Страхи как социально-психологический феномен в кинопропаганде холодной войны

Авторы

  • Екатерина Викторовна Просолова Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского https://orcid.org/0000-0003-3937-3851

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V165

Ключевые слова:

идеологическое противостояние СССР и США, государственная пропаганда, антисоветский кинематограф, антиамериканский кинематограф, страхи холодной войны, глобальные угрозы, информационно-психологическая борьба

Аннотация

Рассматриваются роль и место кинопропаганды в формировании специфических страхов в массовом сознании на протяжении холодной войны. Предметом исследования выступают характерные нарративные модели, за счет которых государственная пропаганда СССР и США создавала упрощенное восприятие противника. На основе более 150 фильмов периода 1946–1991 годов предпринимается попытка анализа типичных сюжетных конструкций в кинематографе, создающих, поддерживающих и распространяющих общественные страхи перед врагом. Выделяется четыре вида таких страхов (страх отчуждения, скрытого врага, захвата и ядерной войны), каждый из которых оказал значительное влияние на массовое сознание и стал базисом для развития усложненных моделей пропаганды. Устанавливается прямая взаимосвязь между значимыми внешнеполитическими событиями холодной войны и трансформациями кинопропаганды. Демонстрируется динамика изменения общественного мнения с конца 1940-х по конец 1980-х годов по вопросам, связанным с явными угрозами – ядерной войной, оккупацией, действиями шпионов и диверсантов. Указывается, что активное использование в пропаганде событий первого этапа противостояния СССР и США привело к тому, что изначально небезосновательные страхи населения были закреплены с помощью инструментов влияния, в т. ч. с помощью кинематографа, и просуществовали вплоть до конца XX века. На основе проведенного анализа делается вывод о влиянии страхов в кинопропаганде на процесс стереотипизации и мифологизации мышления. Феномен самовоспроизведения подобного вида идеологического влияния позволяет говорить о его актуальности и на современном этапе российско-американских отношений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Просолова, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

аспирантка кафедры истории России

Библиографические ссылки

Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социол. исследования. 2008. № 1. C. 31–39.

Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 528 с.

Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОССПЭН, 2006. 287 с.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945–1954 гг. М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1999. 261 с.

Немкина Л.Н. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и эффективная технология // Acta Diurna. 2005. № 3. URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold.html (дата обращения: 05.05.2021).

Мирошников С.Н. Становление механизма информационно-психологической войны и «культурной дипломатии» в США в 1946–1956 гг. // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2015. № 5(38). С. 186–194.

Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М.: Информация для всех, 2010. 202 с.

Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2017. 389 c.

Колесникова А.Г. «Бой после победы»: образ врага в советском игровом кино периода холодной войны. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2015. 231 с.

Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С. 98–106.

Добренко Е.А. Американцы в советских фильмах времен холодной войны // Америка: литературные и культурные отображения / под ред. О.Ю. Анцыферовой. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2012. С. 445–468.

Shaw T. Hollywood's Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. 336 p.

Shaw T., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 2010. 301 p.

Strada M., Troper H. Friend or Foe? Russian in American Film and Foreign Policy, 1933–1991. Lanham: Scarecrow Press, 1997. 255 p.

Barson M., Heller S. Red Scared! The Commie Menace in Propaganda and Popular Culture. San Francisco: Chronicle Books, 2001. 160 p.

Keen S. Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco: Harper & Row, 1986. 200 p.

Cinema in the Cold War: Political Projections / еd. by C. Buffet. London: Routledge, 2015. 164 p.

Рябов О.В. «Мистер Джон Ланкастер Пек»: американская маскулинность в советском кинематографе холодной войны (1946–1963) // Женщина в рос. о-ве. 2012. № 4. С. 44–57.

Classen C. Enemies, Spies, and the Bomb // The Cold War: Historiography, Memory, Representation / ed. by K.H. Jarausch, C.F. Ostermann, A. Etges. Berlin: De Gruyter, 2017. P. 152–176.

Willmetts S. In Secrecy’s Shadow: The OSS and CIA in Hollywood Cinema 1941–1979. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016. 307 p.

Kackman M. Citizen Spy: Television, Espionage, and Cold War Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. 278 p.

Nowak L. Images of Nuclear War in US Government Films from the Early Cold War // Understanding the Imaginary War: Culture, Thought and Nuclear Conflict, 1945–90 / ed. by M. Grant, B. Ziemann. Manchester: Manchester University Press, 2016. P. 260–287.

Kozovoi A. ‘More Powerful Than The Day After’: The Cold War and the Making of Dead Man’s Letters (1986) // Hist. J. Film Radio Telev. 2019. Vol. 39, № 1. Р. 168–186. DOI: 10.1080/01439685.2018.1472835

Greiner B. Angst im Kalten Krieg. Bilanz und Ausblick // Angst im Kalten Krieg / hrsg. von B. Greiner, C.T. Müller, D. Walter. Hamburg: Hamburger Edition, 2009. S. 7–34.

