Проблема техники и технологизации современных процессов сквозь призму методологии Мартина Хайдеггера
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V227Ключевые слова:
философия техники, бытие человека, М. Хайдеггер, история философии, цифровизация, махинативность, технологичностьАннотация
В статье на основании философского метода Мартина Хайдеггера (1889–1976) сделана попытка показать, каким образом возможно преодоление дистанции, отделяющей мир философии от мира высокотехнологичных разработок. Цель исследования – экстраполировать образ мышления Хайдеггера на современные процессы технологизации и цифровизации, представить способы использования на практике «хайдеггерианской» философии сегодня. Таким образом, необходимо сделать шаг назад и пересмотреть попытки Хайдеггера по разработке нового способа вопрошания и мышления. Актуальность статьи обусловлена все большим развитием технологизации и цифровизации всех сфер человеческой жизни, в том числе образования, культуры и философии. Для выявления слабых сторон и недостатков концепции цифровизации ей противопоставляется хайдеггерианская критика политехнического мышления вообще и его «цифровой» составляющей в частности. Показано, как возможно преодоление разрыва между техникой и подлинным бытием человека. Рассмотрено, как на протяжении развития философской мысли Хайдеггера формируются его анализ и отношение к технике, начиная с анализа Dasein (человеческого существования как бытия) в раннем периоде и заканчивая смещением фокуса на язык, поэзию и язык поэтов в позднем. В философии Хайдеггера такой поэзией стала поэзия Ф. Гёльдерлина (1770–1843). Рассмотрена концепция махинативности как обоснования технологичности процессов жизни человека. Представлены основные признаки махинативности, такие как: превращение социальной сферы в огромный механизм-«махину», управляемый технологией; цифровизация как приравнивание индивидов; признание всемогущества технологий, реализованных как «программы действий». В эпоху махинативности человек еще не может признать себя машиной, он считает себя живым существом, проявляющим собственные переживания. В заключении делается вывод, что философия должна сыграть ведущую роль в определении, критической оценке новой картины мира человека в глобальном масштабе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справ.- gравовой системы «КонсультантПлюс».
Михайловский А.В., Пилявский Н.А. Мартин Хайдеггер и будущее: почему у техники не техническая сущность и зачем нужна поэзия в XXI веке? // М. Хайдеггер и русская философская мысль: коллектив. моногр. / отв. ред. Ю.М. Романенко. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. С. 356–378.
Дрейфус Х. Хайдеггер о взаимосвязи нигилизма, искусства, техники и политики // Мартин Хайдеггер: сб. ст. / сост. Д.Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. С. 508–541.
Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 138–153.
Luckner A. Heidegger und das Denken der Technik. Bielefeld: Тranscript, 2008. 150 s.
Zimmerman M.E. Heidegger’s Confrontation with Modernity: Technology, Politics, and Art. Bloomington: Indiana University Press, 1990. 336 p.
Перцев А.В., Циплакова Ю.В. Хайдеггер I и Хайдеггер II: о микропарадигмах в историко-философской науке // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 12. С. 162–169. DOI: 10.30853/mns200569
Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.
Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 2001. 446 с.
Zwart H. Coming to Terms with Technoscience: The Heideggerian Way // Hum. Stud. 2020. Vol. 43, № 3. Р. 385–408. DOI: 10.1007/s10746-020-09554-3
Гвардини Р. Гельдерлин. Картина мира и боговдохновленность / пер. с нем. А.В. Перцева, С.П. Пургина. СПб.: Наука, 2015. 490 с.
Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 66: Besinnung (1938–1939). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1997. 437 s.
Перцев А.В., Ковалева Е.С. История философии как наука и диагностика современности (от махинативности до панк-кинизма) // Философия сегодня: ценности, перспективы, смыслы: сб. материалов конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 33–58.
