Семиотические аспекты афганских татуировок
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V192Ключевые слова:
семиотика татуировки, символ, иконический знак, армейская субкультура, коллективная память, Афганская война, Афганистан, СССРАннотация
Статья посвящена семиотическому анализу афганских татуировок, которые делали военнослужащие Советской армии в память о прохождении службы в Афганистане в период пребывания там ограниченного контингента советских войск (1979–1989). Материалом для исследования стали фотографии татуировок, размещенные на 6 специализированных сайтах. Изображения были интерпретированы путем сравнения с аналогичными татуировками морской, тюремной и зарубежной армейской тематики. В ходе исследования удалось выявить значительное расхождение афганских и тюремных татуировок, а также установить западное влияние тату-арта на первых. Вместе с тем отмечено, что афганские татуировки содержат уникальные формы визуальной репрезентации Афганской войны, которые заключаются в использовании мусульманского календаря, арабского письма, образов советской военной техники и многочисленных афганских топонимов. К интересным наблюдениям стоит отнести отсутствие среди элементов афганских татуировок официальной советской (серп и молот) и христианской (кресты, ангелы, церкви, иконы) символики, которую заменяют различные анималистические образы (орел, тигр, волк) и знаки полковой идентичности. Из примечательной неофициальной советской символики, представленной на афганских татуировках, можно выделить образ Вечного огня. Любопытным результатом исследования стало выявленное различие в модальности восприятия Афганской войны в тату-арте и советском/российском кинематографе: если в кино доминирует представление о заведомо роковом характере войны, то в татуировках ярко выражены мемориальный аспект и чувство гордости за проведенное в Афганистане время. В целом афганские татуировки являются важной культурной проекцией для понимания советской духовной культуры.
Скачивания
Библиографические ссылки
Николаи Ф.В. Полемика о травме и памяти в американской философии культуры: дис. … д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2018. 335 с.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Ин-т эксперим. социологии; Алетейя, 1998. 160 c.
Иваненко А.И. Шурави и душман в пространстве отечественной кинорефлексии // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 3. С. 48–59. DOI: 10.37482/2227-6564-V019
Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 c.
Коркин П. «Страдай, но молчи»: какие татуировки делали французские заключенные в XIX в. – и почему их искусство снова в моде // Нож. 2019. 10 дек. URL: https://knife.media/french-prison-tattoo/ (дата обращения: 16.02.2022).
Вологодский С. Воровские тату: язык символов // Петровка, 38. 2020. 25 авг. (№ 31(9728)). URL: https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vorovskie-tatu-yazyk-simvolov (дата обращения: 13.02.2022).
Мельникова Л.А. География распространения татуировки в историческом аспекте // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. № 6. С. 164–169.
Малинин В.Б., Трапаидзе К.З. История возникновения татуировок // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 21–22 апреля 2015 г. / под. общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Т. I. C. 55–59.
Овсянникова О.А. Татуировка через призму семиотики // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Обществ. науки. 2017. Т. 3, вып 2(10). С. 82–85.
Пять континентов / Н.И. Вавилов. Под тропиками Азии / Н.А. Краснов. М.: Мысль, 1987. 348 с.
Негарестани Р. Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами. М.: Носорог, 2019. 272 с.
References
Nikolai F.V. Polemika o travme i pamyati v amerikanskoy filosofii kul’tury [Disputes About Trauma and Memory in American Philosophy of Culture: Diss.]. Nizhny Novgorod, 2018. 335 p.
Lyotard J.-F. La Condition postmoderne: rapport su r le savoir. Paris, 1979 (Russ. ed.: Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna. Moscow, St. Petersburg, 1998. 160 p).
Ivanenko A.I. Shuravi and Dushman as Reflected in Soviet and Russian Cinematography. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki, 2020, no. 3, pp. 48–59. DOI: 10.37482/2227-6564-V019
Barthes R. Mythologies. Paris, 1957. 233 p. (Russ. ed.: Bart R. Mifologii. Moscow, 1996. 312 p.).
Korkin P. “Straday, no molchi”: kakie tatuirovki delali frantsuzskie zaklyuchennye v XIX v. – i pochemu ikh iskusstvo snova v mode [“Suffer in Silence”: Tattoos of French Prisoners in the 19th Century and Why Their Art Has Come into Fashion Again]. Nozh, 10 December 2019. Available at: https://knife.media/french-prison-tattoo/ (accessed: 16 February 2022).
Vologodskiy S. Vorovskie tatu: yazyk simvolov [Criminals’ Tattoos: The Language of Symbols]. Petrovka, 38. 25 August 2020, no. 31. Available at: https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vorovskie-tatu-yazyk-simvolov (accessed: 13 February 2022).
Mel’nikova L.A. Geografiya rasprostraneniya tatuirovki v istoricheskom aspekte [Geography of Distribution of Tattoos in Historical Aspect]. Interekspo Geo-Sibir’, 2011, no. 6, pp. 164–169.
Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Istoriya vozniknoveniya tatuirovok [The Origin of Tattoos]. Skvortsov V.N. (ed.).
XIX Tsarskosel’skie chteniya [19th Tsarskoye Selo Readings]. St. Petersburg, 2015. Vol. 1, pp. 55–59.
Ovsyannikova O.A. Tatuirovka cherez prizmu semiotiki [Tattoo Through the Prism of Semiotics]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Obshchestvennye nauki, 2017, vol. 3, no 2, pp. 82–85.
Vavilov N.I. Pyat’ kontinentov [Five Continents]. Krasnov N.A. Pod tropikami Azii [In the Tropics of Asia]. Moscow, 1987. 348 p.
Negarestani R. Cyclonopedia: Complicity with Anonymous Materials. Melbourne, 2008. 244 p. (Russ. ed.: Negarestani R. Tsiklonopediya: souchastie s anonimnymi materialami. Moscow, 2019. 272 p.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.