Churchill W. The Sinews of Peace (‘Iron Curtain Speech’). Westminster College, Fulton, Missouri. March 5, 1946. URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace/ (дата обращения: 30.06.2021).

Страх // Antinazi. Энциклопедия социологии. 2009. URL: https://endic.ru/enc_sociology/Strah-3173.html (дата обращения: 25.05.2021).

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. М.: ТД Алгоритм, 2015. 640 с.

Strunk M. The Quarter’s Polls // Public Opin. Q. 1951. Vol. 15, № 1. Р. 167–179.

XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. II. М.: Госполитиздат, 1962. 608 c.

Программа Коммунистической партии Советского Союза [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Т. III. М.: Госполитиздат, 1962. С. 229–335.

Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / отв. ред. Ю.А. Левада. М.: Мировой океан, 1993. 300 с.

Полынов М.Ф. Отношения с США во внешней политике М.С. Горбачева в годы Перестройки. 1985–1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 2(39). С. 14–21.

Березин О. Решения должны быть законными, но эффективными: кинотеатры в эпоху перестройки // Искусство кино. 29.10.2019. URL: https://kinoart.ru/texts/resheniya-dolzhny-byt-zakonnymi-no-effektivnymi-kinoteatry-v-epohu-perestroyki (дата обращения: 25.06.2021).

Richman A. Changing American Attitudes Toward the Soviet Union // Public Opin. Q. 1991. Vol. 55, № 1. P. 135–148. DOI: 10.1086/269246

References

Kozyrev G.I. “Vrag” i “obraz vraga” v obshchestvennykh i politicheskikh otnosheniyakh [The “Enemy” and the “Image of the Enemy” in Social and Political Relations]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2008, no. 1, pp. 31–39.

Pocheptsov G.G. Psikhologicheskie voyny [Psychological Warfare]. Moscow, 2000. 528 p.

Senyavskaya E.S. Protivniki Rossii v voynakh XX veka: Evolyutsiya “obraza vraga” v soznanii armii i obshchestva [Russia’s Opponents in 20th-Century Wars: Evolution of the “Image of the Enemy” in the Minds of the Army and Society]. Moscow, 2006. 287 p.

Fateev A.V. Obraz vraga v sovetskoy propagande. 1945–1954 gg. [The Image of the Enemy in Soviet Propaganda. 1945–1954]. Moscow, 1999. 261 p.

Nemkina L.N. Sovetskaya propaganda perioda “kholodnoy voyny”: metodologiya i effektivnaya tekhnologiya [Soviet Propaganda of the Cold War Period: Methodology and Efficient Technology]. Acta Diurna, 2005, no. 3. Available at: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold.html (accessed: 5 May 2021).

Miroshnikov S.N. Stanovlenie mekhanizma informatsionno-psikhologicheskoy voyny i “kul’turnoy diplomatii” v SShA v 1946–1956 gg. [Cultural Diplomacy of the USA and Eastern Europe in 1947–1956]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 5, pp. 186–194.

Fedorov A.V. Transformatsii obraza Rossii na zapadnom ekrane: ot epokhi ideologicheskoy konfrontatsii (1946–1991) do sovremennogo etapa (1992–2010) [Transformations of the Image of Russia on the Western Screen: From the Era of Ideological Confrontation (1946–1991) to the Present Stage (1992–2010)]. Moscow, 2010. 202 p.

Fedorov A.V. Otrazheniya: Zapad o Rossii / Rossiya o Zapade. Kinoobrazy stran i lyudey [Reflections: The West About Russia / Russia About the West. Film Images of Countries and People]. Moscow, 2017. 389 p.

Kolesnikova A.G. “Boy posle pobedy”: obraz vraga v sovetskom igrovom kino perioda kholodnoy voyny [“A Fight After Victory”: The Image of the Enemy in Soviet Feature Films of the Cold War Period]. Moscow, 2015. 231 p.

Turovskaya M.I. Fil’my “kholodnoy voyny” [Films of the Cold War Period]. Iskusstvo kino, 1996, no. 9, pp. 98–106.

Dobrenko E.A. Amerikantsy v sovetskikh fil’makh vremen kholodnoy voyny [Americans in Soviet Films of the Cold War Period]. Amerika: literaturnye i kul’turnye otobrazheniya [America: Literary and Cultural Reflections]. Ivanovo, 2012, pp. 445–468.

Shaw T. Hollywood’s Cold War. Edinburgh, 2007. 336 p.

