Жанрово-видовые характеристики англоязычной исследовательской статьи: анализ содержательной макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение»

Авторы

  • Елена Вячеславовна Вахтерова Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко https://orcid.org/0000-0001-8407-5808

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V168

Ключевые слова:

англоязычный академический дискурс, англоязычная исследовательская статья, медицинская статья, лингвистическая статья, жанрово-видовые признаки, содержательная макроструктура, раздел «Результаты», раздел «Обсуждение»

Аннотация

Данная работа посвящена изучению исследовательской статьи как внутрижанрового вида научной статьи. Приводятся различные подходы к определению данного жанра: лингвоэпистемический, коммуникативно-дискурсивный, жанрово-стилистический, лингвокультурный и лингводидактический. Автор предлагает дифференцировать исследовательскую статью в ряду других внутрижанровых видов научной статьи по следующим признакам: доминирующая коммуникативная цель, предмет текста, степень полноты репрезентации предмета, стандартизованная структура, канал распространения и объем. Исследовательская статья определяется автором как жанровый вид научной статьи, обладающий стандартизованными структурой и объемом, полностью представляющий ход и результаты оригинального исследования для информирования о нем академического сообщества. Цель работы – выявление и описание вербальных и невербальных средств реализации макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение» в исследовательских статьях в русле жанрово-дискурсивного анализа. Материалом послужили англоязычные исследовательские статьи в медицинских и лингвистических журналах. Проведенный анализ позволил установить компоненты типичной содержательной макроструктуры разделов «Результаты» (презентация результатов исследования, объяснение результатов, сравнение результатов с гипотезой, сопоставление результатов между собой) и «Обсуждение» (обобщение результатов, объяснение / интерпретирование / оценивание результатов, сравнение с результатами других исследований) в англоязычной исследовательской статье, а также описать основные лингводискурсивные средства реализации данной макроструктуры. В ходе анализа были обнаружены определенные общие черты медицинских и лингвистических статей, которые определяют жанрово-видовую универсальность исследовательской статьи: сочетание вербальных и визуально-графических средств для репрезентации результатов, детальная экспликация полученных данных и интерпретация результатов, а также рассмотрение собственных результатов на фоне подобных, представленных другими исследователями. Таким образом, настоящая работа позволяет расширить представление о норме письменного модуса англоязычного академического дискурса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Вячеславовна Вахтерова, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

старший преподаватель кафедры английской филологии

Библиографические ссылки

Попова Т.П. Некоторые особенности академического дискурса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 7(102). С. 85–91.

Хутыз И.П. Особенности конструирования академического дискурса: ориентация на читателя / автора // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2015. № 1. С. 77–82.

Swales J.М. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: CUP, 1990. 288 p.

Bhatia V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. London: Longman, 1993. 246 p.

Кегеян С.Э., Кресова Н.С., Сиганова В.В. Основные жанры научного дискурса // Соврем. наука: актуал. проблемы теории и практики. Сер.: Гуманит. науки. 2019. № 11. С. 136–139.

Чернявская В.Е. Научно-исследовательская статья как вербализация нового научного результата (на материале лингвистики) // Жанры речи. 2016. № 1. С. 56–64. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-1-13-56-64

Хомутова Т.Н. Научный текст: интегральный подход. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. 333 с.

Галанова О.А. Жанр научной статьи как форма культуры // Медицина и образование в Сибири. 2013. № 6. C. 12. URL: https://mos.ngmu.ru/article/pdf.php?id=1182 (дата обращения: 19.11.2021).

Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. Harlow: Longman, 2000. 211 p.

Бурмакина Н.Г., Куликова Л.В. Академический дискурс: Институциональность, стиль, жанры. М.: ЛЕНАНД, 2019. 200 с.

Троянская Е.С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей // Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука, 1984. С. 16–27.

Баженова Е.А., Котюрова М.П. Жанры научной литературы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 57–67.

Архипова Е.И., Казакова О.А. Сопоставительный анализ жанра научной статьи в русском и английском языках: постановка проблемы // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Ч. 2. Томск: Нац. исслед. Томск. политехн. ун-т, 2012. С. 223–226.

