Жанрово-видовые характеристики англоязычной исследовательской статьи: анализ содержательной макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение»
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V168Ключевые слова:
англоязычный академический дискурс, англоязычная исследовательская статья, медицинская статья, лингвистическая статья, жанрово-видовые признаки, содержательная макроструктура, раздел «Результаты», раздел «Обсуждение»Аннотация
Данная работа посвящена изучению исследовательской статьи как внутрижанрового вида научной статьи. Приводятся различные подходы к определению данного жанра: лингвоэпистемический, коммуникативно-дискурсивный, жанрово-стилистический, лингвокультурный и лингводидактический. Автор предлагает дифференцировать исследовательскую статью в ряду других внутрижанровых видов научной статьи по следующим признакам: доминирующая коммуникативная цель, предмет текста, степень полноты репрезентации предмета, стандартизованная структура, канал распространения и объем. Исследовательская статья определяется автором как жанровый вид научной статьи, обладающий стандартизованными структурой и объемом, полностью представляющий ход и результаты оригинального исследования для информирования о нем академического сообщества. Цель работы – выявление и описание вербальных и невербальных средств реализации макроструктуры разделов «Результаты» и «Обсуждение» в исследовательских статьях в русле жанрово-дискурсивного анализа. Материалом послужили англоязычные исследовательские статьи в медицинских и лингвистических журналах. Проведенный анализ позволил установить компоненты типичной содержательной макроструктуры разделов «Результаты» (презентация результатов исследования, объяснение результатов, сравнение результатов с гипотезой, сопоставление результатов между собой) и «Обсуждение» (обобщение результатов, объяснение / интерпретирование / оценивание результатов, сравнение с результатами других исследований) в англоязычной исследовательской статье, а также описать основные лингводискурсивные средства реализации данной макроструктуры. В ходе анализа были обнаружены определенные общие черты медицинских и лингвистических статей, которые определяют жанрово-видовую универсальность исследовательской статьи: сочетание вербальных и визуально-графических средств для репрезентации результатов, детальная экспликация полученных данных и интерпретация результатов, а также рассмотрение собственных результатов на фоне подобных, представленных другими исследователями. Таким образом, настоящая работа позволяет расширить представление о норме письменного модуса англоязычного академического дискурса.
Скачивания
Библиографические ссылки
Попова Т.П. Некоторые особенности академического дискурса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 7(102). С. 85–91.
Хутыз И.П. Особенности конструирования академического дискурса: ориентация на читателя / автора // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2015. № 1. С. 77–82.
Swales J.М. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: CUP, 1990. 288 p.
Bhatia V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. London: Longman, 1993. 246 p.
Кегеян С.Э., Кресова Н.С., Сиганова В.В. Основные жанры научного дискурса // Соврем. наука: актуал. проблемы теории и практики. Сер.: Гуманит. науки. 2019. № 11. С. 136–139.
Чернявская В.Е. Научно-исследовательская статья как вербализация нового научного результата (на материале лингвистики) // Жанры речи. 2016. № 1. С. 56–64. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-1-13-56-64
Хомутова Т.Н. Научный текст: интегральный подход. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. 333 с.
Галанова О.А. Жанр научной статьи как форма культуры // Медицина и образование в Сибири. 2013. № 6. C. 12. URL: https://mos.ngmu.ru/article/pdf.php?id=1182 (дата обращения: 19.11.2021).
Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. Harlow: Longman, 2000. 211 p.
Бурмакина Н.Г., Куликова Л.В. Академический дискурс: Институциональность, стиль, жанры. М.: ЛЕНАНД, 2019. 200 с.
Троянская Е.С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей // Общие и частные проблемы функциональных стилей. М.: Наука, 1984. С. 16–27.
Баженова Е.А., Котюрова М.П. Жанры научной литературы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 57–67.
Архипова Е.И., Казакова О.А. Сопоставительный анализ жанра научной статьи в русском и английском языках: постановка проблемы // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. Ч. 2. Томск: Нац. исслед. Томск. политехн. ун-т, 2012. С. 223–226.
