От веры к религиозным ориентациям: дилеммы социального и индивидуального, позитивного и негативного
DOI:
https://doi.org/10.37482/2227-6564-V010Ключевые слова:
религиозный концепт, религиозные ориентации, функциональность, дисфункциональность, позитив и негатив религиозных ориентаций, секуляризация, конфессиональный ренессанс, социальное размежеваниеАннотация
На протяжении тысячелетий религия держала монополию на определение реальности, определяла жизнедеятельность народов и цивилизаций. До настоящего момента религиозные мужи с осторожностью относятся к науке. Позиция ученого столь же осторожна и критична по отношению к религии. Вера и наука базируются на разных онтологических и гносеологических ориентирах. Балансировать на двух позициях удается далеко не каждому. В современном кросскультурном мире, в хаосе экзистенциональных проблем Saecularis, набирая форсаж, срывается в штопор, а Religio Renascentiae приобретает формы гротеска. В постмодернистском сознании образовался семантический барьер между «ratio» и «νοῦς». Но боги и ангелы не умерли – в хаосе мировоззренческой эклектики они стали депрессиями, психозами, неврозами, биполярными эмоциональными расстройствами и т. п. Обыватель тщетно старается стереть древние голоса массового бессознательного и превратить их в пыль под ногами на асфальте натоптанных дорог мегаполиса. В статье анализируется проблематика религиозной веры через призму модернистской ее рефлексии. Вера позиционируется как религиозные ориентации в дилемме социального и индивидуального, позитивного и негативного. В работе предпринята попытка проследить аспекты мимикрии сакрального и религиозного под современное секулярное сознание, в котором религия анализируется с рациональнорефлексивной позиции как критерий социальных деструкций и размежеваний, как консолидатор индивидуальной идентичности. Психологический акцент в исследовании обусловлен убеждением авторов в его наиболее рельефном, утилитарном и вместе с тем понятном современному человеку тезаурусе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Allport G.W. The Individual and His Religion: A Psychological Interpretation. N. Y.: Macmillan, 1950. 147 p.
Allport G.W., Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // J. Pers. Soc. Psychol. 1967. № 5. P. 432–443.
Taylor E.I. Psychology of Religion and Asian Studies // J. Transpers. Psychol. 1978. Vol. 10, № 1. P. 67–79.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. М.: «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / под ред. С.В. Лурье. М.: Акад. проект, 2017. 415 с.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Канон+, 2014. 368 с.
Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». М.: Азбука, 2015. С. 106.
Rank O. The Trauma of Birth. N. Y., 1929. 224 p.
Reich W. Ether, God and Devil: Cosmic Superimposition. N. Y., 1973. 308 p.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Канон+, 2019. 336 с.
Scheff T.J. Catharsis in Healing, Ritual and Drama. Berkley: University of California Press, 1979. 246 p.
Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Ганга, 2018. 528 с.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов: сб. М.: Политиздат, 1990. С. 143–221.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Книга по требованию, 2012. 366 с.
Maslow A.H. Religions, Values, and Peak Experiences. Columbus: Ohio State University Press, 1964. 123 p.
Skinner B.F. About Behaviorism. N. Y.: Vintage Books Edition, 2011. 304 p.
Skinner B.F. The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis. N. Y.: Appleton-Century Company, Inc., 1938. 457 p.
Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М.: АСТ, 2017. 352 с.
Храмова К.В. Гетеродоксальное религиозное сознание и нетрадиционная медицина как факторы риска для здоровья современного человека // Вестн. Башк. гос. мед. ун-та. 2017. № 5. С. 89–99.
Батарчук Д.С. Акмеологическое развитие поликультурной личности // Акмеология. 2013. № 1. С. 33–35.
Резунова М.В., Белозор А.Ф., Овчинникова О.А. Межкультурная коммуникация как неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста народного хозяйства региона // Вестн. Брян. гос. с.-х. акад. 2018. № 5(69). С. 66–71.
Батурина О.С. Сохранение и укрепление традиционных ценностей культуры толерантности в многополярном мире: взгляд молодых ученых на актуальные проблемы // Сохранение и укрепление традиционных ценностей культуры толерантности в многополярном мире: сб. материалов Молодеж. науч. шк.-конф., г. Уфа, 17–19 декабря 2018 года / отв. ред. О.С. Батурина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. Ч. 1. С. 7–11.
Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 479 с.
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. СПб.: Акад. проект, 2017. 905 с.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 15–36.
Мухина В.С. Духовное производство – важнейшее условие развития сознания и духовности человечества // Развитие личности. 2018. № 3. С. 10–16.
Kurachev D.G. The Self-Awareness of Young Adepts of the Hare Krishna Cult // Russ. Educ. Soc. 2012. Vol. 54, № 2. P. 16–34.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.