Становление социально-семиотического подхода к анализу мультимодального дискурса: обзор зарубежного опыта

Авторы

  • Наталья Валерьевна Дутова Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0003-4809-6865

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V362

Ключевые слова:

мультимодальность, мультимодальный дискурс, социальная семиотика, социально-семиотический подход, мультимодальный интерактивный анализ

Аннотация

В статье представлен краткий обзор зарубежного становления социально-семиотического подхода к анализу мультимодального дискурса. С помощью методов диахронического анализа, междисциплинарного синтеза, абстрагирования и аналогии рассматривается формирование и развитие комплексных социально-коммуникативных технологий изучения коммуникации в совокупности с социально сконструированными культурными ресурсами. Основное внимание направлено на становление мультимодальных исследований в социальной семиотике. Характеризуется идея метафункциональности в отношении языка и социальной жизни человека М. Хэллидея, положившая начало изучению совместного функционирования семиотических ресурсов в различных дискурсах для достижения коммуникативных целей. Описана теория Р. Ходжа и Г. Кресса, закрепившая семиотический статус за всем, что связано с человеком и человеческой деятельностью. Кроме того, представлены контекстуальный подход к изучению мультимодальности Г. Кресса и Т. ван Левена и визуальная грамматика М. ОʼТула как универсальные технологии исследования семиотических ресурсов. Обозначены особенности контекстуального и грамматического подходов в рамках системно-функционального мультимодального дискурсивного анализа. Особое место отведено мультимодальному интерактивному анализу Р. Сколлона, С. Вонг Сколлон и С. Норрис. Подчеркнута значимость концепции Р. Сколлона о дискурсе как динамичной социальной практике и языке как инструменте совершения действий. Изложена попытка установления С. Норрис универсальной единицы мультимодального анализа в качестве наименьшей единицы прагматического анализа в коммуникации с участием любой модальности. Рассмотрена визуальная транскрипция как эффективный метод анализа коммуникации, опосредованной современными цифровыми технологиями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Валерьевна Дутова, Новосибирский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка

Библиографические ссылки

Kress G., Bezemer J. Multimodal Discourse Analysis // The Routledge Handbook of Discourse Analysis / ed. by M. Handford, J.P. Gee. London: Routledge, 2023. P. 139–155. https://doi.org/10.4324/9781003035244-12

O’Halloran K.L., Tan S. Discourse Analysis and Semiotics // Bloomsbury Semiotics. Vol. 4. Semiotic Movements / ed. by J. Pelkey, P. Cobley. London: Bloomsbury Acad., 2023. P. 231–252. https://doi.org/10.5040/9781350139435.ch-11

Norris S. Multimodal Theory and Methodology: For the Analysis of (Inter)action and Identity. London: Routledge, 2020. 120 p.

Полимодальные измерения дискурса / сост. М.И. Киосе; отв. ред. О.К. Ирисханова. 2-е изд. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. 448 с.

O’Halloran K.L. Multimodal Discourse Analysis // The Bloomsbury Handbook of Discourse Analysis / ed. by K. Hyland, B. Paltridge, L.L.C. Wong. London: Bloomsbury Publ., 2021. P. 249–267.

Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold, 1978. 256 p.

Hodge R., Kress G. Social Semiotics. Cambridge: Polity Press, 1988. 285 p.

Kress G., van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Abingdon: Routledge, 2021. 288 р.

O’Toole M. The Language of Displayed Art. Rutherford: Fairleigh Dickinson Univ. Press, 1994. 295 p.

