Проблема человека в философии И.А. Ильина
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V367Ключевые слова:
антропология, русская религиозная философия, революция, бытие, проблема человека, духовность, И.А. ИльинАннотация
Проблематика человека занимает особое место в русской религиозной философии. В статье рассматривается тема человека в зрелых произведениях видного русского мыслителя И.А. Ильина (1883–1954). Цель настоящей статьи заключается в анализе характерных черт человека, которые И.А. Ильин предлагает в своей философии. В рамках исследования используются такие методы, как историко-генетический, герменевтический, компаративистский, а также анализ, синтез и обобщение. Сделан вывод о том, что три революции и две войны, которые Россия пережила за первые два десятилетия XX века, не могли не отразиться на мышлении отечественных философов. Ставится вопрос о человеке как субъекте исторических изломов. Поскольку каждая революция несет с собой смену моральной установки, то сущностные определения человека были весьма затруднительными. Но одно было ясно: человек находится в глубочайшем кризисе, выход из которого возможен только при усиленной духовной работе. Возник смысловой зазор между фактическим человеком, носителем революционного сознания, и определенным императивом сущности человека, что должна быть раскрыта и реализована в действительности. Особое место в статье уделено проблеме духовности личности, выступающей ключевым компонентом человека, если рассматривать его в контексте революционных преобразований. Кризис духовности предлагается анализировать как показатель универсального кризиса человека, который должен быть исправлен на пути духовного обновления. В исследовании предложена следующая точка зрения: духовность – это основополагающее качество человека, испытывающего кризис, оно является фундаментом для его возрождения из революционного плена и становления его нового облика, способного привести существование к полновесным характеристикам.
Скачивания
Библиографические ссылки
Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. 383 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 543–624.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2022. 784 с.
Бердяев Н.А. Философия свободы / сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Шкоды. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. 732 с.
Декарт Р. Рассуждения о методе. М.: АСТ, 2023. 416 с.
Буллер А., Линченко А.А., Стурова Е.А. Проблема исторической ответственности в русской религиознофилософской мысли конца XIX – начала XX вв. (на примере сборника «Вехи») // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2020. № 451. C. 69–76.
Зеньковский В.В. История русской философии. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001. 885 с.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с.
Пономарев Е.Р. Отечество в философских построениях И.А. Ильина: литературные проекции // Stud. Litterarum. 2021. T. 6, № 3. C. 222–243. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-3-222-243
Obolevitch T. Ontologism in Semyon Frank // Stud. East Eur. Thought. 2021. Vol. 73, № 2. P. 155–168. https://doi.org/10.1007/s11212-020-09369-z
Черняев А.В., Цыганков А.С. Н.А. Бердяев в Голландии: к истории католической рецепции русской мысли 1920–1930-х гг. // Вестн. Православ. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 59–72. http://dx.doi.org/10.15382/sturI202197.59-72
Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 607 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Александр Владимирович Усачев (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.