Глобальные векторы «мягкой силы» в науке и образовании: социально-эпистемологические аспекты

Авторы

  • Артем Владимирович Макулин Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-7028-9650
  • Морис Александрович Мирелли Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-1796-7109

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V272

Ключевые слова:

«мягкая сила», рефлексивное управление, наука, система образования, социальная эпистемология, когнитивный суверенитет, инструменты политического влияния

Аннотация

В статье рассматриваются социально-эпистемологические функции науки, научного сообщества и системы образования как важнейших элементов «мягкой силы». Дана социально-философская интерпретация понятия «мягкая сила» в его преломлении через призму социальной эпистемологии. Выявлены фундаментальные структурно-функциональные особенности указанного феномена, берущего свое начало из современной специфики цивилизационного взаимодействия, фундированного повесткой глобализации и становлением информационного общества. Результаты исследования показывают наличие методологических затруднений в интерпретации роли науки в ситуациях проявления и применения «мягкой силы» по той причине, что наука и имманентная ей система образования традиционно рассматриваются как общеуниверсальная познавательная деятельность человечества по получению и распространению новых знаний и не могут быть напрямую редуцированы к инструментам политического влияния. Однако в статье также отмечается, что научные сообщества и результаты их деятельности действительно используются как «мягкая (умная) сила», направленная на контролируемую трансформацию глобальных геополитических субъектов. В качестве новых условий функционирования науки и образования как элементов «мягкой силы» в системе цифровой глобализации рассматриваются не только проблемы когнитивного капитализма, трагедии антиобщин, утечки умов, но и стратегии российской науки и образования по формированию когнитивного суверенитета Российской Федерации. Цель статьи состоит прежде всего в изучении социально-эпистемологического значения «мягкой силы» в процессах трансформации роли науки и образования, с одной стороны, и геополитического взаимодействия глобальных игроков − с другой. Методология исследования выстроена на основе идей историзма, социальной эпистемологии и сложности открытых социальных систем, теоретического анализа социально-политологической и социально-философской литературы. В конце статьи намечены пути создания новой интерпретации проявления феномена «мягкой силы» в сфере науки и образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Артем Владимирович Макулин, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

доктор философских наук, доцент

Морис Александрович Мирелли, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

аспирант кафедры философии и социологии

Библиографические ссылки

Антюхова Е.А. Образование как «Мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, № 4. С. 197–209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17

Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестн. МГИМОУн-та. 2009. № 6(9). С. 200–205.

Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2012. № 4(25). С. 85–93.

Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестн. РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 1. C. 117–125.

Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХI. 2004. № 10. URL: http://smartpowerjournal.ru/soft-power/ (дата обращения: 20.02.2022).

McClory J. The Soft Power 30: A Global Ranking of Soft Power. Portland, 2015. URL: https://portlandcommunications.com/pdf/The-Soft-Power_30.pdf (дата обращения: 20.02.2022).

Харитонова Е.М. Рейтинг «мягкой силы» The Soft Power 30. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/reyting-myagkoy-sili-the-soft-power-30?ret=640 (дата обращения: 20.02.2022).

Vainrauh V. Индекс «Глобальной мягкой силы» Global Soft Power Index 2022: Соединенные Штаты стали лидером. URL: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/indeks-globalnoj-mjagkoj-sily-global-soft-power-index/ (дата обращения: 20.02.2022).

Томас Т.Л. Рефлексивное управление в России: теория и военные приложения // Рефлексивные процессы и управление. 2002. Т. 2, № 1. С. 71–89.

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: Хранитель, 2006. 873, [1] с.

Макулин А.В. Сырьевая наука и эльдорадо колониальных ученых // Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации: материалы XX Межрегион. учеб.-метод. конф., Архангельск, 22 апр. 2015 года / отв. ред. А.С. Оправин. Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2015. С. 58–60.

Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М.: ACT, 2014. 702 с.

Graham L.R. Lonely Ideas: Can Russia Compete? Cambridge: The MIT Press, 2013. 204 p.

Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / общ. ред. М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. 238 c.

Axelrod R. The Evolution of Cooperation. N.Y.: Basic Books, 1984. 241 p.

Корзина М.И. Социально-философский аспект технологий визуальных коммуникаций в условиях новых вызовов Четвертой промышленной революции: дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2021. 239 с.

Макулин А.В. Эволюция табличного метода в истории философии: от мистики Древнего Востока до новоевропейского мышления // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 24–26.

Монтень М. Опыты. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954–1960: [в 3 т.]. Т. 1. 1954. 558 с.

Актуальные проблемы истории и философии науки: моногр. / [В.Б. Анисимова, У.Ы. Аскаров, И.В. Бакаев и др.; под ред. А.Н. Лощилина]; Рос. акад. наук, Рос. филос. о-во, секция «Теория и методология творчества». М.: Перо, 2018. 153 с.

Чернозуб С.П. Концепт национальной науки в новом дискурсе цивилизаций // Ист. психология и социология истории. 2012. № 1. С. 43–61.

Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ // Междунар. процессы. 2008. Т. 6, № 1(16). С. 76–85.

Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопр. соц. теории. 2011. Т. 5. C. 319–336.

Шевченко В.Н. Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема // Жизнеспособность Российского государства как философско-политическая проблема / отв. ред. В.Н. Шевченко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., 2006. С. 5–40.

2021 HEPI Soft-Power Index: UK Slips Further Behind the US ( Again). URL: https://www.hepi.ac.uk/2021/09/02/2021-hepi-soft-power-index-uk-slips-further-behind-the-us-again/ (дата обращения 20.02.2023).

Загрузки

Опубликован

2023-10-03

Как цитировать

Макулин, А. В., & Мирелли, М. А. (2023). Глобальные векторы «мягкой силы» в науке и образовании: социально-эпистемологические аспекты. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(4), 92–103. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V272