Роль архаичности в сознании религиозных экстремистов: социально-философский анализ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V184

Ключевые слова:

архаичное сознание, религиозное сознание, священное, религиозный экстремизм, насилие, жертвенность, групповое мышление, мифологичность

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли архаичности в сознании религиозных экстремистов и специфики ее проявления в социальных практиках. Религиозный экстремизм является социальный феноменом, отражающим стремление к радикальному изменению социально-политического устройства на основе религиозных идей с применением или угрозой насилия. Также данным понятием идентифицируются действия, угрожающие сложившемуся социально-политическому устройству на конкретном историческом этапе и апеллирующие к священному. Религиозные убеждения в экстремистской деятельности являются второстепенными относительно политической основы, а архаичность превалирует в религиозном сознании участников. Это позволяет при минимальной разработанности религиозных положений идеологии направлять максимальные ресурсы на социально-политическую активность. Акцент делается на мифологичности: используются мифы о золотом веке и героях, вождях, которые страдают и погибают на пути его восстановления. Автор выявляет следующие архаичные элементы религиозного сознания экстремистов: персонификация окружающего мира, приемлемость насилия, жертвенность, убежденность в особой роли вождя и непосредственном участии священного, в возможности повлиять на объективные процессы. Архаичность религиозности способствует развитию группового мышления. Оно основывается на радикализованной позиции «свои-враги», противопоставлении объективной социальной реальности (как ложной) и сконструированной реальности (как истинной) и укрепляется ограниченностью критического мышления и социальной изоляцией. Религиозные экстремисты позиционируют себя как истинно верующих, которые своими действиями поддерживают миропорядок и способствуют победе добра над злом. Центральное место в экстремистской идеологии занимает священное. Оно выступает актором, способным участвовать в коммуникации и осуществлять социальный контроль, применять наказания, а также делегировать свои полномочия. Религиозные экстремисты считают свои поступки и идеи боговдохновенными, а насилие – действенным безальтернативным методом. Посредством подмены одних смыслов сведений, аналогий другими – радикализованными, альтернативной интерпретации религиозных положений формируются убеждения в религиозном превосходстве и исключительности, а политические действия отождествляются с выполнением религиозных предписаний.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Владимировна Излученко, Сибирский федеральный университет

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: дис. … канд. филос. наук. Воронеж: ВГАСУ, 2009. 178 c.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Акад. проект, 2012. 854 с.

Шахбанова М.М. Религиозность и религиозное поведение: теоретико-методологические подходы исследования // Caucasian Science Bridge. 2020. Vol. 3, № 1(7). Р. 29–41.

Степанова Е.А. Постсекулярная религиозность: индивид versus институт // Религиоведение. 2015. № 3. С. 56–65.

Колякина Е.А. Определение сущности понятия «религиозность» // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Соц. работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 3. С. 51–55.

Бреская О.Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социол. исследования. 2011. № 12. С. 77–87.

Яблоков И.Н. Религиозное сознание: специфика, уровни, репрезентации // Вопр. философии. 2018. № 2. С. 46–55.

Amit S., Barua L., Kafy A.A. Countering Violent Extremism Using Social Media and Preventing Implementable Strategies for Bangladesh // Heliyon. 2021. Vol. 7, № 5. Art. № e07121. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07121

Следзевский И.В. Десекуляризация мирового сообщества как источник напряженности в международных отношениях и мировой политике // Контуры глобал. трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 4. С. 30–45. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-30-45

Pretus C., Hamid N., Sheikh H., Ginges J., Tobeña A., Davis R., Vilarroya O., Atran S. Neural and Behavioral Correlates of Sacred Values and Vulnerability to Violent Extremism // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. Art. № 2462. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02462

Лейбович О.Л. Архаичные практики в современной культуре // Культур. код. 2018. № 1. С. 40–45.

