The Route to the White Sea in the 19th Century. Part 2: Commercial Transportation by Land

Authors

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V262

Keywords:

Russian North, Vyatka region, interregional trade, overland communication routes, road tradition in Russia, memoir, archival sources

Abstract

 For centuries, ways have led from the Vyatka region to Arkhangelsk and the White Sea coast. Grain, flour, flaxseed and hemp from the region’s towns, as well as goods from the Volga and Kama regions were exported along these routes every winter. Through dense forests and then on river barges, the cargo was transported to Arkhangelsk. This paper examines the state of roads that ran from the central part of the Vyatka region to the river piers during the19th century. The purpose of this study is to determine how the condition of roads and roadside facilities affected interregional trade in agricultural goods. This topic is considered here in the context of the so-called road tradition of Russia, i.e. conditions, circumstances, and situations that accompanied journeys by land over long distances. Getting with cargo to the northern river piers along cart roads was very difficult, since the way was long and ran through sparsely populated wooded areas. This hampered the economic activity of millions of people: costs were significant while earnings were low. In addition, the transported goods were raw materials or agricultural products with low level of processing. Bad roads stimulated the search for fundamentally different ways of delivering cargo to the White Sea. However, the Perm–Vyatka–Kotlas railway line, which was completed by 1900, came too late: cargo transportation from Vyatka and neighbouring regions had already shifted from the north to the west, i.e. towards Rybinsk and St. Petersburg.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Vladimir A. Korshunkov, Vyatka State University

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политических наук

References

Тараканов К.Г. Железнодорожные проекты «Вятка–Котлас», 1867–1871 гг. (по материалам Государственного архива Архангельской области) // Двинская земля / гл. ред. С.А. Гладких. 2007. Вып. 5: Материалы пятых межрегион. общ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чтений, посвящ. 90-летию города Котласа, 17−18 марта 2007 года. Котлас: ЭЛПА, С. 38–40.

Статистические труды Ивана Федоровича Штукенберга: [издаваемые сыном авт., Антоном Штукенбергом, Корпуса инж. путей сообщения подполковником] / пер. с нем. СПб.: тип. И.Н. Глазунова и комп., 1858−1860. Т. 1, ст. 22: Описание Вятской губернии. 1858. 48, [1], 51, VIII c.

Статистические труды Ивана Федоровича Штукенберга: [издаваемые сыном авт., Антоном Штукенбергом, Корпуса инж. путей сообщения подполковником] / пер. с нем. СПб.: тип. И.Н. Глазунова и комп., 1858−1860. Т. 1, ст. 1: Описание Архангельской губернии. 1857. [4], II, 67, [3] с.

Криушина В.А. Вятская губерния первой половины XIX в. в статистическом описании И.Ф. Штукенберга // Немцы в России: взгляд из провинции: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием, Киров, 27 окт. 2010 г. / ред. кол.: В.Т. Юнгблюд [и др.]. Киров: Изд-во Вят. гос. гуманит. ун-та, 2011. С. 8–24.

Материалы о состоянии уездов губернии за 1850 г. Т. 2 // Центр. гос. арх. Киров. обл. (ЦГАКО). Ф. 574. Оп. 1. Д. 12.

Военно-статистическое обозрение Российской империи. СПб.: в Тип. Департамента Генер. Штаба, 1850. Т. 2. Ч. 4: Вятская губерния / сост. поручик Коведяев. 109 с.

Прозоров Я.А. О хлебной торговле Архангельского порта // Тр. Имп. Вольн. экон. о-ва. 1867. Т. 1. С. 572–578.

Чубинский М. Виды хлебов, производимых в Архангельской губернии, с показанием количества производства каждого // Тр. Имп. Вольн. экон. о-ва. 1867. Т. 1. С. 294–304.

Обоснование и переписка с вологодским губернатором, котельничским земским исправником и городским головой о возможности проложения пути по рекам Моломе и Юнтале к Архангельскому порту // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 15.

Сведения Вятского губернского статистического комитета о состоянии уездов губернии за 1850 г. // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 11.

Фищев А.В. Вятская старина. Днепропетровск: РИА «Проминформ», 1997. 102 с.

Записка о необходимости сооружения Волжско-Двинской железной дороги: от Казанского биржевого комитета. М.: Типо-литогр. «Русского т-ва печ. и изд. дела», 1893. 40, [12] с.

Энгельгардт А.П. Волго-Двинская железная дорога: экономическое и торговое ее значение для Севера России, восточных поволжских губерний, Вятского края и Западной Сибири. Архангельск: Тип. Губ. правления, 1893. 31 с.

Жаравин В.С. Железные дороги на Вятке: история строительства. Киров: Герценка: Веси, 2018. 147 с.

Ворончихин А.Ф. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги // Очерки истории Удмуртии XIX века: сб. ст. / отв. ред. Н.П. Лигенко. Ижевск: Удмурт. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 1996. С. 261–286.

Записка о Волжско-Двинской железной дороге, составленная по поручению комиссии для обсуждения нужд Севера. СПб.: Тип. А.А. Краевского, [1882]. VIII, 37 с.

Случевский К.К. По Северо-Западу России. Т. 1: По Северу России. СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1897. 456, XX с. [4].

Шенк Ф.Б. Поезд в современность: мобильность и социальное пространство России в век железных дорог. М.: Нов. лит. обозрение, 2016. 584 с.

Записка о Волжско-Двинской железной дороге, составленная железно-дорожной комиссией, образованной при Вятской городской думе: г. Вятка, 1894 года. Вятка: Тип. Маишеева, бывшая Куклина и Красовского, 1894. 25 с.

Эргин А.А. Значение Пермь-Котласской железной дороги для Вятского края // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 год. Отд. 2. Вятка: Губ. тип., 1900. С. 273–298.

Приложение к докладу об экономическом исследовании дорог, Вятскому губернскому земскому собранию экстренной сессии 18 апреля 1906 г. Вятка: Тип. и хромолитография Шкляева бывшая Маишеева, Куклина и Красовского, 1906. 76, 14 с.

Егоров А.С. Транспорт Северного края: современное состояние и перспективы развития / под ред. и с предисл. В.А. Шаркова. Архангельск: Сев. краевое изд-во, 1933. 64 с.

Published

2023-06-16

How to Cite

Korshunkov В. А. (2023). The Route to the White Sea in the 19th Century. Part 2: Commercial Transportation by Land. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences", 23(3), 5–12. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V262