O’Halloran K.L., Beezer R.A., Farmer D.W. A New Generation of Mathematics Textbook Research and Development // ZDM Math. Educ. 2018. Vol. 50. Р. 863–879. https://doi.org/10.1007/s11858-018-0959-8

Djonov Е., Tseng C.-I. Harnessing the Potential of Transmedia Narratives for Critical Multimodal Literacy // Crit. Discourse Stud. 2021. Vol. 18, № 3. Р. 349–367. https://doi.org/10.1080/17405904.2020.1804954

Caple H., Huan C., Bednarek M. Multimodal News Analysis Across Cultures. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2020. https://doi.org/10.1017/9781108886048

Unsworth L. High School Science Infographics: Multimodal Meaning Complexes in Composite ImageLanguage Ensembles // Pensam. Educ. 2021. Vol. 58, № 2. https://doi.org/10.7764/PEL.58.2.2021.9

Lemke J.L. Multiplying Meaning: Visual and Verbal Semiotics in Scientific Text / ed. by J.R. Martin, R. Veel // Reading Science: Critical and Functional Perspectives on Discourses of Science. London: Routledge, 1998. P. 87–113.

Jewitt C. Multimodality and Literacy in School Classrooms // Rev. Res. Educ. 2008. Vol. 32, № 1. Р. 241–267. https://doi.org/10.3102/0091732x07310586

Wang Y. On Visual Semantic Algebra (VSA): A Denotational Mathematical Structure for Modeling and Manipulating Visual Objects and Patterns. IJSSCI, 2009, vol. 1, no. 4, pp. 1–16. https://doi.org/10.4018/jssci.200906

Pierce C.S. Peirce on Signs: Writings on Semiotic by Charles Sanders Peirce. Chapel Hill: UNC Press Books, 1991. 294 p.

Scollon R., Wong Scollon S. Discourses in Place: Language in the Material World. London: Routledge, 2003. 258 p.

Wertsch J.V. Voices of the Mind: Sociocultural Approach to Mediated Action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1991. 182 p.

Scollon R. Mediated Discourse: The Nexus of Practice. London: Routledge, 2001. 182 p.

Wong Scollon S., de Saint-Georges I. Mediated Discourse Analysis // The Routledge Handbook of Discourse Analysis / ed. by M. Handford, J.P. Gee. London: Routledge, 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/307575422_Mediated_Discourse_Analysis (дата обращения: 14.04.2024).

McNeill D. Hand and Mind: What Gestures Reveal About Thought. Chicago: Univ. Chicago Press, 1992. 416 p.

Geenen J. Introduction: Multimodal (Inter)action Analysis // Multimodal Commun. 2023. Vol. 12, № 1. P. 1–6. https://doi.org/10.1515/mc-2023-0010

Norris S. What Is a Mode? Smell, Olfactory Perception, and the Notion of Mode in Multimodal Mediated Theory // Multimodal Commun. 2013. Vol. 2, № 2. Р. 155–170. https://doi.org/10.1515/mc-2013-0008

Norris S. Systematically Working with Multimodal Data: Research Methods in Multimodal Discourse Analysis. Hoboken: John Wiley & Sons, 2019. 301 р.

Geenen J., Matelau-Doherty T., Norris S. Visual Transcription. A Method to Analyze the Visual and Visualize the Audible in Interaction // Rev. fr. méthodes visuelles. 2021. Vol. 5. P. 1–55.

Jones R.H. Towards an Embodied Visual Semiotics: Negotiating the Right to Look // Visualizing Digital Discourse: Interactional, Institutional and Ideological Perspectives / ed. by C. Thurlow, C. Dürscheid, F. Diémoz. Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. Р. 19–45.

Schmidt A., Marx K. Making Let’s Plays Watchable: An Interactional Approach to Gaming Visualizations // Visualizing Digital Discourse: Interactional, Institutional and Ideological Perspectives / ed. by C. Thurlow, C. Dürscheid, F. Diémoz. Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. Р. 131–151.

Cserző D. Intimacy at a Distance: Multimodal Meaning Making in Video Chat Tours // Visualizing Digital Discourse: Interactional, Institutional and Ideological Perspectives / ed. by C. Thurlow, C. Dürscheid, F. Diémoz. Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. Р. 151–171.

Загрузки

Опубликован

2024-10-01

Как цитировать

Дутова, Н. В. (2024). Становление социально-семиотического подхода к анализу мультимодального дискурса: обзор зарубежного опыта. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 24(4), 64–73. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V362