Особенности философии русских розенкрейцеров конца XVIII – начала XIX века и мировоззрение универсализма
DOI:
https://doi.org/10.37482/2687-1505-V396Ключевые слова:
универсализм, метауниверсализм, холизм, розенкрейцерство, русские розенкрейцерыАннотация
В статье акцентируется внимание на нарастающем сонме комплексных проблем социального, природного и экологического характера, с которыми столкнулась человеческая цивилизация в начале нашего столетия. Подчеркивается, что наиболее полно осознать эти проблемы и найти пути, способы, формы выхода из общего кризиса (состояния обострения данных проблем) посредством должных убеждений, ориентиров верований, ценностных установок, практических регуляторов может позволить системный комплекс обобщенных воззрений человека на мир, на себя в нем и взаимоотношения с ним, т. е. мировоззрение. Указывается на необходимость формирования нового мировоззрения, наиболее способного отражать реальность и организовывать деятельность в соответствии с изменяющимся миром. Прежние формы мировоззрения – холизм, меризм, религиозный единоцентризм – устаревают по причине потери актуальности редукции к целому, части или единому соответственно. Новое мировоззрение предлагается создать на основе традиционного мировоззрения универсализма, понимаемого как разновидность холизма, абсолютизирующего универсальное целое (универсум). Новому универсализму (метауниверсализму) в отличие от традиционного должен быть свойственен подлинный нонредукционизм, который достигается путем взаимопронизывания смыслового содержания понятий «единое», «целое», «многое», «единичное» и «уникальное». Обеспечивается такое сплавление принципом конвергенции и процедурой оптимизации, согласующими структурно и функционально потенциалы значений данных понятий для их сближения в единый концепт, «понятие-сплав» единого целого, проявляющегося в отдельной, индивидуальной части. Эти методологические особенности наиболее соответствуют современной объективной действительности, а значит, позволяют создать картину мира, максимально адекватную происходящим в природе и обществе изменениям, что служит вкладом в разработку философской методологии исследования и разрешение сложных социальных, социоприродных, в т. ч. глобальных, проблем современности. Истоки такого мировоззрения усматриваются в идеях русских розенкрейцеров конца XVIII – начала XIX века, прежде всего в их метафизике, онтологии и гносеологии. В статье обосновывается универсалистский характер многих взглядов розенкрейцеров.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ненашева М.В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вызовов современности // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 5. С. 69–77. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V209
Мякинников С.П. Сопряжение идей единоцентризма, холизма и меризма в метафизике Г.В. Лейбница // Вестн. ВГУ. Сер.: Философия. 2020. № 4(38). С. 46–55.
Мировоззренческие вопросы политической экономии: современность и своевременность / под ред. А.Г. Грязновой и М.Л. Альпидовской. М.: КНОРУС, 2024. 260 с.
Гарпушкин В.Е. Гуманистический универсализм как парадигма мировоззрения: дис. … д-ра филос. наук. Иваново, 2010. 291 с.
Семека А.В. Русское масонство в XVIII в. // Масонство в его прошлом и настоящем: в 2 т. / под ред. С.П. Мельгунова, Н.П. Сидорова. М.: СП «ИКПА», 1991. Т. 1. С. 124–174.
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Изд. 2-е, испр. и расшир. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 1999. 567 с.
Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: по материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: УрГУ, 1995. 222 с. https://doi.org/10.17513/np.338
Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. СПб.: Стомма, 2000. 235 с.
Пыпин А.Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. Петроград: ОГНИ, 1916. 575 с.
Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны; Вольные каменщики. М.: Интербук, 1991. 141 с.
Гамалея С.И. Рассмотрение причин побудительных и побуждающих ко вступлению в Свободное Каменщичество // Магазин свободно-каменьщический, содержащий в себе: речи, говоренныя в собраниях; песни, письма, разговоры и другия разныя краткия писания, стихами и прозою; в 7 томах, а каждый том в 3 частях состоящий. М.: Тип. И. Лопухина, 1784. Т. 1, ч. 2. С. 77–92.
Халтурин Ю. Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII–XIX веков: попытка определения // Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31, № 4(31). С. 87–112.
Халтурин Ю.Л., Кучурин В.В., Родиченков Ю.Ф. «Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX веках. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. 380 с.
Смит Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке / авториз. пер. с англ. К. Осповата и Д. Хитровой. М.: Новое лит. обозрение, 2006. 222 с.
Верслуис А. Магия и мистицизм: введение в изучение западного эзотеризма / пер. с англ. С.С. Петрухина; науч. ред. Д.Д. Гальцина. СПб.: Акад. исслед. культуры, 2024. 336 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Сергей Петрович Мякинников (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.