Идеологические ойкодублеты в истории этносоциума

Авторы

  • Татьяна Александровна Буркова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-5927-3706

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V303

Ключевые слова:

ойконимы, переименование ойконимов, топонимическая политика, идеологические ойкодублеты, национально-культурная маркированность

Аннотация

 На протяжении всей истории существования человечества топонимы, в т. ч. и ойконимы, занимают особое место в жизни социума. Изменения территориального, политического и идеологического характера оказывают влияние на номинацию и реноминацию ойконимов. В работе показано разнообразие терминологического аппарата, связанного с обозначением процесса переименования («вторичная номинация», «реноминация», «ренейминг»). Характерный признак ойконимов – национально-культурная маркированность, которая может проявляться в лингвокультуре в результате возникновения идеологических ойкодублетов, отражающих исторические события, связанные со стиранием или увековечиванием имен тех или иных политических лидеров. Рассматриваются идеологические ойкодублеты, существовавшие в ХХ веке в России, а также в бывших странах Союза Советских Социалистических Республик и Восточной Германии. Автор выделяет три этапа их возникновения на территории России: 1) ликвидация лексики «царского самодержавия»; 2) увековечивание памяти о политических лидерах Советского Союза; 3) десоветизация ойконимии. Отмечается аналогичность появления ойкодублетов второго и третьего этапов в странах постсоветского пространства, а также на территории бывшей Германской Демократической Республики. Автор приходит к выводу, что идеологические ойкодублеты маркируют, как правило, полярные политические режимы. Перемены в жизни общества отражаются на бытии отдельного индивида и социума в целом. Следствие этих перемен – появление новых лексических единиц, закрепляющихся в языке, как свидетелей времени. Важными хранителями исторической и культурной памяти в этносоциуме служат ойконимы – проводники не только чисто лингвистической, но и обширной лингвострановедческой информации. Изменения политического характера отражаются на топонимической политике, связанной с другими ее видами – идеологической, языковой, национальной и др.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Александровна Буркова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

доктор филологических наук, заведующая кафедрой романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам; профессор кафедры «Философия, история и право»

Библиографические ссылки

Walther H. Namenkunde und geschichtliche Landeskunde. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 2004. 444 s.

Wenzel W. Namen und Geschichte. Orts- und Personennamen im deutsch-westslawischen Sprachkontaktraum als historische Zeugnisse. Hamburg: Baar-Verlag, 2014. 442 s.

Асанов А.Ю. Урбанонимия города Тамбова в лингвокогнитивном аспекте: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2014. 185 с.

Калуцков В.Н. О концептуализации географического пространства России и Ближнего Зарубежья (по данным о переименованиях географических объектов) // Изв. Рос. акад. наук. Сер. географ. 2021. Т. 85, № 6. С. 924–935. DOI: 10.31857/S258755662106008X

Хвесько Т.В. Имя в сознании человека // Когнит. исслед. языка. 2016. № 24. С. 696–704.

Матвеев А.К. Тенденции и практики в современной российской урбономинации // Вопр. ономастики. 2009. № 7. С. 100–105.

Поспелов Е.М. Названия городов и сел / отв. ред. Э.М. Мурзаев. М.: Наука, 1996. 147 с.

Никитин С.А. Лингвистические аспекты переименований географических объектов в России: дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 220 с.

Терентьев Е.А. Переименование советских топонимов в Санкт-Петербурге: анализ публичных дискуссий // Журн. социологии и соц. антропологии. 2015. Т. 18, № 2. С. 72–86.

Петешова О.В. Идеологическая антонимия как способ согласования топонимов при переименованиях географических объектов // Филол. аспект. 2019. № 8(52). С. 66–71.

Taylor N. The Name of the Beast: The Perilous Process of Naming Brands, Products and Companies. London: Cyan, 2006. 179 p.

Новичихина М.Е., Дрогайцева М.А. О феномене медиаренейминга // Теория языка и межкультур. коммуникация. 2017. № 2(25). С. 54–59.

Балахонская Л.В. Ренейминг, его виды и смежные понятия: проблемные зоны исследований // PR и реклама в изменяющемся мире: регион. аспект. 2020. № 23 С. 37–49.

Разумов Р.В. Процесс переименования объектов в Российской Федерации в 1990–2000-е гг. как особая социокультурная практика // Верхневолж. филол. вестн. 2020. № 4(23). С. 196–204. DOI: 10.20323/2499-9679-2020-4-23-196-204

Кузьменко О.Н. О функциях переименования топонимов (на примере урбанонимов Парижа) // Studia Linguistica (СПб.). 2014. № XXIII. С. 63–70.

Басик С.Н. Общая топонимика: моногр. Минск: БГУ, 2008. 168 с.

Fleischer W. Variationen von Eigennamen // Der Name in Sprache und Gesellschaft: Beiträge zur Theorie der Onomastik / hrsg. von H. Walther. Berlin: Akademie-Verlag, 1973. S. 52–63.

Демьянов К.В., Рыженко В.Г. Идеология, топонимика, политика памяти: о массовом переименовании городов в СССР // Вестн. Омск. ун-та. Сер.: Ист. науки. 2017. № 4(16). С. 153–160. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.153-160

Беляев А.Н. О вариативности топонимов в немецком языке // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер: Лингвистика. 2013. № 2. С. 53–58.

Голомидова М.В. Топонимическая политика в сфере номинации внутригородских объектов: теоретические и прикладные проблемы // Вопр. ономастики. 2018. Т. 15, № 3. С. 36–61. DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.3.028

Eichler E., Walther H. Städtenamenbuch der DDR. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1988. 327 s.

Загрузки

Опубликован

2023-12-25

Как цитировать

Буркова, Т. А. (2023). Идеологические ойкодублеты в истории этносоциума. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 23(6), 45–54. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V303