Davydov S. The Chief and His Sacral Power // Wisdom. 2016. Vol. 6, № 1. P. 72–78. DOI: 10.24234/wisdom. v1i6.64

Метлицкая З.Ю. Генри Мор как критик «харизматической» религиозности // Философия религии: аналит. исследования. 2020. Т. 4, № 1. С. 27–41. DOI: 10.21146/2587-683X-2020-4-1-27-41

Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

Llorent-Bedmar V., Cobano-Delgado Palma V.C., Navarro-Granados M. Islamic Religion Teacher Training in Spain: Implications for Preventing Islamic-Inspired Violent Radicalism // Teach. Teach. Educ. 2020. Vol. 95. Art. № 103138. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103138

Arvisais O., Bruyère M.-H., Chamsine C., Mahhou M.А. The Educational Intentions of the Islamic State Through Its Textbooks // Int. J. Educ. Dev. 2021. Vol. 87. Art. № 102506. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102506

References

Akhromeeva Yu.V. Sotsiokul’turnye osnovy religioznogo ekstremizma [Sociocultural Foundations of Religious Extremism: Diss.]. Voronezh, 2009. 178 p.

Tokarev S.A. Rannie formy religii [Early Forms of Religion]. Moscow, 1990. 622 p.

Frazer J.G. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion. London, 1923 (Russ. ed.: Frezer Dzh.Dzh. Zolotaya vetv’: Issledovanie magii i religii. Moscow, 2012. 854 p.).

Shakhbanova M.M. Religiosity and Religious Behavior: Theoretical and Methodological Approaches of Research. Cauc. Sci. Bridge, 2020, vol. 3, no. 1, pp. 29–41 (in Russ.).

Stepanova E.A. Postsekulyarnaya religioznost’: individ versus institut [Post-Secular Religiosity: Individual versus Institute]. Religiovedenie, 2015, no. 3, pp. 56–65.

Kolyakina E.A. Opredelenie sushchnosti ponyatiya “religioznost’” [Defining the Essence of the Concept of Religiosity]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 2007, vol. 13, no. 3, pp. 51–55.

Breskaya O.Yu. Izuchenie religioznosti: k neobkhodimosti integral’nogo podkhoda [The Study of Religiosity: On the Need for an Integral Approach]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2011, no. 12, pp. 77–87.

Yablokov I.N. Religioznoe soznanie: spetsifika, urovni, reprezentatsii [Religious Consciousness: Specificity, Levels, Representations]. Voprosy filosofii, 2018, no. 2, pp. 46–55.

Amit S., Barua L., Kafy A.A. Countering Violent Extremism Using Social Media and Preventing Implementable Strategies for Bangladesh. Heliyon, 2021, vol. 7, no. 5. Art. no. e07121. DOI: 10.1016/j.heliyon.2021.e07121

Sledzevskiy I.V. Desecularization of the World Community as Tension Source in the International Relations and World Politics. Outl. Glob. Transform. Politics Econ. Law, 2018, vol. 11, no. 4, pp. 30–45 (in Russ.). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-30-45

Pretus C., Hamid N., Sheikh H., Ginges J., Tobeña A., Davis R., Vilarroya O., Atran S. Neural and Behavioral Correlates of Sacred Values and Vulnerability to Violent Extremism. Front. Psychol., 2018, vol. 9. Art. no. 2462. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02462

Leybovich O.L. Arkhaichnye praktiki v sovremennoy kul’ture [Archaic Practices in Modern Culture]. Kul’turnyy kod, 2018, no. 1, pp. 40–45.

Davydov S. The Chief and His Sacral Power. Wisdom, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 72–78. DOI: 10.24234/wisdom. v1i6.64

Metlitskaya Z.Yu. Henry More as a Critic of “Charismatic Religiosity”. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya, 2020, vol. 4, no. 1, pp. 27–41 (in Russ.). DOI: 10.21146/2587-683X-2020-4-1-27-41

Eliade M. Svyashchennoe i mirskoe [The Sacred and the Profane]. Moscow, 1994. 144 p.

Llorent-Bedmar V., Cobano-Delgado Palma V.C., Navarro-Granados M. Islamic Religion Teacher Training in Spain: Implications for Preventing Islamic-Inspired Violent Radicalism. Teach. Teach. Educ., 2020, vol. 95. Art. no. 103138. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103138

Arvisais O., Bruyère M.-H., Chamsine C., Mahhou M.A. The Educational Intentions of the Islamic State Through Its Textbooks. Int. J. Educ. Dev., 2021, vol. 87. Art. no. 102506. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102506

Загрузки

Опубликован

2022-06-27

Как цитировать

Излученко, Т. В. (2022). Роль архаичности в сознании религиозных экстремистов: социально-философский анализ. Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 22(3), 104–112. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V184