Стеблецова А.О. Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX–XXI вв.: эволюция направлений и концепций // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2020. Т. 19, № 5. С. 5–13. DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.5.1
Кузьменко П.Б. Структурно-содержательная организация гуманитарного научного текста на английском языке (на материале публикаций по лингвистике): дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2020. 208 с.
Торубарова И.И., Стеблецова А.О. Научная медицинская статья: проявления национальной специфики в универсальном жанре академического дискурса // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2020. № 4(67). С. 145–153. DOI: 10.26456/vtfilol/2020.4.145
Hirano E. Research Article Introductions in English for Specific Purposes: A Comparison Between Brazilian Portuguese and English // Engl. Specif. Purp. 2009. Vol. 28, № 4. Р. 240–250. DOI: 10.1016/j.esp.2009.02.001
Martín-Martín P. A Genre Analysis of English and Spanish Research Paper Abstracts in Experimental Social Sciences // Engl. Specif. Purp. 2003. Vol. 22, № 1. Р. 25–43. DOI: 10.1016/S0889-4906(01)00033-3
Короткина И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации // Науч. редактор и издатель. 2017. Т. 2, № 1. С. 8–13. DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13
Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. Upper Saddle River: Pearson Prentice Hall, 2006. 70 р.
Дейк Т.А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. С. 259–336.
Хомутова Т.Н., Силкина О.М. Макроструктура научной аннотации // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2018. Т. 15, № 4. С. 21–30. DOI: 10.14529/ling180404
Weissberg R., Buker S. Writing Up Research: Experimental Research Report Writing for Students of English. Englewood Cliffs: Prentice Hall Regents, 1990. 202 р.
Hopkins A., Dudley-Evans T. A Genre-Based Investigation of the Discussion Section in Articles and Dissertations // Engl. Specif. Purp. 1988. Vol. 7, № 2. Р. 113–121. DOI: 10.1016/0889-4906(88)90029-4
Swales J.M., Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students: Commentary: A Course for Nonnative Speakers of English. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1994. 117 р.
Хутыз И.П. Средства диалогизации академического дискурса на русском и английском языках // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. науч. журн. 2020. № 1(59). С. 41–55. URL: http://tverlingua.ru/ (дата обращения: 19.11.2021).
References
Popova T.P. Nekotorye osobennosti akademicheskogo diskursa [Some Peculiarities of the Academic Discourse]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 7, pp. 85–91.
Khutyz I.P. Osobennosti konstruirovaniya akademicheskogo diskursa: orientatsiya na chitatelya / avtora [Features of the Academic Discourse Designing: Orientation to the Reader/Author]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2015, no. 1, pp. 77–82.
Swales J.M. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge, 1990. 288 p.
Bhatia V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. London, 1993. 246 p.
Kegeyan S.E., Kresova N.S., Siganova V.V. Osnovnye zhanry nauchnogo diskursa [The Main Genres of Scientific Discourse]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2019, no. 11, pp. 136–139.
Chernyavskaya V.E. Nauchno-issledovatel’skaya stat’ya kak verbalizatsiya novogo nauchnogo rezul’tata (na materiale lingvistiki) [Scientific Result in Research Paper in Linguistics]. Zhanry rechi, 2016, no. 1, pp. 56–64. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-1-13-56-64
Khomutova T.N. Nauchnyy tekst: integral’nyy podkhod [Scientific Text: An Integral Approach]. Chelyabinsk, 2010. 333 p.
Galanova O.A. Zhanr nauchnoy stat’i kak forma kul’tury [Genre of Scientific Article as Culture Form]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri, 2013, no. 6. Art. no. 12. Available at: https://mos.ngmu.ru/article/pdf.php?id=1182 (accessed: 19 November 2021).
Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. Harlow, 2000. 211 p.
Burmakina N.G., Kulikova L.V. Akademicheskiy diskurs: Institutsional’nost’, stil’, zhanry [Academic Discourse: Institutionality, Style, Genres]. Moscow, 2019. 200 p.
Troyanskaya E.S. Polevaya struktura nauchnogo stilya i ego zhanrovykh raznovidnostey [Field Structure of the Scientific Style and Its Genre Varieties]. Obshchie i chastnye problemy funktsional’nykh stiley [General and Specific Issues of Functional Styles]. Moscow, 1984, pp. 16–27.