Михайловский А.В. Ранняя мысль М. Хайдеггера о технике: между критикой культуры и героическим реализмом // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, № 4. С. 387–393. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-387-393
Перцев А.В., Ковалева Е.С. «Духовная ситуация времени» как историко-философский диагноз эпохи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 3. С. 117–129. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-117
References
Decree of the President of the Russian Federation No. 474 Dated 21 July 2020 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030”. Accessed from Consultant Plus Law Assistance System (in Russ.).
Mikhaylovskiy A.V., Pilyavskiy N.A. Martin Khaydegger i budushchee: pochemu u tekhniki ne tekhnicheskaya sushchnost’ i zachem nuzhna poeziya v XXI veke? [Martin Heidegger and the Future: Why Does Technology Have No Technical Essence and Why We Need Poetry in the 21st Century?]. Romanenko Yu.M. (ed.). M. Khaydegger i russkaya filosofskaya mysl’ [Martin Heidegger and Russian Philosophical Thought]. St. Petersburg, 2021, pp. 356–378.
Dreyfus H. Khaydegger o vzaimosvyazi nigilizma, iskusstva, tekhniki i politiki [Heidegger on the Connection Between Nihilism, Art, Technology, and Politics]. Dorofeev D.Yu. (comp.). Martin Heidegger. St. Petersburg, 2004, pp. 508–541.
Khesle V. Filosofiya tekhniki M. Khaydeggera [M. Heidegger’s Philosophy of Technology]. Filosofiya Martina Khaydeggera i sovremennost’ [Martin Heidegger’s Philosophy and Modernity]. Moscow, 1991, pp. 138–153.
Luckner A. Heidegger und das Denken der Technik. Bielefeld, 2008. 150 p.
Zimmerman M.E. Heidegger’s Confrontation with Modernity: Technology, Politics, and Art. Bloomington, 1990. 336 p.
Pertsev A.V., Tsiplakova Yu.V. Khaydegger I i Khaydegger II: o mikroparadigmakh v istoriko-filosofskoy nauke [Heidegger I and Heidegger II: On Micro-Paradigms in Historical and Philosophical Science]. Manuskript, 2020, vol. 13, no. 12, pp. 162–169. DOI: 10.30853/mns200569
Heidegger M. Bytie i vremya [Being and Time]. Kharkiv, 2003. 503 p.
Heidegger M. Osnovnye problemy fenomenologii [Key Problems of Phenomenology]. St. Petersburg, 2001. 446 p.
Zwart H. Coming to Terms with Technoscience: The Heideggerian Way. Hum. Stud., 2020, vol. 43, no. 3, pp. 385–408. DOI: 10.1007/s10746-020-09554-3
Guardini R. Hölderlin: Weltbild und Frömmigkeit. Leipzig, 1939. 564 p. (Russ. ed.: Gvardini R. Gel’derlin. Kartina mira i bogovdokhnovlennost’. St. Petersburg, 2015. 490 p.).
Heidegger M. Gesamtausgabe. Vol. 66: Besinnung (1938–1939). Frankfurt am Main, 1997. 437 p.
Pertsev A.V., Kovaleva E.S. Istoriya filosofii kak nauka i diagnostika sovremennosti (ot makhinativnosti do pank-kinizma) [History of Philosophy as a Science and as a Diagnostics of Modernity (from Machination to Punk-Cynicism)]. Filosofiya segodnya: tsennosti, perspektivy, smysly [Philosophy Today: Values, Prospects, Meanings]. Yekaterinburg, 2021, pp. 33–58.
Mikhaylovsky A.V. Heidegger’s Early Theory of Technology: Between Cultural Criticism and Heroic Realism. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2016, vol. 16, no. 4, pp. 387–393 (in Russ.). DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-387-393
Pertsev A.V., Kovaleva E.S. “Spiritual Situation of Time” as a Historical and Philosophical Diagnosis of the Era. Intellect. Innov. Invest., 2021, vol. 3, рр. 117–129 (in Russ.). DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-117
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.