Стеблецова А.О. Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX–XXI вв.: эволюция направлений и концепций // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 5. С. 5–13. DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.5.1

Кузьменко П.Б. Структурно-содержательная организация гуманитарного научного текста на английском языке (на материале публикаций по лингвистике): дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2020. 208 с.

Торубарова И.И., Стеблецова А.О. Научная медицинская статья: проявления национальной специфики в универсальном жанре академического дискурса // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2020. № 4(67). С. 145–153. DOI: 10.26456/vtfilol/2020.4.145

Hirano E. Research Article Introductions in English for Specific Purposes: A Comparison Between Brazilian Portuguese and English // Engl. Specif. Purp. 2009. Vol. 28, № 4. Р. 240–250. DOI: 10.1016/j.esp.2009.02.001

Martín-Martín P. A Genre Analysis of English and Spanish Research Paper Abstracts in Experimental Social Sciences // Engl. Specif. Purp. 2003. Vol. 22, № 1. Р. 25–43. DOI: 10.1016/S0889-4906(01)00033-3

Короткина И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации // Науч. редактор и издатель. 2017. Т. 2, № 1. С. 8–13. DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13

Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. Upper Saddle River: Pearson Prentice Hall, 2006. 70 р.

Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. С. 259–336.

Хомутова Т.Н., Силкина О.М. Макроструктура научной аннотации // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2018. Т. 15, № 4. С. 21–30. DOI: 10.14529/ling180404

Weissberg R., Buker S. Writing Up Research: Experimental Research Report Writing for Students of English. Englewood Cliffs: Prentice Hall Regents, 1990. 202 р.

Hopkins A., Dudley-Evans T. A Genre-Based Investigation of the Discussion Section in Articles and Dissertations // Engl. Specif. Purp. 1988. Vol. 7, № 2. Р. 113–121. DOI: 10.1016/0889-4906(88)90029-4

Swales J.M., Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students: Commentary: A Course for Nonnative Speakers of English. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1994. 117 р.

Хутыз И.П. Средства диалогизации академического дискурса на русском и английском языках // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. науч. журн. 2020. № 1(59). С. 41–55. URL: http://tverlingua.ru/ (дата обращения: 19.11.2021).

References

Popova T.P. Nekotorye osobennosti akademicheskogo diskursa [Some Peculiarities of the Academic Discourse]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 7, pp. 85–91.

Khutyz I.P. Osobennosti konstruirovaniya akademicheskogo diskursa: orientatsiya na chitatelya / avtora [Features of the Academic Discourse Designing: Orientation to the Reader/Author]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2015, no. 1, pp. 77–82.

Swales J.M. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge, 1990. 288 p.

Bhatia V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. London, 1993. 246 p.

Kegeyan S.E., Kresova N.S., Siganova V.V. Osnovnye zhanry nauchnogo diskursa [The Main Genres of Scientific Discourse]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2019, no. 11, pp. 136–139.

Chernyavskaya V.E. Nauchno-issledovatel’skaya stat’ya kak verbalizatsiya novogo nauchnogo rezul’tata (na materiale lingvistiki) [Scientific Result in Research Paper in Linguistics]. Zhanry rechi, 2016, no. 1, pp. 56–64. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-1-13-56-64

Khomutova T.N. Nauchnyy tekst: integral’nyy podkhod [Scientific Text: An Integral Approach]. Chelyabinsk, 2010. 333 p.

Galanova O.A. Zhanr nauchnoy stat’i kak forma kul’tury [Genre of Scientific Article as Culture Form]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri, 2013, no. 6. Art. no. 12. Available at: https://mos.ngmu.ru/article/pdf.php?id=1182 (accessed: 19 November 2021).

Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. Harlow, 2000. 211 p.

Burmakina N.G., Kulikova L.V. Akademicheskiy diskurs: Institutsional’nost’, stil’, zhanry [Academic Discourse: Institutionality, Style, Genres]. Moscow, 2019. 200 p.

Troyanskaya E.S. Polevaya struktura nauchnogo stilya i ego zhanrovykh raznovidnostey [Field Structure of the Scientific Style and Its Genre Varieties]. Obshchie i chastnye problemy funktsional’nykh stiley [General and Specific Issues of Functional Styles]. Moscow, 1984, pp. 16–27.

