Практика культурной адаптации иностранных студентов на основе творческой деятельности
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V426Ключевые слова:
современные когнитивные теории, творческая деятельность, диалог культур, межкультурный опыт, адаптация иностранных студентов, продуктивное воображение, И. КантАннотация
В статье поставлена цель продемонстрировать роль творческой деятельности в процессе адаптации иностранных студентов к другой культуре. Анализ строится вокруг понятия продуктивной способности воображения И. Канта. Установлено, что творчество выступает фундаментальной основой коммуникации, а продуктивная способность воображения – неотъемлемой частью процесса коммуникации. Творчество понимается как коллективный процесс коммуникации, способствующий формированию общего для представителей разных культур опыта. Автор акцентирует внимание на значимости применения современных когнитивных теорий, включая концепцию ситуационного познания и когнитивную лингвистику, предоставляющие эффективные модели для объяснения процесса формирования межкультурного опыта в условиях творческой коммуникации. В качестве примера, в котором совместные творческие практики студентов из разных стран приводят к успешному межкультурному взаимодействию и адаптации к другой культуре, приведен опыт работы Кенозерского национального парка (Архангельская область) и этнографического парка «Этномир» (Калужская область). В заключение сделан вывод, что продуктивная способность воображения обусловливает создание общих смыслов, обеспечивающих диалог культур, и обозначены перспективы дальнейшей реализации заявленного взаимодействия. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что показан эвристический потенциал кантовской теории творчества и воображения в исследовании практики культурной адаптации иностранных студентов. Практическая значимость состоит в том, что обозначены перспективы дальнейшей разработки проекта «Развитие новых практик сотрудничества по социокультурной адаптации мигрантов в Архангельской области», который был реализован в рамках конкурса грантов губернатора Архангельской области в 2023–2024 годах.
Скачивания
Библиографические ссылки
Попкова С.В. Творчество как фундаментальная основа коммуникации и кросс-культурного взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2023. No 4. С. 218–224. https://doi.org/10.17805/zpu.2023.4.19
Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-Аут, 1993. 478 с.
Лукманова Р.Х., Столетов А.И. О трансформации понимания творчества в философии // Вестн. Башкир. ун-та. 2013. Т. 18, No 4. С. 1237–1243. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-transformatsii-ponimaniya-tvorchestva-v-filosofii (дата обращения: 21.02.2025).
Андреева И.С. Философские проблемы творчества: Кант и Шопенгауэр // Человек: образ и сущность. Гуманит. аспекты. 2001. No 1 (12). С. 21–47.
Kampylis P.G., Valtanen J. Redefining Creativity – Analyzing Definitions, Collocation and Consequences // J. Creat. Behav. 2010. Vol. 44, No 3. P. 191–214. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.2010.tb01333.x
Князева Е.Н. Конструирование в коммуникативных системах // Философия науки и техники. 2012. Т. 17, No 1. С. 84–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-v-kommunikativnyh-sistemah (дата обращения: 21.02.2025).
Berry J.W. A Psychology of Immigration // J. Soc. Iss. 2003. Vol. 57, No 3. P. 615–631. https://doi.org/10.1111/0022-4537.00231
Пищальникова В.А. Когнитивная лингвистика и межкультурная коммуникация // Реальность, язык и сознание = Reality, Language and Mind: междунар. межвуз. сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. С. 122–140.
McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J.M. Birds of a Feather: Homophily in Social Networks // Annu. Rev. Sociol. 2001. Vol. 27. P. 415–444. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.415
Berger R., Brenick A., Lawrence S.E., Coco L., Abu-Raiya H. Comparing the Effectiveness and Durability of Contact- and Skills-Based Prejudice Reduction Approaches // J. Appl. Dev. Psychol. 2018. Vol. 59. P. 46–53. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2018.04.002
Smith K., Berg D. Cross-Cultural Groups at Work // Eur. Manag. J. 1997. Vol. 15, No 1. P. 8–15. https://doi.org/10.1016/S0263-2373 (96)00069-2
Михеев Н.Н. Концепция диалога культур в межкультурной коммуникации (на примере этнографического парка-музея «Этномир») // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. Хабаровск: ХГИК, 2020. С. 226–235.
Алексеева Л.Л. Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности современных музеев // Казан. пед. журн. 2022. No 3 (152). С. 192–201.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.