Языковая репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о китайской художественной вышивке

Авторы

  • Юйси Му Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-8513-036X
  • Наталья Георгиевна Нестерова Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-1543-3266

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V144

Ключевые слова:

медиаобраз Китая, русскоязычный блог, интернет-текст, китайская художественная вышивка, языковые средства

Аннотация

Образ Китая, культура и традиции которого активно обсуждаются в массовой коммуникации, является предметом пристального интереса ученых разных гуманитарных областей. При этом для лингвистических исследований крайне редко привлекаются тексты современных медиакоммуникаций, отражающие образ страны в аспекте традиционного искусства. В данной статье рассмотрены языковые средства репрезентации образа Китая, представленного в русскоязычных текстах блогов о китайской художественной вышивке. Актуальность работы обусловлена интересом к исследованию культурного образа Китайской народной республики в интернет-коммуникации. О новизне исследования свидетельствует обращение к новому медиалингвистическому объекту – современным культурно-просветительским русскоязычным текстам блогов, посвященных искусству Китая. Источником материала послужили блоги, размещенные на онлайн-платформе «Живой Журнал». Эмпирический материал изучался с использованием методов контекстуального и медиалингвистического анализа. Установлено, что в рассмотренных текстах образ Китая создается через призму пяти основных аспектов китайской вышивки как уникального вида искусства: известность и мировое признание китайской вышивки; история китайской вышивки; школы и стили вышивания; авторские оценки; оценки адресата. Выявлены языковые средства, создающие представление об этом уникальном виде искусства. Сделан вывод о том, что образ, формируемый через разностороннее описание данного вида китайского искусства, представляет Китай как родину шелка, страну с древними традициями и уникальной культурой.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Юйси Му, Национальный исследовательский Томский государственный университет

аспирантка кафедры русского языка

Наталья Георгиевна Нестерова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка

Библиографические ссылки

Тюленева В.Н., Шушарина И.А. Язык Интернета: характеристика, особенности и влияние на речь // Вестн. Курган. гос. ун-та. 2018. № 1(48). С. 20–25.

Калмыков А.А. Проблема жанрового различения веб-публикаций // Журналист. Соц. коммуникации. 2011. № 2. C. 43–49.

Кузьмина Е.В. К вопросу о жанровом разнообразии текстов интернет-коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2014. № 2. С. 159–165.

Шульга О.А. Основные жанровые разновидности интернет-текстов // Уч. зап. Забайкал. гос. гуманит.-пед. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Филология, история, востоковедение. 2009. № 3. С. 274–276.

Crowston K. Internet Genres // Encyclopedia of Library and Information Sciences. Boca Raton: CRC Press, 2010. P. 2983–2995.

Нестерова Н.Г., Цзюй Ч. Комментарий как форма интерактивного взаимодействия между слушателями радиопрограммы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6(79). С. 559–561. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10239

Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. ст. / отв. ред. О.Г. Филатова. Ч. 1. СПб., 2006. С. 377–389.

王长征, 何钐, 王魁. 网络口碑中追加评论的有用性感知研究 // 管理科学. 2015. № 3. Р. 102–114 [Ван Ч., Хэ Ш., Ван К. Изучение восприятия полезности дополнительных интернет-комментариев // Менеджмент. 2015. № 3. С. 102–114].

Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Уч. зап. Тавр. национ. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Филология. Соц. коммуникации. 2011. Т. 24(63), № 1. Ч. 1. С. 225–237.

Кулажко С.А. Жанры сетевого общения // Медиалингвистика в терминах и понятиях: сл.-справ. / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018. С. 370–373.

Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: моногр. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. 238 с.

Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. 2012. Вып. 4(20). С. 125–131.

Зубков И.Г. Жанр, язык и стиль веб-публикаций. Анализ контентной составляющей интернет-текстов // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 10. С. 21–31. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-21

Лебедько Е.М. Особенности текстов, публикуемых в Интернете // Вестн. Югор. гос. ун-та. 2006. Вып. 4(5). С. 87–88.

Abusa'aleek A.O. Internet Linguistics: A Linguistic Analysis of Electronic Discourse as a New Variety of Language // Int. J. Engl. Linguist. 2015. Vol. 5, № 1. Р. 135–145. DOI: 10.5539/ijel.v5n1p135

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 519 с.

Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2011. 174 с.

Бодрова О.И. Культурологический аспект формирования международного имиджа современного Китая // Приволж. науч. журн. 2013. № 2. С. 164–169.

李和鞠. “ 一带一路”背景下中国传统文化走出去的探究——以刺绣文化为例 // 福建茶叶. 2019. Vol. 41, № 12. P. 217–218 [Ли Х. Исследование традиционной китайской культуры на фоне «Один пояс, один путь» – на примере вышивки // Чай в Фуцзяне. 2019. Т. 41, № 12. С. 217–218].

邓启耀. 中国传统刺绣工艺的多重文化遗产价值 // 重庆三峡学院学报. 2018. Vol. 34, № 1. P. 39–49. [Дэн Ц. Многочисленные ценности культурного наследия традиционных китайских вышивальных ремесел // Журнал Чунцинского Санься колледжа. 2018. Т. 34, № 1. С. 39–49].

张朵朵. “绣”的书写——对中国刺绣艺术的分析 // 文艺研究. 2006. № 12. P. 127–132. [Чжан Д. О вышивании – анализ китайского искусства вышивки // Литература и исследования в области искусства. 2006. № 12. С. 127–132].

Набока Д.Д., Терешкова Н.С. Искусство китайской и русской вышивки // Молодой ученый. 2015. № 19(99). С. 102–104.

Цзюй Ч. Комментарий к блогу как проявление коммуникативного поведения адресата // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов V (XIX) Междунар. конф. молодых ученых (г. Томск, 19–21 апреля 2018 г.). Томск: STT, 2018. С. 108–109.

Загрузки

Опубликован

2022-01-10

Как цитировать

Му, Ю., & Нестерова, Н. Г. (2022). Языковая репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о китайской художественной вышивке. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(6), 75–85. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V144