Bazhenova E.A., Kotyurova M.P. Zhanry nauchnoy literatury [Genres of Scientific Literature]. Kozhina M.N. (ed.). Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyka [Stylistic Encyclopaedic Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 2006, pp. 57–67.

Arkhipova E.I., Kazakova O.A. Sopostavitel’nyy analiz zhanra nauchnoy stat’i v russkom i angliyskom yazykakh: postanovka problemy [Comparative Analysis of the Genre of the Scientific Article in Russian and English: Problem Statement]. Kommunikativnye aspekty yazyka i kul’tury [Communicative Aspects of Language and Culture]. Pt. 2. Tomsk, 2012, pp. 223–226.

Stebletsova A.O. Akademicheskiy diskurs v zapadnykh issledovaniyakh na rubezhe XX–XXI vv.: evolyutsiya napravleniy i kontseptsiy [Academic Discourse in Western Research at the Turn of the 21st Century: Evolution of Approaches and Concepts]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2: Yazykoznanie, 2020, vol. 19, no. 5, pp. 5–13. DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.5.1

Kuz’menko P.B. Strukturno-soderzhatel’naya organizatsiya gumanitarnogo nauchnogo teksta na angliyskom yazyke (na materiale publikatsiy po lingvistike) [Structural and Content Organization of an Academic Text in English (Based on Publications in Linguistics): Diss.]. Voronezh, 2020. 208 p.

Torubarova I.I., Stebletsova A.O. Nauchnaya meditsinskaya stat’ya: proyavleniya natsional’noy spetsifiki v universal’nom zhanre akademicheskogo diskursa [Medical Research Article: National Indicators in the Universal Genre of Academic Discourse]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiya, 2020, no. 4, pp. 145–153. DOI: 10.26456/vtfilol/2020.4.145

Hirano E. Research Article Introductions in English for Specific Purposes: A Comparison Between Brazilian Portuguese and English. Engl. Specif. Purp., 2009, vol. 28, no. 4, pp. 240–250. DOI: 10.1016/j.esp.2009.02.001

Martín-Martín P. A Genre Analysis of English and Spanish Research Paper Abstracts in Experimental Social Sciences. Engl. Specif. Purp., 2003, vol. 22, no. 1, pp. 25–43. DOI: 10.1016/S0889-4906(01)00033-3

Korotkina I.B. Academic Literacy and Methods of Global Scientific Communication. Sci. Ed. Publ., 2017, vol. 2, no. 1, pp. 8–13 (in Russ.). DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13

Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. Upper Saddle River, 2006. 70 p.

van Dijk T. Voprosy pragmatiki teksta [Questions of Text Pragmatics]. Novoe v zarubezhnoy lingvistike. Vyp. VIII. Lingvistika teksta [New Findings in Foreign Linguistics. Iss. 8. Text Linguistics]. Moscow, 1978, pp. 259–336.

Khomutova T.N., Silkina O.M. Makrostruktura nauchnoy annotatsii [The Macrostructure of a Scientific Abstract]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Lingvistika, 2018, vol. 15, no. 4, pp. 21–30. DOI: 10.14529/ling180404

Weissberg R., Buker S. Writing Up Research: Experimental Research Report Writing for Students of English. Englewood Cliffs, 1990. 202 p.

Hopkins A., Dudley-Evans T. A Genre-Based Investigation of the Discussion Section in Articles and Dissertations. Engl. Specif. Purp., 1988, vol. 7, no. 2, pp. 113–121. DOI: 10.1016/0889-4906(88)90029-4

Swales J.M., Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students: Commentary: A Course for Nonnative Speakers of English. Ann Arbor, 1994. 117 p.

Khutyz I.P. Sredstva dialogizatsii akademicheskogo diskursa na russkom i angliyskom yazykakh [Dialogicity Means in Academic Discourse in English and Russian]. Mir lingvistiki i kommunikatsii: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2020, no. 1, pp. 41–55. Available at: http://tverlingua.ru/ (accessed: 19 November 2021).

Загрузки

Опубликован

2022-04-05

Как цитировать

Вахтерова, Е. В. (2022). Жанрово-видовые характеристики англоязычной исследовательской статьи: анализ содержательной макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение». Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(2), 78–86. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V168