Фантастическое допущение как способ экстериоризации внутреннего персонажа в художественном тексте
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V376Ключевые слова:
психологизм, внутренний персонаж, конвергенция, фантастическое допущение, экстериоризация, фэнтезийный роман «Северное сияние», психологический рассказ «Миссис Фокс»Аннотация
Статья посвящена описанию лингвистических механизмов изображения внутреннего состояния персонажа через фантастическое допущение на примере персонажа-оборотня в фэнтезийном романе Ф. Пулмана «Северное сияние» и психологическом рассказе С. Холл «Миссис Фокс». В современной литературе, тяготеющей к психологизму как особому эстетическому принципу, фантастическое допущение используется в различных жанрах и стилях текста, однако его потенциал участия в экстериоризации внутренних состояний персонажа прямо пропорционален степени психологизма. Так, если рассматривать заявленные художественные тексты, то наибольшей степенью глубины и детализации в качестве средства
экстериоризации обладает превращение женщины в лису в рассказе «Миссис Фокс», поскольку фантастическое допущение является здесь основой сюжета психологического рассказа и иносказательным образом его главной идеи (ценности свободы воли). Анализ произведения позволил выявить конвергенцию лексических и синтаксических стилистических средств и ряд лексико-семантических групп, реализующих экстериоризацию внутреннего персонажа. Выступая ключевым механизмом данного вида экстериоризации, конвергенция компенсирует доминирование прямой формы психологизма в рассказе (интериоризации). В непсихологическом романе Ф. Пулмана главная функция фантастического допущения «деймона» (персонажа-двойника) – внешнесобытийная, однако в некоторых фрагментах текста «деймон» имплицирует внутренние состояния протагониста. К языковым механизмам анализируемой экстериоризации в романе относятся детали образа оборотня и эмотивная лексика. Кроме того, выявлены такие функции «деймона» в экстериоризации внутреннего персонажа, как усиление эмоций в портрете персонажа, включение эмоций в портрет персонажа, реализация внутреннего конфликта и способности контролировать эмоции, выделение черт характера персонажа.
Скачивания
Библиографические ссылки
Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVIII–ХIX вв. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1998. 446 с.
Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2003. 120 с.
Скворцов В.В. Вымышленные языки в поэтике фантастической прозы США второй половины XX века: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2015. 201 с.
Светличная С.А. Эвристический вымысел текстов научной фантастики // Научные исследования высшей школы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 160–164.
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуал. кн., 1999. 144 с.
Петров М.А., Моргун Е.А. Метафора как средство создания иллюзии достоверности фантастических образов (на примере рассказа С. Кинга «Грузовик дяди Отто») // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 9. С. 2814–2819. https://doi.org/10.30853/phil20220503
Винтерле И.Д. Миф как основа литературы фэнтези // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 37–39.
Сухих О.С. Фантастическое начало в рассказе Л.И. Бородина «Этого не было» // Филология: науч. исслед. 2021. № 5. С. 73–80. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.5.35538
Наумчик О.С. 5.1. Пространственно-временные модели фэнтези // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX–XXI вв.: коллектив. моногр. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 356–363.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Светлана Геннадьевна Филиппова (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.