Образ «грядущего царя» и мифологемы современного эсхатологического монархизма

Авторы

  • Александр Михайлович Прилуцкий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V259

Ключевые слова:

эсхатология, апокалиптика, мифологема грядущего эсхатологического царя, российский монархический дискурс, эсхатологический монархизм, романовский легитимизм, претенденты на престол

Аннотация

 Статья посвящена герменевтическому анализу главного концепта эсхатологического монархизма – образу грядущего эсхатологического царя, восшествие на престол которого ожидается в конце существования мира, незадолго до наступления последних апокалиптических событий. Подобные мифологемы особенно популярны в среде православных фундаменталистов, движения царебожников, наделяющих монарха и монархию особым сакрально-религиозным статусом. Среди них распространены представления о том, что современная Российская Федерация не является легитимным государством. В начале статьи автором анализируется современный российский монархический дискурс, в котором выделяются две разновидности: легитимизм и эсхатологический монархизм. Последний состоит из субкультур православного паттерна, для которых характерны радикальный антиглобализм; мифологемы конспирологического заговора масонов-сатанистов, отступничества иерархии Московского Патриархата; борьба с экуменизмом, модернизмом, тайными католиками, информационными технологиями, банковскими картами, документами, способами кодирования информации, современными технологиями. Содержательную основу данного явления образуют ностальгические мифологемы Золотого века, идеализирующие Российскую империю и царство Ивана Грозного, мифологемы героического мифа о царе как непобедимом герое-воителе, побеждающем злые силы
и конспирологические нарративы о царе как о единственной силе, способной противостоять могущественным врагам-заговорщикам. Источниками монархических эсхатологических мифологем преимущественно становятся пророчества, приписываемые с различной степенью достоверности канонизированным святым либо не канонизированным, но широко почитаемым лицам, а также анонимные, псевдонимные и апокрифические тексты. Грядущий эсхатологический царь не рассматривается адептами как преемник российских императоров, он является первым и единственным в своем ряду. Характер использования им монархической власти содержит мифологическую референцию к образу Ивана Грозного. Образ грядущего царя формируются набором мессианских идеологем и мифологем, таких как «грядущий царь – непобедимый военачальник», «грядущего царя будет бояться “сам антихрист”», «царь очистит церковь от иерархов-отступников и различных еретиков», «образ правления будет авторитарным и тоталитарным», «под властью царя Россия станет самым могущественным государством в мире», или «Россия под властью царя будет материально бедным, но духовно богатым государством».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Михайлович Прилуцкий, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории религий и теологии

Библиографические ссылки

Бочков П.В. Зосимовцы: История неканонической группы «схимитрополита» Зосимы // Нива Господня. Вестн. Пенз. Дух. Семинарии. 2021. № 1(19). С. 97–104.

Бочков П. Группировка лжеархиепископа Сергия (Агеева): очередной раскол и вызов церковному единству // Рязан. богослов. вестн. 2022. № 1(25). С. 92–103.

Бочков П. История неканонической «Единой Православной Царской Российской Церкви» лжесхиепископа Николая (Ускова) (2003–2008) // Рязан. богослов. вестн. 2020. № 1(21). С. 63–78.

Никольский Е.В. Эсхатологические и историософские представления сектантов-царебожников // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2020. Вып. 9. С. 154–182.

Никольский Е.В. Культ русских государей в сектантском движении царебожников // Сектоведение. 2017. Т. 6. С. 80–105.

Суслов М. Генеалогия монархической идеи в постсоветских политических дискурсах Русской православной церкви // Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. Т. 32, № 3. С. 75–116.

Соломаха Е.Н. Синтез русской и имперской идеи в России: проблемы взаимодействия // Актуальные проблемы гуманит. и естеств. наук. 2016. № 2-1. С. 91–93.

Инговатов В.Ю. Эсхатологические черты в русском религиозно-философском мировоззрении // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы II Всерос. междисциплинар. науч. конф., Омск, 03 декабря 2020 года / отв. ред. И.П. Геращенко. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2020. С. 19–24.

Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Мифологема о грядущем православном царе: значение и прагматика // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2022. № 3(61). С. 81–91. DOI: 10.26456/vtphilos/2022.3.081

Костюк К.Н. Архаика и модернизм в российской культуре // Социол. журн. 1999. № 3/4. С. 5–20.

О безбожии и антихристе / А.Д. Беляев. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898. Т. 1: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. 1034 с.

Ахметова М. Пророчество монаха Авеля и концепт «жидовского ига» // История – миф − фольклор в еврейской и славянской культурной традиции: сб. ст. // Центр науч. работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер»; Ин-т славяноведения РАН. М.: Изд-во Пробел-2000, 2009. С. 122–141.

Стрижев А. Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве // Новая книга России. 2004. № 8. С. 38–40.

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии: [в 2 т.]. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М.: Изд-во ОГИ, 2004. 606 с.

Загрузки

Опубликован

2023-06-16

Как цитировать

Прилуцкий, А. М. (2023). Образ «грядущего царя» и мифологемы современного эсхатологического монархизма. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(3), 108–118. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V259

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)