Диалектика освоения подрастающим поколением традиционных ценностей в условиях неоглобализации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V312

Ключевые слова:

ценностный мир ребенка, Л.С. Выготский, К. Юнг, воспитание, традиционные ценности, экзистенция, эгоизм, стабильность общества

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы и этапы освоения ребенком традиционных ценностей семьи и общества. Главная задача исследования заключается в подтверждении тезиса, что фундамент, полнота, качество восприятия и усвоения подрастающим поколением традиционных ценностей первоначально определяются господствующими в семье духовными и материальными ценностями, культурой и психологией отношения взрослых к детям. Как известно, российские и узбекские семьи не однородны, что обусловлено принадлежностью к той или иной социальной страте, классу, т. к. каждая семья находится под влиянием динамики бытия не только общества, но и конкретной страты. Авторы доказывают, что ценностный мир ребенка формируется под влиянием рождающейся в его душе экзистенции, определяемой остротой противоречий процесса социализации, и для лучшего усвоения позитивных ценностей необходимо смягчить ее. В решении этой задачи большую роль играют педагогические качества родителей, бабушек и дедушек, их умение устанавливать доверительные отношения, посредством которых, согласно К. Юнгу, старшие смогут мягко, ненавязчиво заслужить уважение, восхищение и любовь ребенка. Попытки родителей добиться авторитета путем одаривания, денежного обеспечения только изуродуют его духовный мир. По итогам исследования можно сделать вывод, что важным фактором формирования ценностного мира ребенка, превращения его в достойную личность являются приучение к труду, дисциплине, самостоятельности и ответственности, привитие честности на примере его близких родственников. Авторы придерживаются позиций К. Юнга и Л.С. Выготского, согласно которым школу – следующий этап социализации – следует рассматривать не только как образовательный институт, но и как логичное продолжение процесса освоения традиционных ценностей. Утверждается также идея о необходимости создания для молодых родителей школы, где они будут обучаться культуре семейной жизни и психологии воспитания детей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Таир Махаматович Махаматов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доктор философских наук, профессор, профессор Департамента гуманитарных наук

Мамаджан Ахмаджанович Маматов, Ферганский государственный университет

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия»

Библиографические ссылки

Махаматов Т.М. От эпохи глобализации к неоглобализации: культурно-цивилизационный аспект // Век глобализации. 2017. № 4(24). С. 55–61.

Махаматов Т.М. Конфликт Запада и Востока как фактор неоглобализации // Век глобализации. 2022. № 4. С. 63–72. DOI: 10.30884/vglob/2022.04.04

Meerwijk E.L., Sevelius J.M. Transgender Population Size in the United States: A Meta- Regression of Population-Based Probability Samples // Am. J. Public Health. 2017. Vol. 107, № 2. P. e1–e8. DOI: 10.2105/ajph.2016.303578

Мартин Э. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше: новые ценности за гранью человечности // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 6. С. 74–82. DOI: 10.37482/2687-1505

Religion and Transhumanism: The Unknown Future of Human Enhancement / ed. by C. Mercer, T.J. Throten. Santa Barbara: Praeger, 2015. 472 p.

Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // J. Evol. Technol. 2005. Vol. 14, № 1. Р. 1–25.

Evans W. Review of On Trans-Humanism // Prometheus. Vol. 38, № 2. Р. 271–74. DOI: 10.13169/prometheus.38.2.0271

Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 654 с.

Каримов Ш.И., Оборский А.Ю. Факторы изменения механизма передачи духовного опыта между поколениями // Гуманит. науки. Вестн. Финансового ун-та. 2022. Т. 12, № 6. С. 19–24. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-19-24

Шишкин А.Е. Трансформация ценностей в контексте национальных и цивилизационных разломов // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 2. С. 130–140. DOI: 10.37482/2687-1505-V095

Джанджгава Л.Т., Ореховская Н.А. Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе // Гуманит. науки. Вестн. Финансового ун-та. 2022. Т. 12, № 6. С. 12–18. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18

Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон-плюс, 2022. 320 c.

Махаматов Т.М. Диалектика экзистенциальной сущности индивида // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 80–90. DOI: 10.37482/2687-1505-V234

Юнг К.Г. Конфликт детской души. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. 320 c.

Алиева Д.К. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2014. № 3. С. 79–84.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. 447 с.

Мирзиёев Ш.М. Инсонпарварлик, эзгулик ва бунёдкорлик миллий ғоямизнинг пойдеворидир: Маъруза. Тошкент: Tasvir, 2021. 36 бет.

Welzel C., Inglehart R. Agency, Values, and Well-Being: A Human Development Model // Soc. Indic. Res. 2010. Vol. 97, № 1. P. 43–63. DOI: 10.1007/s11205-009-9557-z

Suyadi, Selvi I.D., Sibiwaihi, Zahroh U., Muassomah. Children’s Future Adversity: Learning Loss Risk During Online Learning in Covid-19 Pandemic // Int. J. Instr. 2023. Vol. 16, № 2. P. 457–478.

Гилева О.Б. Тревожность учащихся в школах с разным уровнем цифровизации образовательного процесса // Вопр. психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 69–82.

Бодрова Е.А. Формирование образа семьи у дошкольников // Проблемы соврем. образования. 2020. № 6. С. 219–227. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-219-227

Каюмов А.Т., Мишурова О.И. Ответственность как социальное явление // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 5. С. 89–96. DOI: 10.37482/2687-1505-V134

Malik G.M., Akhter R. Existentialism and Classroom Practice // IOSR J. Humanit. Soc. Sci. 2013. Vol. 8, № 6. P. 87–91. DOI: 10.9790/0837-0868791

Загрузки

Опубликован

2023-12-25

Как цитировать

Махаматов, Т. М., & Маматов, М. А. (2023). Диалектика освоения подрастающим поколением традиционных ценностей в условиях неоглобализации. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(6), 95–104. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V312