «родного»/«вернакулярного» // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 1. С. 125–137. DOI: 10.24833/2541-8831-2022-1-21-125-137
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986. 702 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Мария Сергеевна Лютаева (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.