Творчество в информационном обществе

Авторы

  • Татьяна Николаевна ОВЧАРОВА Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-7313-3168
  • Антон Олегович ОВЧАРОВ Российский государственный университет правосудия https://orcid.org/0000-0003-4921-7780

DOI:

https://doi.org/10.37482/2227-6564-V021

Ключевые слова:

информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, творческая деятельность, креативность

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния информационных технологий на творческую деятельность. В мире современных технологий меняются представления о творчестве. Широкое распространение в информационном обществе получает подход, в котором творчество рассматривается не как субстанциальное, присущее человеку качество, а как возникающий в поле коммуникаций феномен. Это вызывает необходимость конструктивного анализа творчества с учетом нового исторического контекста. Использование деятельностного подхода позволило авторам раскрыть влияние информационных технологий на все составляющие творческой деятельности: субъектно-личностную, процессуально-технологическую и объектно-историческую в их единстве. Определено, что существенным признаком субъекта творчества в информационном обществе выступает мотивация на самореализацию в профессиональной деятельности. Обращение к «интерактивному творчеству» дало возможность выявить опасную тенденцию упразднения субъектно-личностной составляющей творчества. Информационная поддержка процессуально-технологической составляющей творчества как креативной деятельности рассмотрена по нескольким направлениям. Показано, что в современном обществе объективация результатов творческой деятельности принимает вид инноваций и это влияет на природу нового. Сделан вывод о том, что информационные технологии расширяют пространство творческой деятельности, предоставляют средства для усиления творческого потенциала человека, но при этом главным началом творчества остается сам человек. В информационном обществе, как и в любом другом, творчество охватывает бытие человека в полном объеме, включая исторический, социокультурный характер его деятельности. Когда при исследовании творчества в информационном обществе недооценивается аксиологический аспект творческой деятельности, возникает ситуация подмены творчества креативностью.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна ОВЧАРОВА, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства

Антон Олегович ОВЧАРОВ, Российский государственный университет правосудия

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Библиографические ссылки

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с.

Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 192 с.

Кукушкин С.Н. Труд в информационном обществе. Трансформация труда в творчество // Экономика знаний: теория и практика. 2017. № 3. С. 35–50.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 c.

Бессарабов М.В. Интеллектуальные основы творчества в информационном обществе // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер.: Проблемы соц.-гуманит. знания. 2013. Вып. № 16(119), т. 14. С. 19–23.

Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука. Искусство. Культура. 2012. Вып. 1. С. 58–63.

Кальней М.С. Творчество или креативность? Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе // Эконом. и соц.-гуманит. исслед. 2017. № 4(16). С. 37–41.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопр. философии. 2008. № 4. С. 3–17.

Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/05.html (дата обращения: 13.09.2019).

Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленч. консультирование. 2018. № 10. С. 46–63. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63

Беляева Е.В. Традиционное творчество и современный креатив // Феномен творчества в образовательном процессе: материалы VIII науч.-метод. конф. фак. философии и соц. наук БГУ, г. Минск, 16 марта 2011 года / редколл.: И.Л. Зеленкова, А.А. Легчилин. Минск: БГУ, 2011. С. 11–13.

Беляева Е.В. Профессиональная этика в эпоху креативности. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/11/2-Belyaeva.pdf (дата обращения: 13.09.2019).

Загрузки

Опубликован

2020-06-17

Как цитировать

ОВЧАРОВА, Т. Н., & ОВЧАРОВ, А. О. (2020). Творчество в информационном обществе. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», (3), 68–78. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V021