Bazhenova E.A., Kotyurova M.P. Zhanry nauchnoy literatury [Genres of Scientific Literature]. Kozhina M.N. (ed.). Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyka [Stylistic Encyclopaedic Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 2006, pp. 57–67.
Arkhipova E.I., Kazakova O.A. Sopostavitel’nyy analiz zhanra nauchnoy stat’i v russkom i angliyskom yazykakh: postanovka problemy [Comparative Analysis of the Genre of the Scientific Article in Russian and English: Problem Statement]. Kommunikativnye aspekty yazyka i kul’tury [Communicative Aspects of Language and Culture]. Pt. 2. Tomsk, 2012, pp. 223–226.
Stebletsova A.O. Akademicheskiy diskurs v zapadnykh issledovaniyakh na rubezhe XX–XXI vv.: evolyutsiya napravleniy i kontseptsiy [Academic Discourse in Western Research at the Turn of the 21st Century: Evolution of Approaches and Concepts]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2: Yazykoznanie, 2020, vol. 19, no. 5, pp. 5–13. DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.5.1
Kuz’menko P.B. Strukturno-soderzhatel’naya organizatsiya gumanitarnogo nauchnogo teksta na angliyskom yazyke (na materiale publikatsiy po lingvistike) [Structural and Content Organization of an Academic Text in English (Based on Publications in Linguistics): Diss.]. Voronezh, 2020. 208 p.
Torubarova I.I., Stebletsova A.O. Nauchnaya meditsinskaya stat’ya: proyavleniya natsional’noy spetsifiki v universal’nom zhanre akademicheskogo diskursa [Medical Research Article: National Indicators in the Universal Genre of Academic Discourse]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiya, 2020, no. 4, pp. 145–153. DOI: 10.26456/vtfilol/2020.4.145
Hirano E. Research Article Introductions in English for Specific Purposes: A Comparison Between Brazilian Portuguese and English. Engl. Specif. Purp., 2009, vol. 28, no. 4, pp. 240–250. DOI: 10.1016/j.esp.2009.02.001
Martín-Martín P. A Genre Analysis of English and Spanish Research Paper Abstracts in Experimental Social Sciences. Engl. Specif. Purp., 2003, vol. 22, no. 1, pp. 25–43. DOI: 10.1016/S0889-4906(01)00033-3
Korotkina I.B. Academic Literacy and Methods of Global Scientific Communication. Sci. Ed. Publ., 2017, vol. 2, no. 1, pp. 8–13 (in Russ.). DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13
Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. Upper Saddle River, 2006. 70 p.
van Dijk T. Voprosy pragmatiki teksta [Questions of Text Pragmatics]. Novoe v zarubezhnoy lingvistike. Vyp. VIII. Lingvistika teksta [New Findings in Foreign Linguistics. Iss. 8. Text Linguistics]. Moscow, 1978, pp. 259–336.
Khomutova T.N., Silkina O.M. Makrostruktura nauchnoy annotatsii [The Macrostructure of a Scientific Abstract]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Lingvistika, 2018, vol. 15, no. 4, pp. 21–30. DOI: 10.14529/ling180404
Weissberg R., Buker S. Writing Up Research: Experimental Research Report Writing for Students of English. Englewood Cliffs, 1990. 202 p.
Hopkins A., Dudley-Evans T. A Genre-Based Investigation of the Discussion Section in Articles and Dissertations. Engl. Specif. Purp., 1988, vol. 7, no. 2, pp. 113–121. DOI: 10.1016/0889-4906(88)90029-4
Swales J.M., Feak C.B. Academic Writing for Graduate Students: Commentary: A Course for Nonnative Speakers of English. Ann Arbor, 1994. 117 p.
Khutyz I.P. Sredstva dialogizatsii akademicheskogo diskursa na russkom i angliyskom yazykakh [Dialogicity Means in Academic Discourse in English and Russian]. Mir lingvistiki i kommunikatsii: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2020, no. 1, pp. 41–55. Available at: http://tverlingua.ru/ (accessed: 19 November 2021).