Shaw T., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. Lawrence, 2010. 301 p.

Strada M., Troper H. Friend or Foe? Russian in American Film and Foreign Policy, 1933–1991. Lanham, 1997. 255 p.

Barson M., Heller S. Red Scared! The Commie Menace in Propaganda and Popular Culture. San Francisco, 2001. 160 p.

Keen S. Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco, 1986. 200 p.

Buffet C. (ed.). Cinema in the Cold War: Political Projections. London, 2015. 164 p.

Ryabov O.V. “Mister Dzhon Lankaster Pek”: amerikanskaya maskulinnost’ v sovetskom kinematografe kholodnoy voyny (1946–1963) [“Mister John Lancaster Peck”: American Masculinity in Soviet Cold War Films (1946–1963)]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 2012, no. 4, pp. 44–57.

Classen C. Enemies, Spies, and the Bomb. Jarausch K.H., Ostermann C.F., Etges A. (eds.). The Cold War: Historiography, Memory, Representation. Berlin, 2017, pp. 152–176.

Willmetts S. In Secrecy’s Shadow: The OSS and CIA in Hollywood Cinema 1941–1979. Edinburgh, 2016. 307 p.

Kackman M. Citizen Spy: Television, Espionage, and Cold War Culture. Minneapolis, 2005. 278 p.

Nowak L. Images of Nuclear War in US Government Films from the Early Cold War. Grant M., Ziemann B. (eds.). Understanding the Imaginary War: Culture, Thought and Nuclear Conflict, 1945–90. Manchester, 2016, pp. 260–287.

Kozovoi A. ‘More Powerful Than The Day After’: The Cold War and the Making of Dead Man’s Letters (1986). Hist. J. Film Radio Telev., 2019, vol. 39, no. 1, pp. 168–186. DOI: 10.1080/01439685.2018.1472835

Greiner B. Angst im Kalten Krieg. Bilanz und Ausblick. Greiner B., Müller C.T., Walter D. (eds.). Angst im Kalten Krieg. Hamburg, 2009, pp. 7–34.

Churchill W. The Sinews of Peace (‘Iron Curtain Speech’). Westminster College, Fulton, Missouri. March 5, 1946. Available at: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace/ (accessed: 30 June 2021).

Fear. Antinazi. Encyclopaedia of Sociology. 2009. Available at: https://endic.ru/enc_sociology/Strah-3173.html (accessed: 25 May 2021). (in Russ.)

Kara-Murza S.G. Manipulyatsiya soznaniem. Vek XXI [Mind Control. 21st Century]. Moscow, 2015. 640 p.

Strunk M. The Quarter’s Polls. Public Opin. Q., 1951, vol. 15, no. 1, pp. 167–179.

XXII s”ezd Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza, 17–31 oktyabrya 1961 goda. Stenograficheskiy otchet [The 22nd Congress of the Communist Party of the Soviet Union, 17–31 October 1961. Stenographic Report]. Vol. 2. Moscow, 1962. 608 p.

Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza (1961 g.) [Programme of the Communist Party of the Soviet Union (Year 1961)]. XXII s”ezd Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza, 17–31 oktyabrya 1961 goda. Stenograficheskiy otchet [The 22nd Congress of the Communist Party of the Soviet Union, 17–31 October 1961. Stenographic Report]. Vol. 3. Moscow, 1962, pp. 229–335.

Levada Yu.A. (ed.). Sovetskiy prostoy chelovek: Opyt sotsial’nogo portreta na rubezhe 90-kh [The Soviet Common Man: A Social Portrait at the Turn of the 1990s]. Moscow, 1993. 300 p.

Polynov M.F. Otnosheniya s SShA vo vneshney politike M.S. Gorbacheva v gody Perestroyki. 1985–1991 gg. [Relations with the USA in M.S. Gorbachev’s Foreign Policy During Perestroika. 1985–1991]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 2016, no. 2, pp. 14–21.

Berezin O. Resheniya dolzhny byt’ zakonnymi, no effektivnymi: kinoteatry v epokhu perestroyki [Decisions Must Be Legal, but Effective: Cinemas in the Era of Perestroika]. Iskusstvo kino, 29 October 2019. Available at: https://kinoart.ru/texts/resheniya-dolzhny-byt-zakonnymi-no-effektivnymi-kinoteatry-v-epohu-perestroyki (accessed: 25 June 2021).

Richman A. Changing American Attitudes Toward the Soviet Union. Public Opin. Q., 1991, vol. 55, no. 1, pp. 135–148. DOI: 10.1086/269246

Загрузки

Опубликован

2022-04-02

Как цитировать

Просолова, Е. В. (2022). Страхи как социально-психологический феномен в кинопропаганде холодной войны. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(2), 48–58. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V165