Социальный и ценностный смысл недоверия к гуманитарному знанию

Авторы

  • Сергей Владимирович Поросенков Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия https://orcid.org/0000-0003-2331-8276
  • Сергей Владимирович Комаров Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия https://orcid.org/0000-0001-7358-6151

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V324

Ключевые слова:

гуманитарное знание, доверие, недоверие, социальный смысл, ценностный смысл, объективное значение

Аннотация

В статье анализируется актуальная проблема роста недоверия к гуманитарному знанию. Она имеет значение как для субъектов, создающих, систематизирующих и транслирующих гуманитарное знание, так и для социальных субъектов, легитимность действий которых основывается на научном гуманитарном знании. Особо значима эта проблема для субъектов государственного управления и образовательной деятельности. Доверие к знанию характеризуется признанием его истинности в гносеологическом смысле и положительного значения в аксиологическом смысле. С этой точки зрения социальная обусловленность недоверия к гуманитарному знанию связана с социально-экономическими процессами, в результате которых возникает отчуждение, образующее объективную основу недоверия. Узкая профессионализация, порождаемая углублением разделения труда, техницизм, потребительство, приоритет информации и информационных технологий служат истоками недоверия к гуманитарному знанию как выражению истины. Конкретно это проявляется в отсутствии доверия между субъектами власти и носителями гуманитарного знания, между представителями технического и гуманитарного знания, между субъектами самого гуманитарного знания и в нарастающем недоверии общества к науке вообще. В целом интегральный социальный смысл роста недоверия к гуманитарному знанию заключается во все большем подчинении человека современным социотехническим системам, элементом которых он становится. Аксиологическая составляющая недоверия к гуманитарному знанию связана с ценностными смыслами. Во-первых, оно вынужденно включает мировоззренческие компоненты, что вызывает недоверие социальных субъектов, ориентирующихся на отличные или противоположные системы представлений. Во-вторых, гуманитарное знание по самой своей сути отражает плюралистичность («множественность») самого человеческого бытия. Поскольку социальные и ценностные детерминанты недоверия к гуманитарному знанию интенсифицируются в современном обществе, в статье сделан вывод об объективности этого процесса. Результаты исследования могут иметь положительное значение для практической и познавательной деятельности социальных субъектов, вовлеченных во взаимодействие, порождающее доверие и недоверие.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Сергей Владимирович Поросенков, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Сергей Владимирович Комаров, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, декан философско-социологического факультета

Библиографические ссылки

Бакеева Е.В. Вера. Экзистенциально-феноменологический очерк: моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. 192 с.

Бакштановский В.И. Прикладная этика как проектно-ориентированное знание (теория и опыт нового освоения Ойкумены прикладной этики) // Этическая мысль. 2015. Т. 15, № 2. С. 108–122.

Долин А.А. Гуманитарное образование в Японии: невеликое в малом // История и современность. 2020. № 3(37). С. 63–94. https://doi.org/10.30884/iis/2020.03.04

Зборовский Г.Е. Ключевые проблемы доверия в высшем образовании: изучение и репрезентация // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2018. № 5(56). С. 17–25. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.002

Привалов Ю., Ожован М., Лощинин М. Как социологию и экономическое знание вернуть в семью объективных наук? Критика современного состояния гуманитарного знания. Ч. I // Eur. Res. Ser. A. 2020. Vol. 11, № 3. С. 159–208. https://doi.org/10.13187/er.2020.3.159

Соколов А.С., Южакова Л.В. Некоторые проблемы гуманитарного образования инженера // Высш. образование в России. 2009. № 4. С. 90–93.

Мясникова Т.А. Философские аспекты технократии в цифровом мире: дис. … магистра филос. наук. М., 2023. 147 с.

Миронов А.В. Ценности технократизма // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия. 2009. № 2. С. 5–12.

Штомпка П. Доверие – основа общества / пер. с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 445 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой; вступ. ст. Н.С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 405 с.

Суворов Г.В. Язык гуманитарного познания. О научности гуманитарных исследований // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2020 № 3(37). С. 156–161.

Глушко И.В. Доверие и недоверие как ментальные установки в российском обществе // Соц.-гуманит. знания. 2016. № 7. С. 15–20.

Каймулдина А. Особенности гуманитаризации высшей технической школы в США // Наука и новые технологии. 2010. № 4. С. 274–276.

Воробьева О.В. О проблемах и перспективах развития гуманитарного образования в России // Высш. образование в России. 2019. Т. 28, № 11. С. 22–33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33

Цимбал Е.А. Духовный мир и идентичность личности в обществе потребления // Философия права. 2017. № 4(38). С. 56–62.

Комаров С.В. Машина и время: счет, память и скорость // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3(31). С. 341–351. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-3-341-351

Евангели А. Формы времени и техногенная чувственность. Н. Новгород: Красная ласточка, 2019. 272 с.

Хюбнер Б. Смысл в бессмысленное время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов: моногр. / пер. с нем. А.Б. Демидова. Минск: Экономпресс, 2006. 384 с.

Комаров С.В., Поросенков С.В. Социальное значение недоверия к гуманитарному знанию // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2023. № 1(471). С. 22–33.

Комаров С.В., Поросенков С.В. Проблема формирования субъекта глобальной деятельности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2022. № 10(468). С. 13–23.

Ивин А.А. Современная философия науки. М.: Высш. шк., 2005. 592 с.

Эдмондс Д. Убили бы Вы толстяка? Задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо? / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 264 с.

Загрузки

Опубликован

2024-03-12

Как цитировать

Поросенков, С. В., & Комаров, С. В. (2024). Социальный и ценностный смысл недоверия к гуманитарному знанию. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 24(1), 121–131. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V324